Скачать 100.56 Kb.
|
Главное управление образования Администрации Воронежской области Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования IV межрегиональная научно-практическая конференция Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии МАСТЕР-КЛАСС Из опыта организации работы в локальной сети компьютерного класса Учитель информатики Россошанской школы-интерната Комаровский А.Н. Воронеж 24-25 сентября 2004 г. МАСТЕР-КЛАСС Из опыта организации работы в локальной сети компьютерного класса Комаровский А.Н. Россошанская школа-интернат kan@bk.ru Спецификой интернатного учреждения является то, что здесь воспитанники находятся круглосуточно, поэтому кабинет информатики, являясь центром обучения, внеклассной работы и досуга, работает с утра до позднего вечера. Сюда приходят дети подготовить доклад, реферат или дидактические материалы по заданиям педагогов, подобрать иллюстрации, оформить стенгазету или классный уголок, освоить новый программный продукт, просто отдохнуть: порисовать, поиграть, послушать музыку. По этой причине здесь размещены коллекции клипартов, музыки, видеофильмов, мультфильмов, виртуальные компакт-диски по искусству, энциклопедии, электронные учебники и обучающие программы как по разделам информатики и различным компьютерным приложениям, так и по предметам школьного курса, сайты и материалы из Интернета, а, кроме того, множество прикладных программ и компьютерных игр различных жанров. В связи с тем, что одним компьютером пользуются в среднем около 20 человек, возникает целый ряд проблем:
Все компьютеры в классе имеют свой порядковый номер. Дети сами выбирают, кто за каким будет сидеть, но в дальнейшем каждый из учащихся закрепляется за одной из машин. На системном блоке прикрепляется табличка с номером машины и списком закрепленных за ней учащихся. На рабочем столе учителя размещается папка свободного доступа, в которой находятся журналы учета работы на каждом компьютере в виде файлов электронных таблиц. Ярлыки соответствующих журналов находятся на рабочих столах ученических компьютеров и, кроме того, помещены в папку автозагрузки. В начале работы открывается журнал, и на листе соответствующего месяца на пересечении столбца со своей фамилией и строки с датой проставляется время начала. Если по какой-либо причине ученик начинает работу за незакрепленным за ним компьютером, то в этом случае ему необходимо внести свою фамилию в дополнительную часть списка. Такой порядок приучает к ответственности и, в случае проблем, позволяет быстро решить вопрос, кто «последний герой».
Так как у детей ярко проявляется потребность в самовыражении, то это порождает еще несколько проблем. Одна из них – перенастройки рабочего стола. Когда меняют фоновые рисунки, с этим еще можно мириться, но если через 2 минуты простоя появляется заставка, да еще защищенная неизвестным паролем, или оформление перенастраивается так, что неактивное окно выглядит как активное, или цвет текста сливается с цветом фона, или изменяется разрешение экрана и качество цветопередачи, то такое самовыражение не назовешь безобидным, так как вынуждает тратить драгоценное время урока на восстановление начальных установок. Приходится ограничивать творческий процесс в этом направлении, для чего в реестре в разделе HKEY_CURRENT_USER \SOFTWARE \Microsoft \Windows \CurrentVersion \Policies \System создан строковый параметр NoDispCPL со значением ”0”. Если раздела System в вашем реестре нет, то его можно создать, используя контекстное меню. Некоторые «умельцы» возможно и смогут заменить фоновый рисунок на рабочем столе, например с помощью утилиты ACDSee, но за остальные настройки рабочего стола можно быть спокойным. А чтобы дать выход неуемной энергии подростков, постоянным клиентам рекомендуется завести в папке Пользователи собственную папку, назвав ее своей фамилией. Здесь можно проявить фантазию по оформлению и настройке, разместить свои документы, рисунки, музыку, ярлыки программ, игр, локальных и сетевых ресурсов. Размер папки ограничивается 50 Mb, в противном случае применяются профилактические мероприятия. Если детям сразу в начале учебного года предоставить такую возможность, то это, надеюсь, избавит вас от «радостной» встречи где-нибудь в папке Windows с «заначкой» объемом около 2 Гб из копий самых завлекательных ресурсов сети в то время, когда на жестком диске нет свободного места.
Со временем рабочий стол переполняется ярлыками, в которых уже трудно ориентироваться, особенно если каждый из пользователей считает своим долгом расположить их по своему вкусу. Не выручает и меню Пуск, так как при большом количестве установленных приложений приходится долго «ползать» по нем в поисках нужной программы. И хотя перетаскиванием можно перегруппировать и навести здесь удобный порядок, обязательно найдется «специалист», который решит, что нет ничего лучше порядка алфавитного. Это не доставит ему хлопот, а ваши старания пропадут даром. Помучившись с этой проблемой, я пришел к выводу о необходимости структуризации ярлыков на рабочем столе, для чего в папке дистрибутивов создал скрытую папку РабСтол, а в ней папки по основным разделам: Офис, Графика, Звук, Учебники, Клавиатура, Интернет, Языки, Игры и Видео и, кроме того, папки Значки и Ярлыки. В первых папках размещаются ярлыки соответствующих приложений, утилит и сетевых информационных ресурсов. В папке Значки – коллекция иконок для самих папок и программ MS DOS, а в папке Ярлыки – ярлыки вышеуказанных папок. Копии ярлыков из этой папки размещены на рабочем столе. В случае если с рабочего стола будут удалены какие-либо ярлыки, их легко можно восстановить. Таким образом, на рабочем столе остается около десятка ярлыков, их расположение остается постоянным, а через них доступ к нужным приложениям и сетевым ресурсам отнимает меньше времени. Папку РабСтол достаточно создать на одной машине, настроить, а затем скопировать на другие. Получается связанный системой ссылок единый комплекс программного и информационного обеспечения.
