БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Телемедицина – возможности и применение
Магистрант
кафедры
Марсова Елена Викторовна
Руководители:
профессор Асаенок Иван Степанович,
ассистент Позняков Андрей Михайлович
Минск – 2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 3
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ 7
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В РОССИИ 11
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА 14
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В БЕЛАРУСИ 16
ПРОБЛЕМЫ В ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МАГИСТРАНТА 32
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
РЕФЕРАТ ВВЕДЕНИЕ По мнению большинства экспертов, прогнозирующих развитие науки и техники, двадцать первый век должен стать “веком коммуникаций”, что подразумевает повсеместное использование глобальных информационных систем. Использование таких систем в медицине открывает качественно новые возможности:
в обеспечении взаимодействия региональных клиник с крупными медицинскими центрами;
в вопросах интеграции отечественных систем в международные медицинские ассоциации;
в оперативном получении результатов последних научных исследований;
в деле подготовки и переподготовка кадров.
Перечисленные возможности можно охарактеризовать одним общим понятием - телемедицина. Следует отметить, что под термином “телемедицина” здесь подразумевается гораздо более широкий спектр задач, чем отдельные узкие направления, иногда под телемедициной подразумеваемые (телеконференции, обмен корреспонденцией).
С этой точки зрения, сложившаяся на сегодняшний день в отечественной медицине ориентация на решение узких, специализированных задач телемедицины, отсутствие стандартных способов хранения, преобразования и передачи медицинских данных в едином информационном пространстве, как, впрочем, и отсутствие такового, становятся существенными препятствиями на пути эффективной информатизации здравоохранения. В результате возникает противоречие между постоянно растущими информационными потребностями и узкими рамками информационного обеспечения учреждений здравоохранения.
Время автономных медицинских компьютерных систем, которые создаются отдельными медицинскими подразделениями для решения частных задач, уходит в прошлое. Наступил период телекоммуникаций - период интеграции разнообразных медицинских ресурсов в глобальные системы. Создание современных информационных систем и интеграция в них представляют собой гораздо более сложные задачи, что связано с многоплатформенностью, различием архитектур, многообразием форматов данных в глобальных сетях. По этой причине исключительно актуальной представляется задача выработки не связанных с конкретными платформами соглашений, стандартов о способах структуризации и передачи медицинской информации.
Стандарты в современных медицинских информационных системах являются средством решения многих проблем:
- позволяют обмениваться информацией не только внутри своей локальной сети, но и с внешними системами, что обеспечит эффективное взаимодействие региональных медицинских учреждений с крупными центрами, российских учреждений с международными и т.д.
- создание распределенных медицинских приложений, основанных на компонентах независимых производителей, включая автоматизацию оборудования, архивы и т.д.
- облегчению внедрения в медицину современных информационных технологий: используя программное обеспечение, поддерживающее единый стандарт, медицинские учреждения имеют возможность поэтапного внедрения информационных ресурсов в системы большого масштаба.
- программное обеспечение, поддерживающее стандарты, дольше не устаревает, легко модернизируется и обновляется, и, как показывает практика, работает стабильнее. К тому же оно дешевле, так как введение стандартов обеспечивает конкуренцию на рынке программного обеспечения.
До недавнего времени возможность удаленной квалифицированной медицинской помощи пациентам оставалась недостижимой мечтой, как для медиков, так и для пациентов. Те, кто непосредственно сталкивался с серьезными недугами, хорошо знают, как трудно порой доставить пациента в клинику для оказания квалифицированно помощи или насколько проблематично доставить медика к нетранспортабельному больному, обеспечив его при этом всем необходимым оборудованием и медикаментами. И если в отдельных случаях эта задача и решается медициной катастроф или санитарной авиацией, то о широком их использовании в повседневной медицинской практике говорить не приходится.
Вместе с тем своевременная квалифицированная помощь нужных специалистов может оказаться решающей. При этом основной фактор — время оказания медицинской помощи. Зачастую от скорости и правильности постановки первичного диагноза зависят даже не столько финансовые затраты (в какую клинику, к какому специалисту доставлять больного), сколько жизнь пациента. При этом счет в этих случаях идет буквально на минуты.
Развитие современных технологий, в частности, технологий передачи информации, и потребность медиков в удаленных консультациях обусловили возникновение на стыке телекоммуникационной и медицинской областей нового направления — телемедицины.
С точки зрения технического специалиста, определение телемедицины можно сформулировать как направление медицины, основанное на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами с целью повышения качества и доступности диагностики лечения, средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным.
|