РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Современные средства оценивания результатов обучения»
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Изучение дисциплины призвано подготовить к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ОП бакалавриата и видами профессиональной деятельности; показать место системы оценивания качества обучения в образовании; продемонстрировать возможности использования современных технологий для выявления дополнительных возможностей в системе оценивания результатов обучения; показать новые методы и формы оценивания знаний, умений и навыков учащихся (учебное портфолио, тестирование, автоматизированный контроль, рейтинговая система); особое внимание уделить рассмотрению такого метода оценивания, как тестирование, его особенностям (высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования; возможность одновременного проведения тестирования многих обучаемых; возможность организации компьютерного тестирования, включая дистанционное тестирование посредством глобальной сети Интернет); проанализировать варианты заданий Единого государственного экзамена.
Задачами обучения данному курсу являются:
Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе;
Ознакомление с педагогическими требованиями к организации контроля за учебной деятельностью учащихся;
Формирование представления о функциях и принципах контроля;
Ознакомление с подходами к оцениванию (нормированный подход, критериально-ориентированных подход);
Формирование представления о качестве образования, механизмах и процедурах оценки качества образования;
Знакомство с новыми методами контроля учебной деятельности, причинами их внедрения;
Формирование представления об учебном портфолио, их видах, формах, принципах составления;
Формирование представления о тестах, истории их становления, видах, характеристиках, формах, процедуре тестирования в процессе обучения;
Ознакомление педагогов с положительными и отрицательными аспектами использования теста, в то числе автоматизированного, для контроля знаний, умений и навыков учащихся;
Знакомство с видами готовых тестов для оценки знаний, умений и навыков при изучении дисциплины «Информатика»;
Формирование представления о рейтинговой системе оценки качества обучения, видах рейтинговых систем, их достоинствах и недостатках;
Формирование представления об автоматизированном контроле, его формах, ознакомление с алгоритмом адаптивного тестирования;
Ознакомление с особенностями системы тестирования, применяемой в Едином государственном экзамене;
Выработка у педагогов устойчивой мотивации к использованию разнообразных методов и форм контроля учебной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.7).
Курс базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в процессе изучения дисциплин в области педагогики, психологии, информатики, методики преподавания информатики, программного обеспечения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-8: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-9: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ПК-4: способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
ПК-8: умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
назначение, формы, методы, принципы педагогического контроля, его структуру, функции, требования к организации, подходы к оцениванию;
традиционные и современные методы контроля, положительные и отрицательные стороны, особенности их использования;
особенности системы тестирования, применяемой в Едином государственном экзамене;
механизмы и процедуры оценки качества образования.
Уметь:
осуществлять целесообразный и эффективный выбор методов и форм контроля, в том числе основанных на использовании информационных технологий, для осуществления педагогического контроля, оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Владеть:
информационными и телекоммуникационными технологиями при осуществлении педагогического контроля.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачетных единиц
| Аудиторные занятия (всего)
| 60
| В том числе:
|
| Лекции
| 32
| Практические занятия (ПЗ)
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 28
| Семинары (С)
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 48
| В том числе:
|
| Указываются виды самостоятельной работы
|
| Подготовка к коллоквиуму
|
| Подготовка реферата
| 20
| Подготовка к деловой игре
|
| Решение задач, создание презентации и т.д.
| 20
| Подготовка к промежуточной аттестации
| 8
| Вид промежуточной аттестации (контрольная работа)
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
| 3
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
| Лекции
| Лабораторная работа
| Семинары
| СРС
| Всего
| 1
| Педагогический контроль, его структура и содержание
| 8
| 6
|
| 12
| 26
| 2
| Традиционные и инновационные формы и методы контроля
| 12
| 8
|
| 12
| 32
| 3
| Качество образования, механизмы и процедуры его оценки
| 6
| 8
|
| 12
| 26
| 4
| Новые технологий в области контроля обучения. Разработка портфолио
| 6
| 6
|
| 12
| 24
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
| Содержание раздела
| 1
| Педагогический контроль, его структура и содержание
| Цели, содержание, виды контроля. Принципы организации и проведения контрольной деятельности.
Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов: проверка, оценка, учет.
Проверка учебных достижений: выявление, изменение качества, уровня, объема усвоения учебного материала и степени достижения целей обучения. Требования к проверке: индивидуальный характер проверки, системность проверки успеваемости, тематическая направленность, дифференцированный контроль успеваемости, объективность и обоснованность оценивания, единство требований.
