Теория и практика современного образования





НазваниеТеория и практика современного образования
страница1/12
Дата публикации20.05.2015
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Научно-издательский центр «Открытие»

otkritieinfo.ru


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы международной

научно-практической конференции

1-2 июня 2012 года г. Санкт-Петербург

УДК 37

ББК 74я431
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы международной научно-практической конференции 1-2 июня 2012 года г. Санкт-Петербург

Представлены материалы докладов международной научно-практической конференции «Теория и практика современного образования».
В материалах конференции анализируются проблемы современного образования, обсуждаются современные педагогические технологии, роль учителя в современном обществе, проблемы компетентностного подхода в образовании, перспективы развития профессионального образования, функции образовательного пространства высшей школы, направления совершенствования коррекционной педагогики, теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Сборник представляет интерес для педагогов, научных работников, преподавателей, студентов – для всех, кому небезразлично состояние современного образования.

ISBN 978-5-8430-0187-2

Содержание
СЕКЦИЯ 1. Современные педагогические технологии
Горлицынв О. А.

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДВУЗАХ……………………………………6

Кондрашина О. Е.

Современные технологии

речевого развития дошкольников………………….10

Сизова Т. А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКГО МАТЕРИАЛА

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………….16
СЕКЦИЯ 2. Роль учителя в современном обществе
Ботвина М. Н., Гукасян А. В.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ:

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ…………………………………..20
Буров А. В.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ………………………………23

Ибрагимова Л. В.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ………………………………………..28
СЕКЦИЯ 3. Компетентностный подход в образовании
Имарханова А. А.

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ КАК

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ…………………….33

Медведева Т. А.

ОСВОЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ………………………………….40

Соколова А. В.

ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА……………………43
СЕКЦИЯ 4. Перспективы развития профессионального образования
Грунистая О. С.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………………53

Дегтерёва Н. А.

Использование информационно-коммуникационной технологии на уроках общепрофессиональных дисциплин………………61

Кахаров А. С.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА….....................66

Рубаненко Н. А., Куницынв Т. П.

Роль дополнительного

образования в самоопределении

обучающихся и студентов……………………………70
СЕКЦИЯ 5. Образовательное пространство высшей школы
Иванова Л. А., Труфанова Н. О.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ…………………………………………76

Мелешко С. В., Невидомская И. А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ…………82

Смольская В. Ю.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………….……87
СЕКЦИЯ 6. Коррекционная педагогика
Прищепа О. В., Попова М. А.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-

ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………………93
СЕКЦИЯ 7. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Ухтинская М. В.

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…………....103

Яковлева Т. В.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………….110

СЕКЦИЯ 1

Современные педагогические технологии

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДВУЗАХ

О. А. Горлицына

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия, DOS987875@yandex.ru
В настоящее время рынок труда предъявляет довольно жесткие требования к уровню квалификации выпускников вузов. От них, помимо высокой профессиональной подготовки, требуются такие фундаментальные формы проявления умственной деятельности, как его креативное мышление, воображение и фантазия в техническом творчестве. Графические дисциплины, более чем какие-либо другие, способствуют развитию названных качеств личности, так как изучают законы, алгоритмы и средства визуализации информации об окружающем мире. Они взаимосвязаны практически со всеми вузовскими дисциплинами, при изучении которых используются различные графические модели: чертежи, схемы, графики, рисунки и т.д.

На современном этапе развития общества в графическом образовании в педагогических ВУЗах появились кризисные явления. Графические знания нужны человеку не сами по себе, а для решения многообразных технических задач, возникающих в практической деятельности. Хорошие графические навыки не существуют без знаний и гармонии в мыслях, общей образованности и начитанности.

Одним из главных средств познания окружающего мира, инструментом творческого и пространственного мышления личности являются графические изображения. Язык графики является уникальным в коммуникативном процессе. С его помощью часто осуществляется отображение информации в различных областях современного знания, он точен, нагляден и лаконичен.

Основной язык, облегчающий понимание, обобщающий мысль, экономящий время и бумагу – компактный язык символов. Как показывают исследования деятельности со знаково-символическими средствами, орудийная функция знаков реализуется не сама по себе, а лишь в процессе моделирования, которое понимается как наиболее сложный уровень умственной деятельности.

