Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках»





Скачать 143.18 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках»
Дата публикации05.07.2015
Размер143.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сахалинский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

____________ Романова М.А.

«___» ______________ 20___ г.


Рабочая программа дисциплины

«Современные информационные технологии в социальных науках»


Направление подготовки

39.03.01 «Социология»

Профиль подготовки

Экономическая социология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная


Южно-Сахалинск

2014 г.


  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов к применению в своей профессиональной деятельности современных информационных технологий.

Основными задачами дисциплины являются:

  • Ознакомление студентов с основными понятиями информационных технологий.

  • Формирование навыков выбора системных, прикладных и специализированных программных средств для организации практической и научной работы.

  • Актуализация межпредметных знаний, способствующих пониманию использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

  • Выработка умений анализировать полученные социологические данные, с помощью прикладного статистического анализа.

  • Формирование навыков поиска информации в глобальной сети для достижения цели в своей профессиональной деятельности.

  • Стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Современные информационные технологии в социальных науках» относится к разделу дисциплин математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б.3). Для освоения данной дисциплины студент должен владеть основными понятиями дисциплин математического и естественнонаучного цикла таких как: Информатика. В тоже время освоение данной дисциплины должно подготовить студентов к дальнейшему образованию, в частности к изучению курса Методы прикладной статистики для социологов.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • терминологию дисциплины;

  • современное состояние и направления развития вычислительной техники;

  • основные подходы к применению информационных технологий при решении профессиональных задач социального работника.

Уметь:

  • использовать современные информационные технологии для создания баз данных, проведения компьютеризованных опросов, презентации целей и результатов проектной деятельности.

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

Владеть:

  • основами автоматизации решения задач вычислительного характера в области социальной работы;

  • необходимыми умениями для работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • приемами прикладного статистического анализа социологической информации.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 39.03.01 – «Социология»:

а)общекультурные (ОК):

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

б) профессиональные (ПК):

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8).


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 з.е. = 36 часов),72 часа. Форма итогового контроля: зачет (3 семестр)





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ЛК

ПР

СР

Зач/Экз

3 семестр



Информатизация общества.

История развития

информатизации. Особенности

информационного общества.




1-4

8










Защита реферата



Информационные технологии.

История информационных

технологий. Этапы развития

информационных технологий.

5-8

8







Защита реферата



Современные

информационные технологии

и их виды.

9-10

2

2




Защита реферата, практические задания



Технологии разработки и

применения баз данных.


11-13




6




Практические задания



Сетевые технологии.

Локальные и

глобальные вычислительные

сети.

14-16




6




Практические задания



Справочные правовые системы.

16-18




4




Практические задания




Всего часов







18

18

36










Общая трудоемкость

72

Зачет


Содержание разделов дисциплины.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела



Информатизация общества.

История развития

информатизации. Особенности информационного общества.

Значение информации. Виды коммуникации. Информатизация общества. История развития информатизации. Особенности информационного общества: открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым инф. ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем, а также ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, радикальные изменения соц. структур; затем расширение сферы инф. деятельности и

необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения инф. технологий, требования повышения инф. культуры граждан. Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса.



Информационные технологии.

История информационных

технологий. Этапы развития

информационных технологий.

Основные черты современных информационных технологий (компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в ограниченное время). История информационных технологий (история создания и развития компьютеров, сетей, интернета, программного обеспечения, прикладного программного обеспечения, операционных систем). Этапы развития информационных технологий.



Современные

информационные технологии

и их виды.

Средства современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные технологии и капитализация знания. Современные информационные технологии и их виды. Информационные технологии обработки данных. Информационная технология управления. Информационная технология поддержки принятия решений. Информационная технология экспертных систем. Проблемы и перспективы использования информационная технологий. Устаревание информационные технологии. Методология использования информационной технологии.



Технологии разработки и

применения баз данных.


Технологии разработки и применения баз и хранилищ данных. Запросы к базе данных. Типы запросов. Инструментальные средства и технология создания запросов. Формы и отчеты, виды и технология их разработки. Добавление в формы и отчеты вычисляемых полей. Иллюстрирование форм и отчетов. Понятие хранилища данных. Гиперкубы.



Сетевые технологии.

Локальные и

глобальные вычислительные

сети.

