Скачать 334.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА КАФЕДРА СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма Рабочая программа учебной дисциплины 070601.65 Дизайн костюма Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК **.** Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО 070601.65 Дизайн костюма. Составитель: Данилова О.Н., доцент кафедры сервисных технологий, канд. техн. наук, член Союза дизайнеров РФ Утверждена на заседании кафедры сервисных технологий от 27 мая 2014 г., протокол № 11. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС (протокол № 5 от 27.06.2014 г.). © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ Совершенствование учебной, исследовательской и творческой деятельности по специальности 070601.65 Дизайн, Дизайн костюма относится к числу наиболее актуальных проблем профессиональной подготовки в области проектирования костюма. Причины введения курса «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» продиктованы необходимостью получения теоретических знаний о методах и средствах дизайна современного костюма. Особенность изучаемого курса состоит в том, что он является основой для решения профессиональных задач и совершенствования проектной деятельности в сфере дизайна костюма. В рамках изучения дисциплины рассматриваются отдельные аспекты проектной (дизайнерской) деятельности, такие как проектирование объектов дизайна костюма с использованием современных методов дизайна. При этом особая роль отводится практическим разработкам по созданию и апробации авторских методов проектирования костюма. Важнейшей составляющей дисциплины является изучение теоретических концепций дизайна костюма по учебникам и научным публикациям, а также сравнительный анализ методов создания объектов материальной среды. В рамках изучения дисциплины рассматриваются вопросы гармонизации образно-пластического решения объектов дизайна костюма. Изучение данных вопросов направлено на освоение студентами профессиональных умений практической реализации знаний по методологии проектирования костюма с учетом свойств различных материалов, на получение практических навыков эстетической оценки готовых композиционных решений, на владение методами выполнения проектов новых изделий. Теоретические основы курса «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» и практические навыки позволят студентам комплексно и рационально решать конкретные задачи, связанные с поиском новых методов и средств проектирования объектов дизайна костюма, как в процессе учебы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Освоение дисциплины способствует формированию профессиональных компетенций студента к выполнению задач по основным видам деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны знать основы методологии проектирования и закономерности формообразования объектов дизайна костюма, понимать и использовать свойства материалов для решения междисциплинарных творческих проектных задач на основе использования современных методов и средств дизайна, уметь анализировать конструктивную целесообразность форм дизайне костюма. Задания практического курса способствуют формированию у студентов системного объемно-пространственного и образно-ассоциативного мышления. В курсе данной дисциплины основным направлением подготовки специалистов является разработка авторских методов дизайна костюма, совершенствование существующих подходов к процессу проектирования, поощрение интерпретации творческих источников и поисков нестандартных решений, направленных на динамичное развитие творческих способностей студентов применительно к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Дисциплина «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» связана с формированием комплекса междисциплинарных знаний о проектной (дизайнерской) профессиональной деятельности, включающей процессы проектирования, эскизирования и макетирования объектов дизайна костюма из различных материалов. Целью освоения учебной дисциплины является создание системы знаний, в области методологии проектирования современного костюма. Задачи дисциплины «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма»: формирование у студентов целостного системного представления о деятельности специалистов в области дизайна костюма, включающей решение методологических и проектных задач; приобретение практических навыков дизайнерской деятельности на основе использования профессиональных методов и средств проектирования; освоение методов создания современного костюма из различных материалов. Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков осуществляется в процессе выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Дисциплина «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» направлена на формирование ряда профессиональных компетенций: способность реализации в художественно-творческой и проектной деятельности; способность реализовать потребность в профессиональном саморазвитии и самоутверждении; способность к прогнозированию проектной ситуации; готовность к овладению творческими методами дизайна; готовность внедрять новые идеи, экспериментировать; готовность изучать искусствоведческую, историческую, социально-культурную, научно-техническую информацию в области дизайна; готовность адаптироваться к новым производственным и культурным условиям реальности. 1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения Дисциплина «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» относится к циклу специальных дисциплин и имеет общий объем 272 часа, в том числе 17 часов отводится на лекционные занятия, 85 часов – на лабораторные работы, 170 часов – на курсовой проект, реферат и самостоятельную работу. Курс изучается в течение 7 и 8 семестров. Преподавание дисциплины осуществляется в форме лекционного и лабораторного курса, направленного на освоение теории и методов профессиональной проектной деятельности. В лекциях освещаются теоретические вопросы дизайна, значимые для профессиональной деятельности дизайнера костюма; раскрывается логика развития профессии; причинно-следственная связь принятия проектных решений. Лекционный курс раскрывает сущность дизайна как феномена культуры, принципы концептуального подхода в дизайне костюма; содержит теоретические основы дизайн-проектирования, основы методологии творческой деятельности в области проектирования костюма. Важной частью курса является ознакомление с деятельностью дизайнера костюма в реальных условиях, требующих изучения потребительской ситуации, анализа развития новых технологий и перспективных тенденций в дизайне. Теоретические и методологические аспекты проектирования костюма учитывают актуальность современной эстетики, экологических проблем; стремлений к созданию высокохудожественных объектов арт-дизайна; приемов поиска новых форм костюма посредством методов деконструкции, трансформации и др. На лабораторных занятиях студенты осваивают творческие методы проектирования предметов костюма, получают практические навыки разработки мини-проектов одежды и аксессуаров для конкретной потребительской группы на основе концептуального подхода. Лабораторные занятия направлены на закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями. Особенностью построения курса является логическая взаимосвязь тематики отдельных лабораторных работ, объединенных в единую систему и условно представленных как два раздела: 1.