Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: храпение, передача и обработка информации.
Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его реализация и среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.
Задание. Составь программы по условиям задач:
Найти периметр прямоугольника, если известны его стороны.
Ввести число . Если оно положительное, то найти .
Распечатать все целые числа [-10; 10].
Реши задачу.
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).
Задание. Работа с файлом "билет 02.2".
Реши задачу.
Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
Создание и обработка графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображение через сканер или с цифрового фотоаппарата. Простейшая обработка цифрового изображения.
Задание.
Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).
В качестве материала для работы используй файлы в соответствующей папке.
Примерное задание:
создай папку FILSE на диске С;
скопируй файлы в эту папку;
создай подкаталог NAME;
перемести 2 файла в эту папку;
создай в каталоге FILSE подкаталог ONE;
скопируй туда 1 файл.
напиши полные имена полученных файлов.
Реши задачу.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение таблица оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.
Задание. Работа с файлом "билет 05.2".
Реши задачу.
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация работы с информацией в базах данных. Создание форм, включая управляющие кнопки.
Создай базу данных, состоящую из таблиц:
№пп
| Имя
| Год рождения
| Пол
| Номер телефона
| 1
| Света
| 1989
| ж
| (499) 146-2541
| 2
| Василий
| 1986
| м
| (495) 445-2216
| 3
| Марина
| 1990
| ж
| (916) 741-1996
| (номер телефона - шаблон)
№пп
| Год рождения
| 1
| 1986
| 2
| 1987
| 3
| 1988
| 4
| 1989
| 5
| 1990
| 6
| 1991
|
Создай связи между таблицами.
Создай форму для таблицы №1, разместив на ней кнопку, закрывающую форму.
Реши задачу.
Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.
Реши задачу.
Величины: константы, переменные, типы величин, присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.
Ответ по плану:
Интернет;
задачи и стратегии поиска;
средства поиска информации в глобальной сети:
каталоги;
поисковые машины;
язык поисковых запросов;
использование логических операторов и масок.
Реши задачу.
Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.
В качестве материала для работы используй соответствующий файл.
Примерное задание:
отформатируй реферат:
шрифт Time new roman, размер 14, выравнивание по ширине, межстрочный интервал 12, отступ в красной строке, интервал между абзацами 6;
заголовки сделай полужирными, по центру;
добавь титульный лист;
установи поля: левое 3, остальные – по 2 см;
пронумеруй страницы кроме первой;
создай гиперссылки из содержания на соответствующие заголовки.
Важно! Задание может быть выполнено не полностью (несколько гиперссылок, частичное форматирование, …) в связи с большим объемом текста.
Реши задачу.
Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание многотомного архива, использование антивирусных программ.
Изложение материала по плану с демонстрацией своего рассказа.
Примерное задание:
создай многотомный архив содержимого папки, указанной учителем, каждый том которого не больше 1 Мб;
добавь пароль на архив;
проверь на вирусы диск С.
Реши задачу.
Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы). Отладка программы и получение результатов.
Изложение материала по плану с демонстрацией своего рассказа.
Составление программ в среде учебного исполнителя. Вот примерные задания:
Задать значения переменным a, t$, x1. Вывести их на печать в одну строку.
Ввести с клавиатуры число. Определить, положительное оно или отрицательное.
Найти квадраты чисел от 1 до 10.
В среде Логомиры два объекта должны одновременно начать движение с разной скоростью.
Реши задачу.
Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.
Задание. Работа с файлом "билет 12.2".
Реши задачу.
Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
Организация поиска информации в готовой базе данных с применением составного логического выражения.
В качестве материала для работы используй файл "билет 13.2".
Примерное задание:
определи, сколько учеников 10 и 11 класса имеют средний балл более 3,5;
ответ запиши в ячейке I1.
Реши задачу.
Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
Работа с электронной таблицей. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы. Решение задачи с использованием электронной таблицы для изменяющихся начальных данных.
Примерное задание:
создай таблицу следующего вида:
Список покупок для банкета
|
|
|
|
|
|
| № пп
| Наименование товара
| Цена
| Кол-во
| Стоимость
| % от общей суммы
| 1
| хлеб белый
| 15,00р.
| 3
| х х х
| х х х
| 2
| икра красная
| 220,00р.
| 2
| х х х
| х х х
| 3
| икра черная
| 472,00р.
| 1
| х х х
| х х х
| 4
| сыр с плесенью
| 314,00р.
| 0,3
| х х х
| х х х
| 5
| колбаса сервелат
| 570,00р.
| 0,6
| х х х
| х х х
| 6
| бананы
| 42,00р.
| 3
| х х х
| х х х
| 7
| шампанское
| 430,00р.
| 8
| х х х
| х х х
| ИТОГО
|
|
|
| х х х
| х х х
|
дополни ее формулами, вычисляющими стоимость каждого продукта (х х х) и процент выделенной на этот продукт денег к общей сумме (х х х);
вычисли итоговую стоимость товаров;
замени цену сыра на и скажи, какие параметры при этом изменились.
Реши задачу.
Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
Построение алгоритма и реализация на изучаемом языке программирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя или отладка программы и получение результатов.
Теоретическое вступление (основные тезисы).
Задача.
Задать массив А из N элементов, сгенерированных случайным образом, . Найти среднее арифметическое четных. Алгоритм, программа.
Реши задачу.
Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.
Решение задачи по теме "Системы счисления" на изучаемом языке программирования или с использованием стандартной программы "Калькулятор".
Задача.
Используя программные средства найди значение выражения: 2AF16 + 1100012 738.
Реши задачу.
Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.
Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы). Отладка программы, получение результатов.
Теоретическое вступление (основные тезисы).
Задание. Составь программы по условиям задач:
Составь программу, дважды выводящую значение текстовой величины, введенной с клавиатуры.
С клавиатуры ввести число . Если , то , иначе .
Вводить с клавиатуры слово пока не будет введено слово "стоп".
Реши задачу.
Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
Построение алгоритма для управления учебным исполнителем (построение графического изображения). Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.
Задание.
Построить в среде учебного исполнителя Qbasic рисунок (цвета можно изменить):
Реши задачу.
Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
Обработка цифрового изображения и графическом редакторе. Например, устранение дефектов, ретуширование и тоновая коррекция фотографии.
Задание.
Используя растровый графический редактор, убери царапины на фотографии, подкорректируй цвет.
Реши задачу.
Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.
Построение алгоритма для обработки массива величин с реализацией на языке программирования.
Задание.
Задать с клавиатуры N слов. Распечатать их в прямом и обратном порядке.
Реши задачу.
|