Оценка учебных достижений.
| 2
| Традиционные и инновационные формы и методы контроля
| Традиционные формы и методы контроля, их достоинства и недостатки. Необходимость внедрения новых форм контроля.
Инновационные формы и методы контроля: портфолио (виды, принципы составления, содержание); тестирование (история становления и развития, виды, тесты в психологии и в обучении – общие и различные черты, учебный тест, его формы, принципы составления, примеры тестом школьного курса информатики, Единый государственный экзамен, анализ кодификатора ЕГЭ и спецификации; рейтинговая система (цель, принципы, назначение, примеры); автоматизированный контроль (цель, возможность использования на уроках информатики, адаптивное тестирование)
| 3
| Качество образования, механизмы и процедуры его оценки
| Качество образования, механизмы и процедуры его оценки (лицензирование, аттестация, аккредитация), критерии качества образования, мониторинговые исследования
| 4
| Новые технологий в области контроля обучения. Разработка портфолио
| Портфолио современного учителя: цели его создание, содержание, примеры.
Особенности содержания портфолио учителя информатики.
Организации размещения электронного портфолио в сети Интернет; анализ портфолио учителей, размещенных в сети Интернет.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Педагогический контроль, его структура и содержание.
| 26
| ОК
-8
| ПК-4
|
|
| 2
| Традиционные и инновационные формы и методы контроля
| 32
| ОК
-9
| ПК-8
|
|
| 2
| Качество образования, механизмы и процедуры его оценки
| 26
|
| ПК-4
| ПК-8
|
| 2
| Новые технологий в области контроля обучения. Разработка портфолио
| 24
| ОК
-9
| ПК-8
|
|
| 2
|
6. Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, семинарское)
| Тема занятия
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
| Лекционное
| Цели, содержание, виды контроля. Принципы организации и проведения контрольной деятельности
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов: проверка, оценка, учет
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Требования к проверке: индивидуальный характер проверки, системность проверки успеваемости, тематическая направленность, дифференцированный контроль успеваемости, объективность и обоснованность оценивания, единство требований.
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Оценка учебных достижений
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Традиционные формы и методы контроля, их достоинства и недостатки. Необходимость внедрения новых форм контроля
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Инновационные формы и методы контроля: портфолио (виды, принципы составления, содержание)
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Инновационные формы и методы контроля: тестирование (история становления и развития, виды, тесты в психологии и в обучении – общие и различные черты, учебный тест, его формы, принципы составления, примеры тестов в школьном курсе информатики
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Единый государственный экзамен, анализ кодификатора ЕГЭ и спецификации
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Рейтинговая система оценивания. Цель, принципы, назначение, примеры
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Автоматизированный контроль (цель, возможность использования на уроках информатики, адаптивное тестирование)
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Качество образования, механизмы и процедуры его оценки
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Лицензирование, аттестация, аккредитация образовательного учреждения
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Критерии качества образования, мониторинговые исследования
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Портфолио современного учителя: цели его создание, содержание, примеры.
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Особенности содержания портфолио учителя информатики
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лекционное
| Организации размещения электронного портфолио в сети Интернет; анализ портфолио учителей, размещенных в сети Интернет
| Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
| 2/2
| Лабораторное
| Разработка интерактивного опросника для урока информатики
| Решение ситуационных методических задач
| 4/4
| Лабораторное
| Возможности современных интернет-сервисов для разработки он-лайн опросников
| Групповая эвристическая беседа
| 2/2
| Лабораторное
| Разработка тестов открытой и закрытой формы средствами Excel
| Решение ситуационных методических задач
| 4/4
| Лабораторное
| Обзор приложений для разработки и создания контрольных материалов для урока информатики
| Решение ситуационных методических задач
| 4/4
| Лабораторное
| Анализ портфолио учителей и разработка собственного портфолио
| Решение ситуационных методических задач
| 4/4
| Лабораторное
| Просмотр и анализ портфолио
| Групповая эвристическая беседа
| 2/2
| Лабораторное
| Педагогические ситуации
| Решение ситуационных методических задач
| 4/4
| Лабораторное
| Педагогические ситуации
| Групповая эвристическая беседа
| 4/4
|
|