Кроме этого, на рабочем столе каждого компьютера заведена папка свободного доступа Temp с разрешением изменения файлов по сети. В учительской папке дополнительно созданы папки с названием каждого класса, предназначенные для записи по сети текущих и зачетных работ учащихся, поэтому для проверки нет необходимости блуждать в поисках нужных файлов, да и ученики могут продолжить свою работу на любом из компьютеров. Здесь можно размещать и тексты заданий, но обычно они рассылаются на каждое рабочее место. Для этого в папке учителя Сеть собраны ярлыки папок Temp ученических машин. Процесс рассылки осуществляется «легким движением руки»: достаточно нужный файл натянуть на ярлык соответствующей ученической папки. Рассылку можно производить и с помощью таких приложений как Net Meeting или NetSupport School, но, на мой взгляд, там это занятие более хлопотное, да и рассылать можно только отдельные файлы, а таким способом и папки пересылаются без проблем. Ученику достаточно на своем рабочем столе открыть папку Temp и начать работать с заданием. Необходимые рабочие файлы и заготовки распределяются тем же способом. Используется такая конфигурация и для демонстрации принципа организации электронной почты. Обычно учительская папка Temp объявляется сетевым диском, но, когда мы работали над сайтом школы, то сетевым диском стала папка с Web-узлом, что позволило вести параллельную работу над сайтом на всех компьютерах сразу и, тем самым, сэкономить время.
В кабинете информатики нередки случаи, когда дети «не слышат» звонок, особенно если надо освобождать помещение. В начале учебного года, используя Назначенные задания в ОС Windows, я настраиваю учительский компьютер таким образом, что он подает «звонки». Для этого я подобрал разные звуки: призывный и торжественный для начала урока, радостный и веселый для конца урока, которые и запускаются каждый по своему расписанию. УТИЛИТЫ высокой эффективности Учителю информатики приходится иметь дело с множеством программ различного характера, однако среди них найдется не так уж много приложений, облегчающих именно его заботы, помогающих эффективно использовать имеющуюся в его распоряжении технику. За несколько лет работы в компьютерном классе в моем багаже накопилась подборка утилит и приложений для решения различных задач, встречающихся в практике обеспечения учебного процесса и обслуживания вычислительной техники. Одни из них широко известны и используются большинством преподавателей информационных технологий, а другие, не смотря на их несомненную полезность, не имениты и пока редко встречаются в практике. Среди последних мне хотелось бы выделить «джентльменский набор» из трех программ, способствующих существенному повышению эффективности работы в компьютерном классе, в особенности, если у вас: — нет привода CD; — нет демонстрационного проектора и монитора; — необходима переустановка и коренное обновление программного обеспечения. Представьте себе ситуацию: завуч обращается в кабинет информатики с просьбой провести занятия с выпускниками по подготовке к ЕГЭ. Необходимые для этого материалы находятся на компакт-диске. Привод CD только на учительском компьютере. Демонстрационного проектора или монитора нет, не было и не будет. Мультимедийная презентация работает только при наличии CD-ROM в приводе. Так как в ее комплект включены видеофайлы, то демонстрация изображения с учительского монитора по сети, например с помощью приложения NetMeeting, проблем не решает. Выход есть! Это программа Virtual CD. Создаем с ее помощью виртуальный диск. Если у вас недостаточно быстрая сеть, то, чтобы обеспечить надежную и быструю работу во время занятия, предварительно рассылаем его по всем рабочим станциям и «милости просим»! Каждый из учащихся может самостоятельно работать с электронным учебником со свойственным ему темпом, как будто на его компьютер только что поставили новенький привод CD-ROM. Снимаются и проблемы с установкой тех программ, которые никак не хотят этого делать по сети. Причем не обязательно копии виртуальных дисков рассылать по остальным машинам. У нас такие диски с материалами ЕГЭ, электронными учебниками, дидактическими материалами, играми и дистрибутивами программам распределены на разных компьютерах, но ученики, используя локальную сеть, в любой момент могут работать с любым из них. Для этого необходимо, чтобы в каталоге Virtual CD имелась ссылка на соответствующий виртуальный диск, что выполняется через собственную систему поиска. Далее вы работаете и решаете все проблемы, как на компьютере с CD-приводом, достаточно выбрать нужный диск и «вставить». Дистрибутив и русификатор программы Virtual CD можно найти в Интернете. С ее помощью, используя только учительский привод CD, можно создавать, редактировать и использовать виртуальные диски. Утилита может оказаться весьма полезной даже в том случае, если у вас на всех компьютерах есть приводы компакт-дисков. При установке Virtual CD следует иметь в виду, что в локальной сети на разных компьютерах она должна быть установлена с различными ключами, для чего вам потребуется соответствующий генератор ключей. В противном случае программа обнаруживает свою копию на других компьютерах и отказывается работать, пока вы не отключите машину от сети или не выключите остальные ПК. Существует и другая утилита с такими же функциями – Far Stone Virtual Drive Personal Edition. При отсутствии демонстрационного проектора или монитора некоторые учителя используют для показа стандартное приложение NetMeeting, входящее в состав ОС Windows, настройка и конфигурирование которого потребует от вас немало времени. Да и в последующем, для организации сеанса связи, каждый из учащихся должен овладеть алгоритмом подключения. Этих недостатков лишена программа NetSupport School. Ее демонстрационная версия, которую можно найти в Интернете, с успехом может работать у вас до года. К сожалению, в Рунете о ней имеется довольно мало информации. С этим приложением меня познакомил преподаватель информатики гимназии им. Платонова г. Воронежа Протасов А.