Скачать 84.86 Kb.
|
Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации ФГОС нового поколения. «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (древняя китайская мудрость). Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим изречением: лучше всего, действительно, запоминается то, что прочувствовал или сделал сам, особенно это касается детей, ведь ребенок в период обучения в школе не только получает знания, но и накапливает достаточно весомый багаж жизненного опыта, который впоследствии ему пригодится в жизни. Поэтому не случайно были введены ФГОС нового поколения, где значительное место отведено проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, активно включать ребенка в процесс получения знаний, использовать имеющиеся знания, умения и навыки, а также освоение новых, необходимых для решения конкретной проблемы. Основная идея проектной деятельности: "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить”. Проектная деятельность позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить их на практике, она может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере. Прежде, чем дать понятие проектной деятельности, мне хотелось бы сравнить её с более привычными нашему пониманию видами ученических работ: доклад, реферат, исследовательская работа. Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определённой темой, дать общую информацию, которая не требует научной проверки или доказательств. Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Классификация проектов: социальный (практико-ориентированный), информационный, творческий, исследовательский. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет. Творческим проектом считается работа, содержащая продукт, отражающий нетрадиционный взгляд на какую-нибудь проблему и оригинальный способ ее решения. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Социальным проектом считается работа, содержащая продукт, имеющий социальную значимость для семьи, класса, школы, микрорайона, города, страны и т.п. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Под исследовательским проектом понимается работа, в которой рассматривается проблема в ее развитии, а результаты ее решения оформляются в конкретном продукте. При выполнении исследовательского проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Источники информации: 1) Книги, энциклопедии, научные журналы. 2) Научно-популярные фильмы. 3) Интернет. 4) Беседы со взрослыми. 5) Наблюдения и т.п. Формы презентации результатов проекта: Рисунки Поделки Макеты Газеты (бумажные и электронные) Книжки-малышки Доклады Компьютерная презентацияВыставка Альбомы Коллекции и т.п. Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило "триединства" - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. С чего начинается любой проект? (с формулирования проблемы) Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. Однажды, на классном часу, который был посвящен здоровому образу жизни и в том числе вопросам личной гигиены, одна ученица высказалась о том, что мама запрещает пользоваться косметикой. Она интересовалась, почему мама так поступает и действительно ли это вредно. Так появилась проблема, над которой мы работали в 3-ем классе. Собираясь осенью в поход, мы с детьми обговаривали, что из готовых продуктов можно взять. Часть детей предложила чипсы, сухарики, но некоторые дети с ними не согласились, родители говорят, что это вредно. А как на самом деле? Возникла проблема: чипсы: польза или вред для здоровья. И один ученик из класса стал работать над данным проектом. После формулировки проблемы идёт разработка замысла проекта, формулируются цель, задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, дети делятся на группы. И обязательно вместе с учителем дети обговаривают, где будут искать информацию. Одним из важных этапов работы над проектом является заполнение технологической карты проекта. Пример технологической карты проекта: Технологическая карта проекта
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выбора и формулировки темы проектной работы возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые могут предложить ребенку дойти до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: • консультируют; • отслеживают выполнение плана; • решают оперативные вопросы; • помогают в предварительной оценке проекта; • участвуют в подготовке презентации; Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят со своим ребенком. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту - ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта. В заключение мне хочется назвать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».Ведь дети приходят в школу учиться, а значит и учить себя, и максимального эффекта в образовательном процессе позволяет достичь именно проектная деятельность. |
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится... | Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | ||
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной... Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой... | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | ||
Анализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка... «Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год | «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания... Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос | ||
Приказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного... В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении... | Пояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках... Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования... | ||
Создание инновационных условий на уроках для развития познавательной... Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие... | «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» | ||
Уроках математики Фгос нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской... | «Введение стандартов нового поколения. Трансляция опытов педагогов... Введение стандартов нового поколения. Трансляция опытов педагогов внедряющих фгос ноо в рамках преемственности | ||
План работы рабочей группы учителей в 2011 – 2012 учебном году по... Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации... | Методические рекомендации по организации работы методических объединений... Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации фгос» | Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» Цель: Организация обучения педагогов по подготовке к введению фгос ООО. Оказание помощи в теоретическом и практическом осмыслении... |