Теоретические и методологические основы дизайна. 2.Методы и средства дизайн-проектирования костюма. Темы лабораторных занятий составлены с учетом современных требований к исходной информации для проектной (дизайнерской) деятельности. В разделе «Теоретические и методологические основы дизайна» рассматриваются вопросы, касающиеся результатов анализа основных теоретических концепций дизайна, а также методологии дизайн-проектирования. В разделе «Методы и средства дизайн-проектирования костюма» рассматриваются вопросы, раскрывающие общепрофессиональные и авторские методы проектирования костюма, а также приемы и средства создания объектов дизайна костюма.. При выполнении лабораторных занятий в процессе анализа полученных данных студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, публикациями научно-исследовательского характера, технической и специальной литературой. В зависимости от конкретного задания возможно объединение студентов в творческие группы для выполнения комплексной работы по одной общей теме. По итогам творческой работы и аналитических исследований выполняется оценка достоверности полученных результатов и логическое обоснование возникших противоречий. Курсовой проект имеет целью освоение методики системного анализа в проектировании, детальное изучение этапов дизайн-проектирования и применение их в целях создания авторской коллекции моделей одежды. Источники для данного вида работ представлены на электронных носителях в фондах библиотеки. Для достижения наилучших результатов в освоении дисциплины студентам предлагается выполнение самостоятельной работы в форме индивидуальных практических заданий прикладного характера. Практические навыки профессиональной деятельности студент получает в процессе самостоятельной работы в форме графического анализа творческих источников, требующего умения выделять главное и второстепенное, формировать идею будущего произведения. Практическая работа выполняются индивидуально. Самостоятельная работа предусматривает изучение стилистических особенностей объектов дизайна, ознакомление с качественно новыми текстильными материалами, технологиями изготовления одежды различного ассортимента, методиками конструирования одежды по учебным пособиям, научным изданиям, профессиональным журналам и другим источникам в достаточном объеме представленным в фондах библиотеки ВГУЭС. Последовательность выполнения заданий СРС может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей студентов для успешного освоения программы дисциплины.
Для оценки качества знаний при освоении дисциплины используется рейтинговая система оценки успеваемости студентов ВГУЭС. Рейтинговая система в вузе реализуется с применением автоматизированной корпоративной информационной системы «Успеваемость». В течение семестра контроль знаний осуществляется на текущих аттестациях, учитывающих посещаемость занятия и процент выполнения лабораторных работ (табл. 3). Контроль знаний в течение семестра осуществляется в виде учета посещений лекционных и лабораторных занятий. Способность к творческой реализации проектных заданий, авторскому самовыражению в различных видах учебной деятельности – залог положительной оценки. В течение семестра контроль знаний осуществляется на двух текущих аттестациях, учитывающих посещаемость лекций и процент выполнения лабораторных работ и курсового проекта. Теоретический курс в 7-ом семестре завершается экзаменом, в 8-ом – зачетом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение реферата на заданную тему в форме электронной презентации, к зачету – выполнение курсового проекта. Для получения положительной оценки на экзамене необходимо продемонстрировать творческую реализацию методов проектирования объектов дизайна костюма, авторское видение эстетических параметров объектов проектирования, объем и качество самостоятельной работы по освоению дисциплины. Таблица 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теория и методология дизайн-проектирования Формирование теоретических знаний и понятийного аппарата в дизайне. Преемственность в развитии научной теорий дизайн-проектирования. Структурные элементы теории дизайна. Дизайн-проектирование как сложная динамическая система. Синергетическая теория в изучении процессов проектной деятельности. Интегративная функция дизайна. Понятие методологии как общенаучного феномена. Методологическое знание - методологические концепции, теории, отдельные методы, принципы, входящих в структуру теории дизайна. Методология как учение об организации деятельности. Методология дизайна – интегральное междисциплинарное явление. |
![]() | Фгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме | ![]() | Кафедра сервисных технологий Современные тенденции в развитии ассортимента материалов для изделий легкой промышленности |
![]() | Марий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий» Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий. Традиции. Обновление. Нововведения. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2014.–142 с | ![]() | Кафедра сервисных технологий Рабочая программа учебной дисциплины «Макетирование одежды сложных форм» составлена в соответствии с требованиями ооп 072500. 62... |
![]() | Кафедра сервисных технологий Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальное средство общения» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100103. 65 Социально-культурный... | ![]() | Кафедра сервисных технологий «Творческие концепции дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 68 Дизайн и 262000. 68 Технология изделий легкой... |
![]() | Кафедра сервисных технологий Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100.... | ![]() | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис... |
![]() | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62... | ![]() | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн... |
![]() | Кафедра сервисных технологий Сервис (профили Социокультурный сервис, Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве, Сервис в индустрии моды и красоты), 100400.... | ![]() | Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62... |
![]() | Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 | ![]() | Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 |
![]() | Институт сервиса, туризма и дизайна Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11 | ![]() | Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Уважаемые коллеги! Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина) |