С., за что я ему искренне благодарен. NetSupport School легко устанавливается (на учительcком рабочем месте выбирается конфигурация Teacher, а на ученическом – Student). Для организации взаимодействия она не требует от учащихся каких-либо операций и позволяет осуществлять еще целый ряд весьма полезных и эффективных функций контроля и интерактивного обучения на расстоянии, как по локальной сети, так и через Интернет. NetSupport School дает возможность учителю следить за работой всех учащихся, не суетясь и не бегая по классу, а наблюдая на своем мониторе в удобной для себя конфигурации. При необходимости или запросе о помощи он может взять на себя управление на расстоянии компьютером любого ученика, помочь и показать, что и как делать дальше или исправить допущенные ошибки. При этом допустимы действия вплоть до запуска и закрытия приложений и даже выключения компьютера. Можно временно блокировать клавиатуру и мышь отдельных учащихся, использующих компьютер не по назначению. Если в процессе наблюдения за работой своих подопечных вы заметили, что результаты творчества кого-либо из них достойны внимания остальной аудитории, то вам с помощью приложения NetSupport School не составит труда продемонстрировать это и на всех других мониторах. Приложение легко конфигурируется и представляет ряд других возможностей: демонстрировать по сети видеоролики, рассылать файлы, производить обмен звуковыми и письменными сообщениями и др. Необходимо иметь в виду, что, во избежание проблем с отображением шрифтов, на учительской и ученических машинах должны быть установлены однотипные операционные системы. Еще одна «палочка-выручалочка» – утилита Power Qwest Partition Magic, которая позволяет не только создавать, изменять размеры, перемещать, разделять, удалять, восстанавливать и производить слияние разделов на винчестере без потери данных и форматировать разделы под различные файловые системы, но, что существенно, в последних версиях этой программы появилась функция копирования разделов. Прошедшим летом передо мной встала проблема полной переустановки программного обеспечения на всех машинах кабинета информатики. На одном ученическом компьютере эта операция с последующей настройкой и конфигурированием заняла два дня. Простой расчет показывал, что для полной переустановки всего класса может не хватить и 3-х недель, однако выручила утилита Partition Magic. Для создания копии винчестера я поступал следующим образом: — подключал второй жесткий диск с другой машины; — с помощью программы Partition Magic, запущенной с основного диска, уничтожал все разделы на втором диске, — копировал разделы на дополнительный диск, выбрав его при копировании ведущим (Primary) и скрытым (Hidden). — возвращал винчестер на свое постоянное место и, загрузив там Partition Magic с дискет, через меню Operations/Advanced делал разделы видимыми (Unhide Partition) и активными (Set Active). Процесс создания копии жесткого диска объемом 10 Гб, на котором установлено 5 Гб программного обеспечения, в операционной системе Windows XP занимал всего 10 мин! Оставалось изменить настройки локальной сети, поменять имя компьютера и пароль да перенести резервные файлы. Теперь, в случае обрушения операционной системы, а «умельцы» такие время от времени находятся, проблему восстановления программного обеспечения одной машины с помощью Partition Magic мне удается решить за время одного урока. |
5 Межрегиональная научно-практическая конференция со ран васильчик Л. Р В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф | Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для... Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников, студентов,... Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области | Секция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да» В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Февраль 2012 г. – Межрегиональная научно-практическая конференция «Музыкально-эстетическое воспитание в условиях перехода на новые... | Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Xvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск» Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной... | Межрегиональная научно-практическая конференция достижения нейронаук: теория и практика Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Xxx (II) межрегиональная эколого-краеведческая научно-практическая... Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Показать взаимосвязь наук «Биология» и «Химия» в изучении витаминов | Новости 22 апреля в актовом зале Смольного института рао состоялась... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | ||
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Опыт и достигнутые результаты управления в Калужской области 4 Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное.... | Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | ||
Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция... Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля... | Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских... Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа |