МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Сахалинский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
____________ Романова М.А.
«___» ______________ 20___ г.
Рабочая программа дисциплины
«Современные информационные технологии в социальных науках»
Направление подготовки
39.03.01 «Социология»
Профиль подготовки
Экономическая социология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Южно-Сахалинск
2014 г.
Цели освоения учебной дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов к применению в своей профессиональной деятельности современных информационных технологий.
Основными задачами дисциплины являются:
Ознакомление студентов с основными понятиями информационных технологий.
Формирование навыков выбора системных, прикладных и специализированных программных средств для организации практической и научной работы.
Актуализация межпредметных знаний, способствующих пониманию использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Выработка умений анализировать полученные социологические данные, с помощью прикладного статистического анализа.
Формирование навыков поиска информации в глобальной сети для достижения цели в своей профессиональной деятельности.
Стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Современные информационные технологии в социальных науках» относится к разделу дисциплин математического и естественнонаучного цикла (Б2.Б.3). Для освоения данной дисциплины студент должен владеть основными понятиями дисциплин математического и естественнонаучного цикла таких как: Информатика. В тоже время освоение данной дисциплины должно подготовить студентов к дальнейшему образованию, в частности к изучению курса Методы прикладной статистики для социологов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
терминологию дисциплины;
современное состояние и направления развития вычислительной техники;
основные подходы к применению информационных технологий при решении профессиональных задач социального работника.
Уметь:
использовать современные информационные технологии для создания баз данных, проведения компьютеризованных опросов, презентации целей и результатов проектной деятельности.
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
Владеть:
основами автоматизации решения задач вычислительного характера в области социальной работы;
необходимыми умениями для работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
приемами прикладного статистического анализа социологической информации.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 39.03.01 – «Социология»:
а)общекультурные (ОК):
способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).
б) профессиональные (ПК):
способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8).
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 з.е. = 36 часов),72 часа. Форма итогового контроля: зачет (3 семестр)
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| ЛК
| ПР
| СР
| Зач/Экз
| 3 семестр
|
| Информатизация общества.
История развития
информатизации. Особенности
информационного общества.
|
| 1-4
| 8
|
|
|
| Защита реферата
|
| Информационные технологии.
История информационных
технологий. Этапы развития
информационных технологий.
| 5-8
| 8
|
|
| Защита реферата
|
| Современные
информационные технологии
и их виды.
| 9-10
| 2
| 2
|
| Защита реферата, практические задания
|
| Технологии разработки и
применения баз данных.
| 11-13
|
| 6
|
| Практические задания
|
| Сетевые технологии.
Локальные и
глобальные вычислительные
сети.
| 14-16
|
| 6
|
| Практические задания
|
| Справочные правовые системы.
| 16-18
|
| 4
|
| Практические задания
|
| Всего часов
|
|
| 18
| 18
| 36
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72
| Зачет
|
Содержание разделов дисциплины.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
|
| Информатизация общества.
История развития
информатизации. Особенности информационного общества.
| Значение информации. Виды коммуникации. Информатизация общества. История развития информатизации. Особенности информационного общества: открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым инф. ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем, а также ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, радикальные изменения соц. структур; затем расширение сферы инф. деятельности и
необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения инф. технологий, требования повышения инф. культуры граждан. Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса.
|
| Информационные технологии.
История информационных
технологий. Этапы развития
информационных технологий.
| Основные черты современных информационных технологий (компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в ограниченное время). История информационных технологий (история создания и развития компьютеров, сетей, интернета, программного обеспечения, прикладного программного обеспечения, операционных систем). Этапы развития информационных технологий.
|
| Современные
информационные технологии
и их виды.
| Средства современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные технологии и капитализация знания. Современные информационные технологии и их виды. Информационные технологии обработки данных. Информационная технология управления. Информационная технология поддержки принятия решений. Информационная технология экспертных систем. Проблемы и перспективы использования информационная технологий. Устаревание информационные технологии. Методология использования информационной технологии.
|
| Технологии разработки и
применения баз данных.
| Технологии разработки и применения баз и хранилищ данных. Запросы к базе данных. Типы запросов. Инструментальные средства и технология создания запросов. Формы и отчеты, виды и технология их разработки. Добавление в формы и отчеты вычисляемых полей. Иллюстрирование форм и отчетов. Понятие хранилища данных. Гиперкубы.
|
| Сетевые технологии.
Локальные и
глобальные вычислительные
сети.
| Сетевые технологии. Глобальная система информационных ресурсов. Информационные комплексы, системы и сети. Локальные и распределенные модели хранения информационных баз и банков. Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет. Среды, каналы и протоколы передачи данных. Система адресации Интернет. Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, группы новостей, форумы и доски объявлений, блоги, поиск информации. Роль интернет в социологии, развитии экономики, образования и распространении информации: сетевые опросные системы, электронная торговля, электронные системы платежей, электронные деньги, сетевая реклама, сетевые кадровые агентства, электронные издательства, электронные библиотеки, дистанционное обучение, удаленное тестирование. Специализированные сайты, полезные для социолога.
|
| Справочные правовые системы.
| Понятие и основные характеристики справочных правовых систем (СПС). Основные свойства и задачи СПС. Обзор и сравнительный анализ российских СПС Обзор поисковых и сервисных возможностей СПС. Характеристика полноты и оперативности обновления СПС. СПС Консультант Плюс: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации. СПС Гарант: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации СПС Кодекс: структура информационного банка, источники информации, оперативность актуализации, юридическая обработка информации.
| 5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных навыков обучающихся.
Практический курс предусматривает проведение занятий в компьютерном классе с использованием современных технических средств обучения (проектор, интерактивная доска и т. п.); использование студентами во время лабораторных занятий технических и программных средств обработки информации, локальной компьютерной сети и Интернет-ресурсов; дискуссии и выступления с защитой рефератов и докладов. Самостоятельная работа предусматривает использование студентами сети Интернет для поиска необходимой дополнительной информации, а также при подготовке рефератов и докладов; использование электронных учебно-методических комплексов, позволяющих самостоятельно осваивать дисциплину.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
Телекоммуникация: сущность, содержание.
Молодые специалисты и новые информационные технологии.
Сетевое образование в США.
Информатизационные технологии в образовании: конфликты и перспективы развития человеческого потенциала.
Регионы России и информационные технологии.
Принцип управляемости высокотехнологической образовательной среды.
Автоматизированные информационные технологии в вузе.
Основы современных компьютерных технологий.
Технология дистанционного обучения в системе заочного образования.
Информационное обеспечение управленческой деятельности вуза.
Информатизация технологий принятия решения.
Автоматизированная системы обработки информации.
Принцип продуктивности высокотехнологической образовательной среды.
Типы информационной коммуникации.
Образование и обучение как уникальный тип коммуникации.
Социальная культура и информационные технологии.
Новые технологии и развитие человеческого потенциала.
Социальный аспект коммуникациии.
Информационные технологии и стандартизация знаний.
Социально - коммуникативный процесс общение между адресантами.
Информационные технологии и капитализация знания.
Виртуальное пространство как арена борьбы за распределение ресурсов.
Виртуальное пространство и контроль над знанием.
Информационные технологии и проблемы функционирования научного знания.
Информационные технологии как средство тиражирования научных парадигм.
Примерный перечень тем рефератов.
Молодые специалисты и новые информационные технологии.
Автоматизированные информационные технологии в вузе.
Технология дистанционного обучения в системе заочного образования.
Организация и методика информационной работы.
Информатизация технологий принятия решения.
Принцип открытости высокотехнологической образовательной среды.
Принцип продуктивности высокотехнологической образовательной среды.
Принцип модельности высокотехнологической образовательной среды.
Типы информационной коммуникации.
Условия развития и ограничения информационной коммуникации.
Образование и обучение как уникальный тип коммуникации.
Влияние на коммуникацию социальной культуры.
Новые технологии и развитие человеческого потенциала.
Реформа научного труда в сфере информационных технологий.
Социальный аспект коммуникациии.
Информационные технологии и стандартизация знаний.
Стандартизация форм представления знания.
Стимулирование внедрения информационных технологий в социальные науки.
Стратегическое управление развитием информационных технологий.
Безопасность в сфере информационных технологий.
Направления использования информационных технологий в социологии.
Уровни внедрения информационных технологий в социальные науки.
Инновации в области информационных технологий.
Проектирование в сфере дистанционного обучения.
Информационные технологии центров социального обслуживания.
Примерные вопросы к зачету:
Информатизация общества. История развития информатизации.
Основные черты современных информационных технологий.
Этапы развития информационных технологий.
Технологии разработки и применения баз и хранилищ данных.
Запросы к базе данных. Типы запросов.
Инструментальные средства и технология создания запросов.
Формы и отчеты, виды и технология их разработки.
Добавление в формы и отчеты вычисляемых полей. Иллюстрирование форм и отчетов.
Понятие хранилища данных. Гиперкубы. Витрины данных.
Сетевые технологии. Глобальная система информационных ресурсов.
Информационные комплексы, системы и сети.
Локальные и распределенные модели хранения информационных баз и банков.
Локальные и глобальные вычислительные сети. Интернет.
Среды, каналы и протоколы передачи данных. Система адресации Интернет.
Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, группы новостей, форумы и доски объявлений, блоги, поиск информации.
Роль глобальных сетей в социологии, развитии экономики, образования и распространении информации: сетевые опросные системы, электронная торговля, электронные системы платежей, электронные деньги, сетевая реклама, сетевые кадровые агентства, электронные издательства, электронные библиотеки, дистанционное обучение, удаленное тестирование.
Специализированные сайты, полезные для социолога.
Понятие и основные характеристики справочных правовых систем. Основные свойства и задачи. Обзор и сравнительный анализ российских СПС.
Обзор поисковых и сервисных возможностей СПС. Характеристика полноты и оперативности обновления СПС.
СПС Консультант Плюс. СПС Гарант. СПС Кодекс
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для студентов вузов/Б.Я. Советов, В.В.Цехановский.-6-е изд.-М.: Юрайт, 2013-263с.( Бакалавр, Базовый курс)
Трофимов В.В. Информационные технологии: учеб. для студ. вузов/В.В.Трофимов, О.П.Ильина и др.; Под ред. В.В.Трофимова; СПб госуд. ун-т экономики и финансов.-М.: Юрайт: Высшее образование, 2009-625с.
Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие/ С.Е. Гасумова; Дашков и К, 2012-247с. [Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/172584]
Божко В.П. Информационные технологии в статистике: учебник/ В.П. Божко; Финансы и статистика, 2011-152с. [Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/149118]
Дополнительная литература
Пенычева Л.А. Проектно-исследовательская деятельность в освоении современных информационных технологий. // Вопросы интернет образования.
Рынок систем дистанционного образования. // C-News. Интернет издание о высоких технологиях.
Информационные технологии в системе образования России // C-News. Интернет издание о высоких технологиях
Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2000.
Маршак М.Б. Сравнительный анализ поисковых систем библиотечных Интернет-серверов // Научные и технические библиотеки. - 2003. - №7. (библ.)
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации: Учеб. пособ. - М.: Академыия, 2009.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об электронной цифровой подписи" № 1-ФЗ от 10.01.2002.
Электронные ресурсы
Официальный сайт ЗАО "Консультант Плюс" - www.consultant.ru
Официальный сайт ООО "НПП Гарант-Сервис" - www.garant.ru
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оснащенный соответствующими техническими и программными средствами, локальная сеть, возможность использования электронных образовательных ресурсов, доступ к сети Интернет, для поиска необходимой дополнительной информации, подготовки к занятиям, написания рефератов и докладов.
Наличие аудиовизуальных средств обучения (проектор, интерактивная доска).
Наличие раздаточного материала для проведения лабораторных работ.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» профилю подготовки «Экономическая социология». Автор: ст. преподаватель кафедры информатики Козлов Е.Н.
Рецензент: доцент кафедры информатики Вашакидзе Н.С.
Программа одобрена на заседании кафедры информатики от 12 сентября 2014 г., протокол № 1. |