Добытые обществом научные знания по кодированию и декодированию информации нельзя пересадить из одной головы в другую, их можно лишь воссоздать в соответствующей деятельности. Готовые знания оторваны от методов их получения и развития, это чаще знания об опознавательных, чем об объяснительных признаках. Поэтому при составлении изображения с помощью абстрагирования необходимо выявлять стороны и свойства окружающей действительности, которые в повседневной жизни скрыты под бесчисленными второстепенными обстоятельствами. Понять нечто – как частный случай общей закономерности – значит овладеть не только каким-то конкретным содержанием, но и способом понимания подобных явлений.

Это только лишний раз подтверждает, что в обучении необходимо использовать визуальные средства передачи информации, весь инновационный опыт, наработки, известные в нашем обществе.

Цель графического образования на современном этапе, как нам представляется, должна конкретизироваться в следующих задачах:

  • в ознакомлении с рядом методов и фондом эвристических приемов технического и художественного конструирования;

  • в освоении компьютерных технологий при получении графического образования;

  • в развитии у обучающихся творческого пространственного мышления, воображения, статического и динамического представления;

  • в формировании умений применять графические знания и умения в новых ситуациях для решения различных прикладных и художественных задач;

  • в формировании и развитии эстетического вкуса;

  • в развитии навыков у учащихся извлекать информацию о пространственных свойствах изделий с натуры и по чертежам.

Существующие исследования и анализ практической деятельности свидетельствуют о том, что подготовка студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов не отвечает в должной мере требованиям обновления системы педагогического художественно-графического образования. Выпускники художественно-графических факультетов не обладают в достаточной степени качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике новых концепций, ставящих целью возрождение национальной культуры, приобщение детей к духовным и нравственным ценностям через искусство.

Принимая во внимание существующие недостатки в подготовке выпускников художественно-графических факультетов педагогических вузов, мы сделали выводы, что наиболее важные компетенции будущего учителя технологии, определяющие его творческую инициативу и эффективность поисковой деятельности, могут быть сведены к следующему:

1) способность анализировать любую проблему во всех начинаниях и единстве ее противоречий;

2) видение структуры окружающих объектов, т.е. познавательная способность будущего учителя технологии и предпринимательства схватывать структуру объектов, явлений, процессов, с которыми имеет дело;

3) способность к применению знаний, умений и навыков в совершенно новой системной ситуации;

4) способность легко переключаться от первоначальной принятой стратегии поиска к новой.

Система графической подготовки студентов в вузе, на наш взгляд, должна быть построена таким образом, чтобы за время обучения были сформированы определенные навыки: целостного мышления, системного анализа и синтеза технических структур (широкое использование графических моделей); структурного видения (восприятие, представление, переработка технической информации, заданной форме различных графических моделей); пространственного мышления (умение решать пространственные задачи в воображении или с помощью вспомогательных пространственно графических моделей); поисковой деятельности с использованием графических моделей.

Приведенный перечень компетенций объединяет различные качества мышления, которые должны проявляться в процессе решения графических заданий.

В учебном процессе, построенном на принципах развивающего обучения, должны быть управляемы не столько внешние стороны графической деятельности, сколько характер активации таких состояний, как восприятие, воображение, представление. На учебных занятиях по пространственному моделированию графическая деятельность студентов включается в более общую – поисковую.

Итак, графическая подготовка будущего учителя Технологии является ведущей составной частью его профессиональной культуры. Графическая подготовка учителя будет эффективно формироваться при соответствующем трансформировании государственного стандарта подготовки учителей технологии и предпринимательства, путем доработки планов и программ, созданием дополнительных учебных материалов.

В результате учитель технологии и предпринимательства должен обладать широтой и гибкостью мышления, способностью вести профессиональный поиск на протяжении всей жизни и понимать смыслы, направления, цели этой деятельности. В связи с этим о готовности учителя технологии и предпринимательства к профессиональной деятельности можно говорить только тогда, когда он будет хорошо графически подготовленным.