Сетевые технологии. Глобальная система информационных ресурсов. Информационные комплексы, системы и сети. Локальные и распределенные модели хранения информационных баз и банков. Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет. Среды, каналы и протоколы передачи данных. Система адресации Интернет. Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, группы новостей, форумы и доски объявлений, блоги, поиск информации. Роль интернет в социологии, развитии экономики, образования и распространении информации: сетевые опросные системы, электронная торговля, электронные системы платежей, электронные деньги, сетевая реклама, сетевые кадровые агентства, электронные издательства, электронные библиотеки, дистанционное обучение, удаленное тестирование. Специализированные сайты, полезные для социолога.



Справочные правовые системы.

Понятие и основные характеристики справочных правовых систем (СПС). Основные свойства и задачи СПС. Обзор и сравнительный анализ российских СПС Обзор поисковых и сервисных возможностей СПС. Характеристика полноты и оперативности обновления СПС. СПС Консультант Плюс: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации. СПС Гарант: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации СПС Кодекс: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации.

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных навыков обучающихся.

Практический курс предусматривает проведение занятий в компьютерном классе с использованием современных технических средств обучения (проектор, интерактивная доска и т. п.); использование студентами во время лабораторных занятий технических и программных средств обработки информации, локальной компьютерной сети и Интернет-ресурсов; дискуссии и выступления с защитой рефератов и докладов. Самостоятельная работа предусматривает использование студентами сети Интернет для поиска необходимой дополнительной информации, а также при подготовке рефератов и докладов; использование электронных учебно-методических комплексов, позволяющих самостоятельно осваивать дисциплину.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Телекоммуникация: сущность, содержание.

  2. Молодые специалисты и новые информационные технологии.

  3. Сетевое образование в США.

  4. Информатизационные технологии в образовании: конфликты и перспективы развития человеческого потенциала.

  5. Регионы России и информационные технологии.

  6. Принцип управляемости высокотехнологической образовательной среды.

  7. Автоматизированные информационные технологии в вузе.

  8. Основы современных компьютерных технологий.

  9. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования.

  10. Информационное обеспечение управленческой деятельности вуза.

  11. Информатизация технологий принятия решения.

  12. Автоматизированная системы обработки информации.

  13. Принцип продуктивности высокотехнологической образовательной среды.

  14. Типы информационной коммуникации.

  15. Образование и обучение как уникальный тип коммуникации.

  16. Социальная культура и информационные технологии.

  17. Новые технологии и развитие человеческого потенциала.

  18. Социальный аспект коммуникациии.

  19. Информационные технологии и стандартизация знаний.

  20. Социально - коммуникативный процесс общение между адресантами.

  21. Информационные технологии и капитализация знания.

  22. Виртуальное пространство как арена борьбы за распределение ресурсов.

  23. Виртуальное пространство и контроль над знанием.

  24. Информационные технологии и проблемы функционирования научного знания.

  25. Информационные технологии как средство тиражирования научных парадигм.

Примерный перечень тем рефератов.

  1. Молодые специалисты и новые информационные технологии.

  2. Автоматизированные информационные технологии в вузе.

  3. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования.

  4. Организация и методика информационной работы.

  5. Информатизация технологий принятия решения.

  6. Принцип открытости высокотехнологической образовательной среды.

  7. Принцип продуктивности высокотехнологической образовательной среды.

  8. Принцип модельности высокотехнологической образовательной среды.

  9. Типы информационной коммуникации.

  10. Условия развития и ограничения информационной коммуникации.

  11. Образование и обучение как уникальный тип коммуникации.

  12. Влияние на коммуникацию социальной культуры.

  13. Новые технологии и развитие человеческого потенциала.

  14. Реформа научного труда в сфере информационных технологий.

  15. Социальный аспект коммуникациии.

  16. Информационные технологии и стандартизация знаний.

  17. Стандартизация форм представления знания.

  18. Стимулирование внедрения информационных технологий в социальные науки.

  19. Стратегическое управление развитием информационных технологий.

  20. Безопасность в сфере информационных технологий.

  21. Направления использования информационных технологий в социологии.

  22. Уровни внедрения информационных технологий в социальные науки.

  23. Инновации в области информационных технологий.

  24. Проектирование в сфере дистанционного обучения.

  25. Информационные технологии центров социального обслуживания.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Информатизация общества. История развития информатизации.

  2. Основные черты современных информационных технологий.

  3. Этапы развития информационных технологий.

  4. Технологии разработки и применения баз и хранилищ данных.

