БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистрант кафедры мировой экономики
Бугаенко Виктория Николаевна
Руководитель:
к.г.н., доцент Марков Андрей Викторович
Минск – 2008 г.
Оглавление Оглавление 2
Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3
Введение 3
Глава 1. Использование электронной документации при проведении внешнеторговых операций 4
Глава 2. Пилотный проект NCTS-МДП, предварительное электронное декларирование 7
Глава 3. Анализ европейской системы взимания дорожного сбора Toll Collect 10
Глава 4. Преимущества использования спутниковых систем контроля 13
Заключение 16
Список использованных источников: 17
Предметный указатель 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23
Интернет ресурсы в предметной области исследования 25
Действующий сайт в Интернете 27
Граф научных интересов 28
Презентация магистерской диссертации 30
Список литературы к выпускной работе 31
Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках Введение В настоящее время сеть информационные технологии являются неотъемлемым сопровождением большинства внешнеэкономических операций, поэтому белорусские транспортные предприятия как можно более активно должны внедрять информационные системы в свою работу.
Несмотря на особое внимание, уделяемое развитию транспортных услуг в Беларуси, исследования по проблеме использования информационных технологий в рассматриваемой сфере не получили еще достаточного распространения. Следовательно, в настоящее время является актуальным исследование потенциала информационных технологий для более эффективного развития транспортных услуг и более активного продвижения на мировой рынок.
Целью настоящего исследования является изучение использования информационных технологий при организации международных автомобильных перевозок.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
- проанализировать практические возможности и преимущества использования электронной документации;
- изучить пилотный проект NCTS-МДП (предварительное электронное декларирование;
- охарактеризовать прогрессивную европейскую систему организации оплаты дорожного сбора Toll Collect;
- исследовать систему спутникового контроля местоположения транспортных средств и ее применение транспортными и транспортно-экспедиторскими организациями.
Основой для написания работы послужили материалы таких белорусских и зарубежных авторов, как Карбанович И. И., Авчинкин А. В., Сергеев В. И., Гаджинский А. М. и др.
Автором реферата были проанализированы также белорусские Интернет-ресурсы, а именно сайты транспортных и транспортно-экспедиторских компаний, транспортные порталы и др.
Глава 1. Использование электронной документации при проведении внешнеторговых операций Век информационных технологий несет в себе большие возможности их применение в различных сферах, в том числе и в сфере автомобильного транспорта. В частности предприятиям, которые внедряют методы, основанные на информационной технологии (ИТ), при осуществлении международных перевозок, а вместе с ними и процессов поставок, следует применять стандарты и рекомендации, разработанные Центром по упрощению процедур международной торговли и электронному бизнесу Организации Объединенных Наций (СЕФАКТ ООН), например, Рекомендацию № 25: Использование стандарта ЭДИФАКТ ООН (UN/EDIFACT), который состоит из ряда согласованных на международном уровне стандартов, словарей и руководящих принципов по электронному обмену данными (ЭОД), которые имеют отношение к торговле товарами и услугами между независимыми компьютерными информационными системами. В настоящее время словарь ЭДИФАКТ ООН включает более 200 сообщений, которые позволяют предприятиям во всем мире обмениваться крайне важной деловой информацией и координировать и оптимизировать свои процессы, связанные с цепочкой поставок. [1, c. 109]
Использование такой информационной технологии как ЭОД поможет обеспечить оперативность и быстроту в области передвижения грузов через границы, открыто обмениваться информацией, а вместе с тем усовершенствовать законодательство в области информационных технологий.
Говоря об ЭОД, нельзя не сказать о том, что при обмене информацией электронный документ играет основополагающую роль, однако традиционные бумажные документы представляют собой основное препятствие его применению и развитию средств передачи данных. Это наглядно видно на примере Европейского Союза, который в системах транзита в течение длительного времени использовал документы в бумажной форме, но при этом возникали неизбежные задержки. Это обусловлено тем, что режим, в котором использовались документы в бумажной форме и который, помимо прочего, был рассчитан на небольшое число государств-членов, просто не в состоянии был обеспечить сегодняшний объем транзитных грузопотоков. Количество документов намного превышало возможности таможенных служб, все это приводило к длительным задержкам в осуществлении транзитных операций, административным ошибкам и серьезным финансовым последствиям. Поэтому когда начали использовать документы в электронном виде, существенно повысилась скорость и качество перевозок. [2, c. 68]
Применение информационных технологий возможно при заключении договора перевозки, который может быть оформлен в электронном виде, например в форме электронной накладной. Электронная накладная — это набор данных в электронном виде, который выполняет функции бумажной накладной как договора перевозки. С технической точки зрения, она более надежна, чем бумажная накладная, в которую в процессе перевозки по маршруту могут вноситься преднамеренные или непреднамеренные изменения. Содержание электронной накладной может в любое время контролироваться транспортной компанией, грузоотправителем и грузополучателем, которые, кроме того, могут следить за осуществлением транспортной операции в режиме реального времени. [12, c. 64]
При международных перевозках грузов также применяется автоматизированную систему обработки таможенных данных (АСОТД) и систему предварительного уведомления о передвижении грузов (АКИС). Первая представляет собой компьютеризированную таможенную управленческую систему, которая используется в осуществлении большей части внешнеторговых операций. Эта система предназначена для обработки грузовых манифестов и таможенных деклараций, ведения отчетности, обслуживания транзита, а также организации учета при временной приостановке взимания пошлин и сборов. АСОТД позволяет осуществлять электронный обмен данными между участниками торговли и таможенными органами с использованием правил ЭДИФАКТ ООН. [7, c. 123]
Вторая система представляет собой логистическую информационную систему, призванную повысить эффективность перевозок благодаря слежению за передвижением транспортных средств и грузов на всех видах транспорта и в местах перевалки (порты, внутренние таможенные склады) и заблаговременному представлению информации о прибытии груза. АКИС дает государственным и частным транспортным операторам и их филиалам достоверную информацию в реальном масштабе времени о транспортных операциях, такую, как, например, сведения о местонахождении грузов и транспортных средств, и тем самым повышает эффективность текущего процесса управления и принятия решений. [10, c. 13]
Необходимо отметить, что в рамках СНГ государства – участники во взаимоотношении с третьими странами (в том числе с международными организациями) в области перевозок должны выступать с общих согласованных позиций, лоббируя транспортные интересы своего регионального объединения. Данный тезис необходимо реализовывать через разработку согласованных условий для интеграции национальных транспортных систем государств Содружества в общеевропейскую и мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и разрабатываемой новой нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что необходимо активно применять современные информационные технологии в сфере международных перевозок грузов. Это позволит оформлять договор перевозки в электронном виде; фиксировать и документально оформлять операции и события в пути следования груза; информировать о прибытии и доставке груза.
|