Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе





Скачать 84.28 Kb.
НазваниеАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Дата публикации08.05.2015
Размер84.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Сидоренко Ю.В.


Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара
Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [1]. Это одно из основополагающих правил, на которых построена вся учебная деятельность. Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в ВУЗе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современному обществу.

В течение последних лет проблема организации самостоятельной работы студентов привлекает пристальное внимание педагогов, психологов, методистов; этой проблеме посвящены, в частности, работы Бабанского Ю.К., Архангельского С.И., Долженко О.В., Жаровой Л.В., Борткевича Е.К. и других ученых. Однако при всей многочисленности направлений, широте исследований данная проблема остается в недостаточной степени разработанной относительно сложившейся современной парадигмы образования и требует дальнейшего исследования [1]. В частности, это обусловлено тем, что учебный процесс в ВУЗе должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию [2].

Одни исследователи считают самостоятельной только активную творческую работу студента, в основе которой находятся его "самостоятельность, потребность и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению". Такое понимание приближает самостоятельную работу к творческой, и, по мнению некоторых исследователей, сужает границы данного понятия [3].

Также в самостоятельную работу включают и исполнительскую деятельность студента, относя сюда не только домашнюю самоподготовку по расширению и закреплению знаний, но и всю совокупность его занятий, в том числе умение конспектировать лекцию и т.п. [3]. Данный подход чрезмерно расширяет границы понятия.

Верным является утверждение, что самостоятельная работа - это не просто самостоятельность студентов в усвоении учебного материала, а организованная система обучения под руководством преподавателя [3]. Поэтому педагог, помимо передачи знаний, выступает и как организатор работы студентов, и как консультант по их самообразованию, т.е. он обязан включаться в управление самостоятельной работой - от начальной работы над усвоением материала до его полного освоения студентом.

Действительно, традиционно самостоятельная работа трактовалась как весь спектр деятельности студента (аудиторной и внеаудиторной), выполняемой по указанию преподавателя.

Однако новые условия, в которых происходит деятельность высшей школы, способствуют пересмотру самой сути понятия "самостоятельная работа" и смене отношения к ней.

Во-первых, сформировалось новое видение роли образования в жизни человека. На смену модели "поддерживающего" образования, модели "образования на всю жизнь" приходит новая парадигма образования, важнейшей составляющей которой стала идея образования в течение всей жизни или непрерывного образования. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения формировать у студентов умение учиться, потребность в самообразовании, самосовершенствовании. Если в основе традиционной "парадигмы обучения" стоит задача передачи знаний от преподавателей к студентам, то в новой парадигме - создание среды и формирование опыта, способствующих не только добыче знаний студентами для самих себя, но и осуществлению открытий, решению возникающих проблем. Цель "парадигмы учебы", как отмечают американские исследователи Роберт Б. Бар и Джон Таг, состоит не только в улучшении качества преподавания, но и в постоянном повышении качества учебы, продуктивности образования.

Таким образом, обучение студента – это не самообразование по собственному произвольному решению, а управляемая преподавателем, систематическая самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования [4].

В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы студентов, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами данная деятельность можно подразделить на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, практических занятий, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме консультаций;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Поиск информации по темам изучаемой дисциплины, изучение рекомендуемых информационных источников с их последующим конспектированием (составление структурно-логических схем), ответом на поставленные вопросы, подготовка устных докладов, презентаций, написание учебных рефератов, курсовых работ и проектов, на заключительном этапе обучения выполнение дипломного проекта - все эти виды учебной деятельности имеют отношение к самостоятельному обучению.

Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы, можно выделить следующие [5]:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лабораторном практикуме, при подготовке публикации и т.п., то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе, проводимой на кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов обучения, в основе которых - инновационные и организационно-деятельностные элементы.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских работ, студенческих конференциях и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг и т.п.). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что является значительным мотивационным фактором для студентов.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7. Индивидуализация заданий, постоянное их обновление.

Активные методы контроля самостоятельной работы студентов во многом определяют ее результативность. Отметим следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений (лекции, практические занятия) в начале изучения курса, темы и т.д.;

- контроль за усвоением студентами учебного материала на лекциях путем проведения экспресс-опросов (письменных или устных);

- регулярные проверки уровня усвоения материала студентами на семинарах, лабораторных и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела, темы курса;

- самоконтроль, осуществляется студентами в процессе изучения учебной дисциплины при подготовке к контрольным работам, семинарам;

- тестирование.

