Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Компьютерные технологии в проектировании среды» для направления подготовки специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Отделение дизайна
Программа дисциплины
«Компьютерные технологии в проектировании среды»
для направления 070601.65 «Дизайн» специализация «Дизайн среды»
подготовки специалиста
Автор программы:
Цховребадзе Е.Н., к.т.н., доцент,
etskhovrebadze@hse.ru
Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г.
Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" по специализации «Дизайн среды» изучающих дисциплину «Компьютерные технологии в проектировании среды» на 4-6 курсе.
Программа разработана в соответствии с:
ВПО 070601.65 "Дизайн" для образовательных программ для направления 070601.65 "Дизайн" «Дизайн среды»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" специализация «Дизайн среды» утвержденным в 2012г.
1Цели освоения дисциплины
В системе специальных дисциплин данного профиля главной целью изучения курса является ознакомление студентов с графический редакторами и их ролью и местом в системе проектирования объектов окружающей среды. В этом процессе, представляющем собой последовательные этапы преобразования идеи из эстетического содержания образа объекта, эстетического содержания конструктивных форм в конечный продукт, компьютерной графике принадлежит значительное место в создании как визуализаций с целью донести до зрителя творческую идею, так и в процессе подготовки рабочей документации проектов. В процессе изучения дисциплины студенты усвоят приемы и методы компьютерного конструирования, что позволит им свободно ориентироваться в многообразии современных компьютерных технологий в проектировании среды. В процессе освоения компьютерного проектирования и визуализации объектов особое внимание уделяется компьютерными программами AutoCad и ArchiCad, акцентируя внимание на создании и управлении изображением, элементами чертежа, режиме рисования и трансформации фрагментов объектов, взаимосвязи различных компьютерных технологий и их роли и месте в процессе проектирования среды.
В содержание учебного материала, предусмотренного программой, входят также сведения о типологии конструктивных решений городского дизайна, о возможности автоматизации процесса разработки строительных сооружений, зданий и других объектов с быстрой трехмерной визуализацией промежуточных и документированием окончательных вариантов. При этом изображения в дизайн-проектах обеспечиваются высокой степенью фотографической точности.
В процессе учебного конструирования в дизайне среды, как средства совершенствования её художественно-эстетических качеств, студенты должны изучить возможности и инструментарий программы AutoCAD в области создания конструкторской документации, а также приобрести навыки работы с САПР в зависимости от их свойств, качеств и назначения, что необходимо для грамотной профессиональной подачи проекта. В рамках современных подходов к проектированию, студенты должны овладеть основами автоматизированной подачи чертежей для проектировщиков, базируясь на знаниях, полученных в курсах дисциплин проектирования. Продолжается также ознакомление студентов с требованиями к материалам, используемым для конструирования объекта, их структурой и конструктивными особенностями.
Программой предусмотрено также изучение этапов процесса визуализации проектов при проектировании, знакомство с основными средствами подготовки векторных и растровых изображений к печати. С этой целью в курсе затрагиваются также вопросы работы в растровых и векторных графических редакторах, таких как Adobe Photoshop и CorelDraw. В процессе выбора и подготовки материалов для визуализации проектов обсуждаются физические свойства материалов, такие как прозрачность, отражающая и преломляющая способность, поглощение и рассеяние света, люминисцентные свойства и т.д.
Конструкторская подготовка студентов опирается на блок общепрофессиональных и специальных дисциплин, среди которых «Пропедевтика», «Проектирование в дизайне среды», «Технический рисунок» и «Перспектива», где "Проектирование в дизайне среды" является основополагающей дисциплиной и дается параллельно с "Конструированием в дизайне среды".
Таким образом, содержание курса позволяет подготовить студентов, обучающихся по специальности 070601 – «Дизайн», специализации 04 - «дизайн среды» на базе комплексного изучения профильных предметов.
Согласно предлагаемой программе, курс дисциплины предполагает комплексное взаимодействие с рядом смежных дисциплин, с опорой на курсы конструирования и проектирования, в которых студенты знакомятся с технологическими и конструктивно-технологическими закономерностями и принципами конструирования, с влиянием выбранных материалов на форму, размер и фактуру объекта проектирования, на способы крепления отдельных технологических узлов проектируемого объекта между собой и той средой, в которой он будет эксплуатироваться.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
- формирование представлений о современных компьютерных технологиях в создании конструкторской документации;
- углубление и расширение знаний и навыков по проектированию малых форм, благоустройству, инженерным сооружениям, специальному оборудованию и в материалах, применяемых в их производстве;
- ознакомление с основами физических свойств материалов, и их влияния на эстетический образ будущего объекта;
- ознакомление с основными законами распространения света и влиянием освещения на способы визуализации проектов;
- изучение и практическое освоение типологии конструктивных решений в создании корпоративного стиля;
- творческое развитие в дизайнерской деятельности;
- воспитание профессиональной культуры и профессиональных качеств дизайнера, рациональности, бережливости, стремления к качественному выполнению работы;
- подготовка студента к самостоятельному выполнению профессиональных действий, связанных с использованием конструкторско-технологической документации при проектировании объектов дизайна.
Изучение дисциплины ставит целью:
- помочь студенту освоить и развить практические навыки в процессе компьютерного проектирования и визуализации объектов средового дизайна;
- ознакомить учащихся с современным уровнем визуализации проектов в области дизайна среды;
- сформировать представление о возможностях компьютерных программ, используемых дизайнером в своей проектной деятельности.
Учебная программа содержит следующие дидактические единицы:
Предмет, цели и задачи дисциплины направлены на изучение компьютерной графики как одного из современных способов разработки и подачи дизайнерской идеи.
Изучение основ современного конструирования, его структуры и организации, постижение технологических приемов, конструктивных решений в интерьере, создание объектов малых форм окружающей среды, его благоустройства и специального оборудования (визуальных коммуникаций, информационных устройств, инженерных сооружений и т.д.); изучение программ САПР для автоматизации работы в процессе черчения; основных приемов конструирования, декоративной визуализации; способности выполнять работу самостоятельно от эскиза и выполнения проекта в электронном виде до твердой копии; позволяют подготовить студента к профессиональной деятельности в области дизайна окружающей среды обитания человека.
|