В свете существующих проблем, путем выхода из данной ситуации может являться более глубокое изучение и применение на практике способов визуализации учебной информации студентами и, как следствие, повышение графической грамотности и компетенции будущих учителей. Так, например, при введении в учебный план факультативного курса «Способы визуализации» в нашем университете показал, что качество образования у студентов, прослушавших данный курс, улучшилось на 15-20 %. Это лишний раз доказывает необходимость графического образования в ВУЗах как один из механизмов повышения грамотности студентов.

Современные технологии

речевого развития дошкольников

О. Е. Кондрашина

ДОУ №6, Липецк, Россия, kondrashina_oe@mail.ru
«Содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира»1.

Современное обучение предполагает творческую подачу материала, сформированного с применением новых педагогических технологий, что повышает эффективность работы. В результате мы имеем развивающуюся речевую активность, логику мышления, преодоление скованности и застенчивости. В основе работы с детьми лежит понятность, логичность, доходчивость, простота в подаче материала и формулировке, на первый взгляд, сложного материала. Внедрение современных технологий лучше всего проводить на простейших примерах, в игре, сказке, различных бытовых ситуациях.

Интегрированное обучение.

Интегрированное обучение способствует общему развитию ребёнка, а также более глубокому изучению тем. Оно формирует у детей целостное восприятие мира, поскольку является системой, которая объединяет знания по отдельным предметам в одно целое. Интеграция для школы широко разработана в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольной же педагогике она делает только первые шаги.

В дошкольной педагогике под интегрированной технологией мы понимаем использование одной тематики во всех блоках работы (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, аппликация и т.д.). В отличие от комплексных занятий, которые проводятся на знакомом материале и проводятся эпизодично, интегрированные занятия построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и проводятся систематически. Интегрированные занятия дают возможность сократить количество специально организованных занятий, увеличивая тем самым время для другой деятельности. Проводимые в системе интегрированные занятия эффективны, дают хороший результат, повышают продуктивную речевую деятельность детей. В процессе интегрированных занятий развитие речи идёт во всех направлениях: расширение и систематизация словарного запаса, совершенствование грамматической структуры речи, развитие инициативной связной речи, усиление её звуковой стороны.

В старшей и подготовительной группах тематическое и календарное планирование имеет сезонный характер. Основной раздел – обучение грамоте – интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельностью. В занятия включаются задания с решением проблемных ситуаций. В данных группах создаются условия для развития грамотного письма: развивается фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, закладывается мотивация и основы для правильного чтения и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжает формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированное занятие сохраняет для детей форму увлекательной и занимательной игры.

Для успешного проведения и результатов применения интегрированной технологии по развитию речи необходимо:

  • систематическое проведение интегрированных занятий;

  • осознание педагогом важность проблемы и увлечённость ею;

  • общий замысел, в процессе которого идёт разработка проблемы;

  • подбор методического материала и технического оснащения;

  • систематический анализ интегрированных занятий для отслеживания результата и дальнейшего планирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и практика современного образования iconТеория и практика современного образования
Материалы II международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 года г. Санкт-Петербург
Теория и практика современного образования iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Теория и практика современного образования iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Теория и практика современного образования iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для...
Теория и практика современного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
База: циклы математических дисциплин (алгебра и теория чисел, геометрия, математический анализ); курсы теория и методика обучения...
Теория и практика современного образования iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности»
Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются
Теория и практика современного образования iconПрограмма дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Теория и практика современного образования iconСовременные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие
Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина....
Теория и практика современного образования iconПримерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре»
Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в...
Теория и практика современного образования iconПрограмма дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...
Теория и практика современного образования iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...
Теория и практика современного образования iconРоссийской федерации
Профили подготовки – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, Перевод и переводоведение, Теория и практика межкультурной...
Теория и практика современного образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700. 68 Филология (программа...
Теория и практика современного образования icon4-й всероссийский Конгресс по Фламенко
Пакет – теория и практика. Русские преподаватели теория – 300 руб., практический урок – 500 руб
Теория и практика современного образования iconПрограмма дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Теория и практика современного образования icon5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного...
И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск