Скачать 471.97 Kb.
|
Концепция развития единой информационно-образовательной среды АлтГУ Концепция развития Единой информационной образовательной среды В АлтГУ разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р и Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61. Информатизация является одним из приоритетных направлений развития Алтайского государственного университета. Развитие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) управления в Алтайском государственном техническом университете (АлтГТУ) началось в 1998 году. Внедрением информационных технологий в университете занимаются несколько специализированных подразделений. Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) курирует обеспечение работы корпоративной сети, закупку и обслуживание аппаратно-программных средств, разработку и сопровождение интегрированной автоматизированной информационной системы управления (ИАИС). Информационно-аналитический центр (ИАЦ) курирует развитие и поддержку внешних телекоммуникаций, электронной почты и WEB-портала. Медиацентр обеспечивает технологическое обеспечение процессов создания, хранения и организацию доступа к электронным образовательным ресурсам университета, в том числе мультимедийным учебным пособиям на CD-дисках, обеспечением учебного процесса мультимедийным оборудованием. Центр дистанционных образовательных технологий обеспечивает процессы внедрения дистанционных образовательных технологий. Лаборатория высокопроизводительных вычислений занимается созданием и поддержкой вычислительного кластера университета. Центр платных услуг оказывает дополнительные платные услуги в области информатизации для студентов и сторонних организаций и работает на основе самоокупаемости. Учебный центр информационных технологий оказывает услуги по повышению квалификации специалистов университета и сторонних организаций. В рамках центра заключены партнерские соглашения и создан ряд подразделений совместно с ведущими мировыми корпорациями в области информационных технологий. На конец 2011 года на балансе университета находилось более полутора тысяч компьютеров, 31 компьютерный класс. В университете создана единая корпоративная компьютерная сеть (рисунок 1), в которой зарегистрировано свыше 12 000 пользователей, функционирует около 30 серверов, более 50 активных сетевых устройств. В концепции определяются цели, задачи, основные направления функционирования, архитектура и результаты развития единой информационной образовательной среды АлтГУ (далее – ЕИОС). Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия: автоматизация управленческой деятельности – формирование на базе единой информационной образовательной системы возможности администрирования деятельности образовательной организации, ведение документации, формирование отчетности об общехозяйственной, финансово-экономической деятельности вуза; автоматизация образовательной деятельности – формирование на основе ЕИОС и общей информационной образовательной системы информационно-технологических решений стандартизованных операций деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, отдельных электронных ресурсов и сервисов; ЕИОС – совокупность информационных образовательных решений, основанных на общих правилах и подходах Концепции, способствующих созданию условий успешной реализации целей Федеральных и иных государственных образовательных стандартов и Федеральных и иных государственных требований к образовательным программам и услугам, обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступности качественного образования; общая информационная образовательная система – это система электронных образовательных ресурсов, информационных образовательных сервисов, средств, технологий, созданная на общей программно-аппаратной платформе, которая обеспечивает подключение и использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях, эффективное обучение и социализацию участников образовательного процесса, охватывает педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) и прочие роли, служит интегрированной средой для всех участников образовательного процесса; информатизация – широкое использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества и человека; информационное общество – общество, характеризующееся высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти; информатизация образования – широкое использование в процессе образования (обучения и воспитания) информационных образовательных систем и элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, методов сбора, обработки, передачи и хранения информации в сфере образования на базе передовых информационных сервисов, создание и использование единой информационной образовательной среды; информационные сервисы – сервисы, основанные на информационных и телекоммуникационных технологиях, для построения процессов и подключения конечных пользователей; информационная коммуникационная технологическая инфраструктура (далее - ИКТ-инфраструктура) – это совокупность информационных и коммуникационных технологий и инструментов доступа к различным информационным источникам, базам данных и базам знаний (электронным, печатным, инструментальным, людским), другим элементам ЕИОС в целях образования; облачные технологии (вычисления) – это инфраструктура, предназначенная для обеспечения повсеместного доступа, с использованием сети Интернет, к устройствам хранения данных, приложениям и сервисам; сервисы в сфере образования – сервисы, основанные на ИКТ-инфраструктуре, облачных технологиях, для построения процессов и включения в ЕИОС конечных пользователей; электронные образовательные ресурсы – материалы, изготовленные и используемые в образовательном процессе в рамках ЕИОС в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и для воспроизведения которых используются электронные устройства. Концепция направлена на обеспечение условий, необходимых для модернизации и качественного роста образования в АлтГУ. Информационное общество создает новые секторы активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным институтам. Глобальная тенденция «информатизации жизни» и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России. Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция требует глобальных изменений в развитии процесса информатизации всех сфер жизни общества. Во всех развитых и в большинстве развивающихся странах осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования. Главной целью современного образования является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного, образовательного и профессионального уровня, способного быстро адаптироваться к новым условиям жизни общества. Особенность современного этапа развития образования – выход за пределы конкретного учебного учреждения и необходимость интеграции по разным критериям. Принятые федеральные программы рассчитаны именно на интеграцию образовательных систем разного уровня на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных средств связи. Современные тенденции развития российского образования ставят перед создателями образовательно-информационных ресурсов, в частности, перед отраслевыми (педагогическими) библиотеками, задачу формирования единого образовательного научно-информационного потенциала, адекватного современным возможностям мирового информационного развития, включая вопросы, связанные с расширением национального информационно-образовательного пространства, повышением эффективности использования научно-образовательных информационных ресурсов и активизации информационного сотрудничества. В последних документах Министерства образования и Правительства РФ ставится вопрос о принципиальных изменениях в обеспечении доступа к любой открытой информации любого пользователя через компьютерные сети. Именно реализация принципа свободного доступа к любой информации, где бы она ни находилась, по запросам любого обучающегося, преподавателя и других специалистов требует принципиально другой организации информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения. В законе «Об образовании в Российской Федерации», в актах Правительства Российской Федерации определены принципы и основные направления реализации политики электронного обучения и образования, обучения с применением дистанционных технологий. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусмотрено решение задачи по развитию инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования, которая включает: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся; создание современных условий обучения; развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций; внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием. Проблема модернизации образования не только актуальна, но имеет достаточно мощные технические и технологические возможности, основанные на использования современных информационных технологий. В настоящее время остро встала проблема конструирования различного уровня информационных порталов и информационно-образовательных сред отдельного образовательного учреждения. Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно-образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой личности. Информационно-образовательная среда исследователями определяется как «педагогическая система, обеспечивающая доступ к информационным образовательным ресурсам с помощью новых организационных форм на основе современных инновационных технологий, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений, навыков» [3, с. 38]. Очевидно, что все стороны жизнедеятельности образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, система ориентиров и программа развития образовательной системы являются частью информационно-образовательная среды, а образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трёх компонентов: программно-аппаратной организации информационной среды; учебно-методического наполнения её информационных ресурсов; организации деятельности педагогического коллектива в самой среде. Информационно-образовательная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач. В то же время любая информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности: образовательной (учебно-воспитательного процесса); управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; обеспечения коммуникации. Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных среды более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей. ИОС – это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. В ФЗ № 273 сказано, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Анализ зарубежного опыта (Финляндии, Китая, США, Великобритании и др.) показывает, что повышение качества образования связано не только и не столько с развитой инфраструктурой – обеспечение учащихся компьютерами, скоростным Интернетом и т.п. – сколько с организацией единой, изолированной информационной среды, использованием ее возможностей в образовательных целях. Таким образом, формирование информационно-образовательной среды, включающей образовательные ресурсы, методические средства и управленческие механизмы - это не только одно из ключевых условий повышения качества образования, но и вопрос выживания вуза. Требуется интеграция различных задач по организации и управлению образовательными процессами в единую комплексную информационную систему, объединяющую в себе всех участников учебного процесса всех подразделений вуза. Важными требованиями к информационной системе являются ее простота и возможность в полной мере исполнять все основные обязанности каждому участнику учебного процесса в рамках работы с единой системой. В настоящее время в АлтГУ наблюдается острый дефицит в сфере систематизации, регулирования и эффективного управления ИКТ-инфраструктурой и информационными образовательными средами в образовательном процессе. Показатели инфраструктуры АлтГУ Общее количество компьютерных классов и пр. Аппаратной основой информационной образовательной среды является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам и к периферийным устройствам. Наличие сети позволит организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Организационная структура информационно-образовательной среды Алтайского государственного университета включает: - центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа; - компьютерные классы для преподавания курса информатики на углубленном и профильном уровне с соответствующим программным обеспечением; - информационный центр для организации исследовательской, проектной, творческой деятельности учащихся и педагогов, включающий лингафонный кабинет, библиотеку с читальным залом, имеющим выход в Интернет, медиатеку, конференц-зал с интерактивным оборудованием для проведения видеоконференций, телемостов и т.п.; - лабораторию проектной деятельности в составе: мастерских компьютерной графики и дизайна, где каждое рабочее место учащихся и учителя оборудовано компьютером, документ – камерой, графическим планшетом, веб-камерой, сканером. АРМ учителя включает кроме стандартного набора интерактивное оборудование, многофункциональное устройство. Программное обеспечение мастерских позволяет освоить учащимся такие программы как 3dmax, AdobePhotoshopExtended, AdobeAudition, AdobeFlashMX, ProShowCold. мастерской легоконструирования, оснащенную современными наборами LegoMindstormsNXT и LegoEducation; - автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах и сотрудников информационно-аналитического центра; - центр дистанционного обучения, включающий службу создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); - сайт образовательного учреждения; - программно-технические комплексы для осуществления электронного документооборота. Таким образом, информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, системной, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. имеющей хотя бы выход в интернет, не требующая высоких финансовых затрат. С использованием средств системы подготовлено более 2 400 учебно-методических комплексов по дисциплинам, около 150 учебно-методических комплексов специальностей и записано более 10 000 дисков для студентов. Центр тестирования и мониторинга качества образования осуществляет компьютерную проверку остаточных знаний студентов разных курсов, что способствует объективной оценке уровня подготовки специалистов. Инструментально-программная среда для организации сетевого обучения и создания контента ориентирована на самостоятельную работу студентов с использованием сервисов Интернета под руководством тьютора. Управление учебным процессом включает в себя решение задач регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, а также организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составление отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. Модульно-рейтинговая система квалиметрии учебной деятельности студентов (МРСК), внедренная в АлтГТУ с 2005/2006 учебного года, является приоритетно важным элементом системы менеджмента качества образования в университете. Квалиметрия учебной деятельности студентов — это мониторинг и измерение их знаний, умений, навыков с целью определения соответствия требованиям ГОС ВПО и запросам потребителей. ЕАИС управления в АлтГТУ включает следующие подсистемы:
Сектор разработки АИС образовательных услуг АлтГТУ является интегрированной системой, в основе которой лежит единая база данных, осуществляющая связь между подсистемами «Абитуриент», «МРСК», «АСТ-Тест», «Контингент» и «Бюро расписаний». Подсистема «Абитуриент» решает следующие задачи: работа с личными делами абитуриентов; генерация вариантов; подготовка к проведению экзамена (в традиционной форме, с использованием материалов Центра тестирования, в форме единого государственного экзамена); обработка результатов экзаменов; подготовка документов к зачислению абитуриентов; статистическая обработка информации по результатам приема. В настоящее время зачисление в АлтГТУ выполняется автоматически. Абитуриент при подаче заявления указывает несколько специальностей с ранжированием их по приоритету. По окончании вступительных испытаний на основании суммарных баллов абитуриента и списка заявленных специальностей производится зачисление. Данный алгоритм позволяет принять в вуз абитуриентов с достаточно высоким уровнем подготовленности, т.е. повышает качество объекта получения образовательных услуг. |
1 : Научная библиотека Алтгу как центр информационного обеспечения... ... | Тема исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Туринская плащаница Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема «Урочища» Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Этот удивительный гриб Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема моего исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Кроссворд: Математика и красота Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Теория предельной полезности Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | 1. Вступление. Введение в тему Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Б 9 Культурология Цели освоения дисциплины Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Автор: Абзяппарова Лэйла Радиковна Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема «Энциклопедия слова собака» Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Полное название темы работы Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Тема: «Тайна происхождения слов» Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... |