  5. Запросы к базе данных. Типы запросов.

  6. Инструментальные средства и технология создания запросов.

  7. Формы и отчеты, виды и технология их разработки.

  8. Добавление в формы и отчеты вычисляемых полей. Иллюстрирование форм и отчетов.

  9. Понятие хранилища данных. Гиперкубы. Витрины данных.

  10. Сетевые технологии. Глобальная система информационных ресурсов.

  11. Информационные комплексы, системы и сети.

  12. Локальные и распределенные модели хранения информационных баз и банков.

  13. Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет.

  14. Среды, каналы и протоколы передачи данных. Система адресации Интернет.

  15. Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, группы новостей, форумы и доски объявлений, блоги, поиск информации.

  16. Роль глобальных сетей в социологии, развитии экономики, образования и распространении информации: сетевые опросные системы, электронная торговля, электронные системы платежей, электронные деньги, сетевая реклама, сетевые кадровые агентства, электронные издательства, электронные библиотеки, дистанционное обучение, удаленное тестирование.

  17. Специализированные сайты, полезные для социолога.

  18. Понятие и основные характеристики справочных правовых систем. Основные свойства и задачи. Обзор и сравнительный анализ российских СПС.

  19. Обзор поисковых и сервисных возможностей СПС. Характеристика полноты и оперативности обновления СПС.

  20. СПС Консультант Плюс. СПС Гарант. СПС Кодекс


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для студентов вузов/Б.Я. Советов, В.В.Цехановский.-6-е изд.-М.: Юрайт, 2013-263с.( Бакалавр, Базовый курс)

  2. Трофимов В.В. Информационные технологии: учеб. для студ. вузов/В.В.Трофимов, О.П.Ильина и др.; Под ред. В.В.Трофимова; СПб госуд. ун-т экономики и финансов.-М.: Юрайт: Высшее образование, 2009-625с.

  3. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие/ С.Е. Гасумова; Дашков и К, 2012-247с. [Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/172584]

  4. Божко В.П. Информационные технологии в статистике: учебник/ В.П. Божко; Финансы и статистика, 2011-152с. [Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/149118]

Дополнительная литература

  1. Пенычева Л.А. Проектно-исследовательская деятельность в освоении современных информационных технологий. // Вопросы интернет образования.

  2. Рынок систем дистанционного образования. // C-News. Интернет издание о высоких технологиях.

  3. Информационные технологии в системе образования России // C-News. Интернет издание о высоких технологиях

  4. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2000.

  5. Маршак М.Б. Сравнительный анализ поисковых систем библиотечных Интернет-серверов // Научные и технические библиотеки. - 2003. - №7. (библ.)

  6. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации: Учеб. пособ. - М.: Академыия, 2009.

  7. Федеральный Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

  8. Федеральный Закон Российской Федерации "Об электронной цифровой подписи" № 1-ФЗ от 10.01.2002.

Электронные ресурсы

  1. Официальный сайт ЗАО "Консультант Плюс" - www.consultant.ru

  2. Официальный сайт ООО "НПП Гарант-Сервис" - www.garant.ru




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оснащенный соответствующими техническими и программными средствами, локальная сеть, возможность использования электронных образовательных ресурсов, доступ к сети Интернет, для поиска необходимой дополнительной информации, подготовки к занятиям, написания рефератов и докладов.

Наличие аудиовизуальных средств обучения (проектор, интерактивная доска).

Наличие раздаточного материала для проведения лабораторных работ.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» профилю подготовки «Экономическая социология».
Автор: ст. преподаватель кафедры информатики Козлов Е.Н.

Рецензент: доцент кафедры информатики Вашакидзе Н.С.

Программа одобрена на заседании кафедры информатики от 12 сентября 2014 г., протокол № 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информатика и современные информационные технологии»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины основной профессиональной образовательной программы бакалавриата студентам...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии
Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии...
Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа дисциплины «автоматизированные информационные технологии в экономике»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Автоматизированные информационные технологии в экономике» студентам...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа дисциплины информационные технологии в юридической...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconНаучно-методическая конференция «Современные информационные технологии...
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике» вариативной части естественнонаучного...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconПамятка для студентов групп скс- … по изучению дисциплины «Информационные...
В 5 семестре начинается изучение дисциплины «Информационные технологии в сксиТ. Оргтехника». Будут рассмотрены следующие темы
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск