Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Энгельсский медицинский колледж»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 Информатика .
по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация . базовый уровень подготовки
2014 г.
Согласовано на заседании
ЦМК естественнонаучных
дисциплин и физического
воспитания
«____»_____________ 20____ г.
Председатель ЦМК
____________ О.П. Семёнова
|
| Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
«____»________ 20____ г.
__________ Э.В. Никитина
|
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования базового уровня
.
Разработчик: Долгова Т.А. - преподаватель высшей категории .
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты:
Клинаев Ю.В. – зам. директора ЭТИ СГТУ по научной работе, д. ф.-м. наук, профессор кафедры технической физики и информационных технологий
| Угольникова Е.Г. – методист по информационным технологиям ГАОУ СПО «ЭМК».
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| |
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… Область применения программы……………………………………………
Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы………………………….
Цель и задачи учебной дисциплины………………………………………...
Количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины…………………………………………...
| 4
4 4
4 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………... Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………… Тематический план и содержание учебной дисциплины……………….
| 5
5
6
| условия реализации учебной дисциплины………………... Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. Информационное обеспечение обучения………………………………….. | 9
9
9
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины…………………………………..
|
11
| ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….... Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС)………………
Тематика аудиторных занятий………………………………………………
| 14
14
16
|
1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03. Информатика . 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. Информатика является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Энгельсский медицинский колледж» в соответствии с ФГОС по специальности СПО: базового уровня образования. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. Информатика может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке средних медицинских и фармацевтических работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является частью математического и общего естественнонаучного цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать прикладные программные средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;
базовые системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 78
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 52
| в том числе:
|
| лекции
| 8
| лабораторные работы
| 0
| практические занятия
| 44
| контрольные работы
| 0
| курсовая работа (проект)
| 0
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 26
| в том числе:
|
| оформление мультимедийных презентаций по учебным разделам и темам
| 10
| подготовка к аудиторным занятиям, работа с учебником
| 8
| подготовка рефератов, сообщений
| 8
| Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет
во II семестре
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03. ИНФОРМАТИКА .
Наименование разделов
и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем
часов
| Уровень освоения
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Раздел 1. Техническая и программная база информатики
| 6
|
|
| Тема 1.1.
Аппаратное и
программное
обеспечение
современного ПК
| Содержание учебного материала:
Назначение, принцип работы, основные пользовательские характеристики устройств ПК. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Принцип программного управления компьютером. Классификация программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Выполнение основных алгоритмов работы в операционной системе Windows. Файловая организация данных. Защита информации.
| 4
| 1
|
| Практические занятия:
Выполнение основных алгоритмов работы в операционной системе Windows. Файловая организация данных.
| 4
| 2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме: «Аппаратное и программное обеспечение ПК», составление конспекта дополнительного материала.
| 2
|
|
| Раздел 2. Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office
| 54
|
|
| Тема 2.1.
Обработка
информации
средствами Microsoft Word
| Содержание учебного материала:
Настройка пользовательского интерфейса программы Microsoft Word. Создание, редактирование и форматирование текстового документа. Форматирование абзацев. Работа со списками. Создание и форматирование таблиц. Гипертекст и гиперссылки. Вставка графических объектов в документ, редактирование их. Оформление страниц. Печать документа.
| 12
| 1
|
| Практические занятия:
Создание документа в Microsoft Word. Форматирование символов, абзацев.
Microsoft Word: работа со списками, таблицами; создание формул.
Microsoft Word: гиперссылки, вставка графических объектов, оформление страниц.
| 12
| 2
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Word», составление конспекта дополнительного материала.
Подготовка реферата на тему «Создание форм фармацевтических документов в текстовом редакторе»
| 6
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 2.2.
Обработка
информации
средствами Microsoft Excel
| Содержание учебного материала:
Назначение и интерфейс табличного процессора Microsoft Excel. Создание, редактирование и форматирование табличного документа. Выполнение операций с ячейками. Автозаполнение. Выполнение математических расчетов. Ссылки. Встроенные функции. Создание и редактирование диаграмм. Вывод табличного документа на печать.
| 12
| 1
| Практические занятия:
Создание и заполнение таблиц в Microsoft Excel. Выполнение расчетов, создание формул.
Microsoft Excel: ссылки, выполнение расчетов с помощью мастера функций.
MS Excel: построение диаграмм и графиков, оформление страниц и вывод на печать.
| 12
| 2
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала.
Оформление мультимедийной презентации на тему «Диаграммы и графики в Microsoft Excel».
| 6
|
| Тема 2.3.
Обработка
информации
средствами Microsoft Access
| Содержание учебного материала:
Назначение и интерфейс Microsoft Access. Создание базы данных. Создание и редактирование таблиц. Создания связей между таблицами. Создание запросов, форм. Составление отчётов.
| 12
| 1
| Практические занятия:
Изучение программного интерфейса Microsoft Access. Создание и редактирование данных и структуры таблиц.
Microsoft Access: создание запросов, форм, составление отчётов.
| 8
| 2
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Access», составление конспекта дополнительного материала.
Подготовка сообщения на тему «Анализ базы данных аптеки»
| 6
|
| Раздел 3. Компьютерные технологии в медицине
| 18
|
| Тема 3.1.
Интернет.
Информационно-поисковые и
автоматизированные системы
обработки данных
| Содержание учебного материала:
Компьютерные сети: понятие, виды. Глобальная сеть Интернет. Коммуникативные сервисы Интернет. Электронная почта. Информационные сервисы Интернет. Всемирная паутина WWW. Поисковые системы. Технологии поиска информации в Интернет. Назначение и виды автоматизированных информационных систем (АИС). Структура АИС и их роль в обработке баз данных.
| 12
| 1
| Практические занятия:
Изучение коммуникативных сервисов Интернет. Поиск информации в Интернет.
Изучение автоматизированных информационных систем.
| 8
| 2
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Интернет. Информационно-поисковые и автоматизированные системы обработки данных», составление конспекта дополнительного материала.
Подготовка сообщения на тему «Разнообразие поисковых систем».
Оформление мультимедийной презентации на тему «Медицинские ресурсы Интернет».
| 6
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и вычислительной техники.
Оборудование учебного кабинета информатики и вычислительной техники:
рабочие места студентов, оборудованные персональными компьютерами с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением, соответствующим разделам программы, подключенными к учебной локальной сети;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением и средствами вывода звуковой информации, подключенным к сети Internet и включенным в административную локальную сеть;
комплект учебно-наглядных пособий – стендов;
сканеры;
принтеры;
мультимедиапроекторы;
ноутбуки;
нетбуки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: Компьютерные технологии в медицине. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2010.
Хлебников А.А. Информатика: учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О., Шамараков И.П. Основы информатики: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Кобринский Б.А., Зарубина Т.В.: Медицинская информатика. 3-е изд. – М.: Академия, 2012.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2009.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://www.window.edu.ru. Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии".
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ fcior.edu.ru.
Образовательный портал www.rusedu.info/Informatika.html
Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net
Видеоуроки http://www.gotovimyrok.com
Социальная сеть работников образования http://www.nsportal.ru/npo-spo
Материалы для учителей https://www.uroki.net/docinf.htm
Методическая копилка преподавателя информатики http://www.metod-kopilka.ru
Проект «Инфоурок» http://infourok.org
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/informatics/
В помощь студенту http://www.shporiforall.ru//shpargalki-po-informatike
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| Правильно использовать внешние устройства ПК. Правильно классифицировать программное обеспечение. Осуществлять настройку графического интерфейса Windows. Осуществлять запуск программ, работать с окном программы. Создавать объекты, осуществлять их копирование, перемещение, удаление, восстановление. Работать со стандартным прикладным программным обеспечением Windows. Создавать файловую структуру данных.
| Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
Оценка выполнения алгоритмов работы в операционной системе MS Windows.
Текущий контроль в форме отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
| Настраивать пользовательский интерфейс программы Microsoft Word. Создавать, сохранять и открывать документ. Осуществлять выделение, поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания. Форматировать символы. Форматировать абзацы. Создавать списки различных типов. Создавать таблицы в Microsoft Word. Форматировать таблицы. Связывать текст гиперссылками. Вставлять графические объекты, редактировать их. Создавать рисунки в Microsoft Word. Производить оформление страницы документа и вывод на печать.
| Оценка выполнения алгоритмов работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Текущий контроль в форме отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
| Выполнять первоначальные настройки пользовательского интерфейса программы Microsoft Excel. Выполнять операции по заполнению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов. Пользоваться различными видами ссылок. Производить вычисления с помощью формул. Пользоваться средствами мастера функций. Строить и редактировать диаграммы. Устанавливать параметры страницы и выводить табличный документ на печать.
| Оценка выполнения алгоритмов работы с электронными таблицами Microsoft Excel.
Текущий контроль в форме отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
| Создавать базу данных в Microsoft Access. Создавать таблицы и межтабличные связи. Редактировать данные и структуру таблицы. Создавать запросы, формы, составлять отчёты.
| Оценка выполнения алгоритмов работы с базами данных Microsoft Access.
Текущий контроль в форме отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
| 1
| 2
| Различать типы компьютерных сетей. Использовать в работе различные коммуникативные сервисы Интернет: электронная почта, чат, форум, сервис мгновенных сообщений. Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет. Работать в информационно-справочных системах. Осуществлять поиск, сбор и обработку информации в автоматизированных системах медицинского назначения.
| Оценка выполнения алгоритмов работы в сети Интернет с использованием информационным и коммуникативных служб.
Общая оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы
| Знания:
|
| Назначение, принципы работы и основные пользовательские характеристики устройств персонального компьютера. Классификация программного обеспечения ПК. Графический интерфейс операционной системы Windows. Основные алгоритмы работы в операционной системе Windows. Файловая организация данных. Средства защиты информации.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Решение кроссвордов по теме.
| Способы выполнения настройки пользовательского интерфейса текстового редактора Microsoft Word. Способы создания, сохранения и открытия документа. Правила набора текста. Понятия форматирования, редактирования документа. Приемы работы с выделенными фрагментами текста, форматирования символов. Форматирование абзацев. Приемы создания и редактирования различных видов списков. Способы создания и форматирования таблиц. Понятия: гипертекст, гиперссылка. Основные приемы работы с рисунками, графическими объектами. Приемы оформления страницы документа и вывод на печать.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Решение кроссвордов по теме.
| Выполнение первоначальной настройки графического интерфейса табличного процессора Microsoft Excel. Понятия: ячейка, диапазон, строка, столбец электронной таблицы, адрес ячейки. Заполнение таблиц, автозаполнение. Правила написания формул. Понятия относительной, абсолютной, смешанной ссылок. Выполнение расчетов с использованием мастера функций. Этапы построения и приемы редактирования диаграмм. Установка параметров страницы и вывод табличного документа на печать.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Решение кроссвордов по теме.
| Интерфейс программы Microsoft Access. Приёмы создания баз данных и таблиц. Алгоритм создания связей между таблицами. Возможности редактирования данных таблицы и структуры таблицы. Способы создания запросов, форм и составления отчётов.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Решение кроссвордов по теме.
| 1
| 2
| Принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Использование коммуникативных сервисов Интернет в общении. Виды информационных сервисов Интернет. Виды поисковых систем. Технологии поиска информации в Интернет. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем (АИС). Понятие медицинских информационных систем.
| Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Рубежный контроль в форме дифференцированного зачёта.
| Разработчик:
ГАОУ СПО «ЭМК» преподаватель Т.А. Долгова .
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС): ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Фармацевт должен обладать общими компетенциями (ОК),
включающими в себя способность (по базовой подготовке):
Код
компетенций
| Содержание
| ОК 3.
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
| ОК 9.
| Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Фармацевт должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК), соответствующими основным видам
профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Код
компетенций
| Содержание
| 5.2.1. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
| ПК 1.1.
| Организовывать приём, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
| ПК 1.2.
| Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
| ПК 1.3.
| Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
| ПК 1.8.
| Оформлять документы первичного учёта.
| 5.2.2. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
| ПК 2.5.
| Оформлять документы первичного учёта.
| 5.2.3. Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием)
| ПК 3.3.
| Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента.
| ПК 3.5.
| Участвовать в организации оптовой торговли.
| ПК 3.6.
| Оформлять первичную учётно-отчётную документацию.
|
5.2. ТемАТИКА АУДИТОРНЫх занятий
№
п/п
| Наименование тем
| Кол-во
часов
| Лекции
|
| Настройка программы MS Access. Создание и редактирование таблиц.
| 2
|
| MS Access: создание запросов, форм, составление отчетов
| 2
|
| Компьютерные сети. Сервисы Интернет. Технологии поиска информации в Интернет.
| 2
|
| Назначение и виды информационных систем (ИС). Структура АИС и их роль в обработке баз данных.
| 2
|
| Всего:
| 8
| Практические занятия
|
| Выполнение основных алгоритмов работы в ОС Windows. Файловая организация данных.
| 4
|
| Создание документа в Microsoft Word. Форматирование символов, абзацев.
| 4
|
| MS Word: работа со списками, таблицами; создание формул.
| 4
|
| MS Word: гиперссылки, вставка графических объектов; оформление страниц.
| 4
|
| Создание и заполнение таблиц в MS Excel. Выполнение расчетов, создание формул.
| 4
|
| MS Excel: ссылки, выполнение расчетов с помощью мастера функций.
| 4
|
| MS Excel: построение диаграмм и графиков, оформление страниц и вывод на печать.
| 4
|
| Изучение программного интерфейса Microsoft Access. Создание и редактирование данных и структуры таблиц.
| 4
|
| MS Access: создание запросов, форм, составление отчётов.
| 4
|
| Изучение коммуникативных сервисов Интернет. Поиск информации в Интернет.
| 4
|
| Изучение автоматизированных информационных систем.
| 4
|
| Всего:
| 44
|
|