Нельзя не заметить трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться преподавателю в процессе учебной деятельности и организации самостоятельной работы студентов. Наиболее ответственной формой самостоятельной деятельности студентов (особенно младших курсов) является овладение навыками работы с учебной, технической, научной литературой, различными источниками информации. Большая часть студентов при подготовке к занятиям ограничивается (в лучшем случае) одним учебником или лекциями. Вызывает серьезную озабоченность факт, что у значительной части современной студенческой молодежи не сформированы навыки и умения быстро и внимательно читать, работать с несколькими литературными источниками, анализируя прочитанное, выбирать для запоминания или конспектирования основные данные, грамотно оформлять прочитанное в виде структурно-логических схем, тезисов и т.п. Этому необходимо учить студентов с первого курса, поскольку перечисленные умения позволяют не только расширить запас имеющихся знаний по предмету, но и развивают внимательность, усидчивость, аккуратность, силу воли, умение выделять в огромном потоке поступающей технической, научной информации и в медийном пространстве первостепенные и важные данные, а ведь все перечисленное является необходимой основой для формирования компетентности будущего специалиста.

Также важен этап развития навыков самостоятельной работы в плане подготовки студентов для выступлений на семинарских занятиях, представление ими докладов, сообщений, рефератов, курсовых и дипломных работ. В этих видах деятельности необходимо акцентировать внимание на развитии коммуникативных умений монологической и диалогической речи студентов (изложить свое мнение, обоснованно ответить  на вопросы, в случае необходимости аргументировано отстоять свою позицию, проявить убежденность или гибкость (в зависимости от учебной ситуации), доказывая свою точку зрения) [6].

Таким образом, целенаправленно организуя, активизируя самостоятельную деятельность учащихся на занятиях и в процессе подготовки к ним, мы не только конкретизируем и расширяем знания, контролируем результаты, но и получаем возможность воспитания будущего квалифицированного специалиста.
Список использованных источников

1. Темербекова, А.А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении / А.А. Темербекова // Новые информационные технологии в науке и образовании. Сборник научных трудов - Горно-Алтайск, 2005.- Вып. 3. http://elib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html

2. Каковихина, С.И. Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций: учебно-методическое пособие / С.И. Каковихина, Г.В. Чиконина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 202 с.

3. Кожинова, Т.В. Организация управляемо и самоуправляемой деятельности студентов при изучении курса “Латинский язык и основы медицинской терминологии”. / Т.В. Кожинова // Вестник КРСУ, 2003. - Т. 3 - №7. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v7/a36.html

4. Григорян, М.М. Управление самостоятельной работой студентов. / М.М. Григорян // Вестник КАСУ, 2008. - №1. http://www.vestnik-kafu.info/journal/13/475/


5. Положение о самостоятельной работе студентов. Ивановский государственный химико-технологический университет. http://main.isuct.ru/files/gos3/pril/sam.pdf

6. Сидоренко, Ю.В. Самостоятельная работа студентов – важный элемент образовательного процесса / Ю.В. Сидоренко // Актуальные проблемы многоуровневого высшего профессионального образования / Сборник трудов региональной научно-методической конференции. – Самара: СГАСУ, 2005. – С. 368 – 370.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconАктивизация форм обучения при подготовке студентов в вузе
Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Россия
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconУчебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения...
Пособие рекомендовано для обеспечения базового курса дневного обучения в техническом вузе
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетоды страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе
Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (ргасхм гоу), Россия
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconРеферату в техническом вузе. Студенческий реферат
Методическое пособие студентам: как написать и оформить реферат по отечественной истории
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе icon«Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе»
Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы,...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconАктивизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени...
Семья. Активизация употребления лексического материала, повторение алфавита, ознакомление с новыми словами
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМосковский государственный институт радиотехники
Мирэа полноценное университетское историческое образование, позволяющее подготовить в техническом вузе не просто специалистов в той...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconРабочая программа дисциплины «Иностранный язык»
Обучение в вузе должно обеспечить для этого прочный фундамент из основных знаний, умений и навыков иноязычной речемыслительной, коммуникативной...
Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисципли...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы в психологии» включает в себя различные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск