МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ
Специальность – 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Форма обучения - очная
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 224 тех/дс.
2) Учебный план по специальности 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Ученым Советом РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011 г., протокол № 12. УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол №6.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа курса дисциплины «Социология» 1.1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».Данный учебно – методический комплекс предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, проведение контрольных работ, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных тестирований, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала.
Дисциплина изучается один семестр, после чего, в качестве контрольной точки проводится зачет.
Учебная дисциплина «Социология» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Курс социологии ставит своей целью:
1.Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
2.Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических направлений, школ и концепций;
3.Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, формирует знания в области основных законов развития современного общества, механизмов трансформации социальной структуры, системных изменений, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства. Социология помогает понять генезис межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя у студентов социально – аналитическое мышление, активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. Задачи курса предполагают изучение:
основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
основных этапов культурно – исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля, понятия личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
межличностных отношений в группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах;
механизма возникновения и разрешения различных видов социальных конфликтов;
культурно – исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности;
основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
представлений о методологии и методах социологического исследования.
1.2. Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максимальная учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студента
| Всего
| Лекции
| практика
| семинары
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
30 баллов
| Раздел 1. Социология как наука.
| 32
| 16
| 6
|
| 10
| 16
| 1. Социология как научное знание
| 12
| 6
| 2
| -
| 4
| 6
| 2.История становления и развития зарубежной и отечественной социологии
| 20
| 10
| 4
|
| 6
| 10
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ II
50 баллов
| Раздел 2.Социальная система и социальная структура.
| 88
| 34
| 16
|
| 28
| 44
| 3. Общество как социокультурная система
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 4. Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 5. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации
| 16
| 8
| 4
|
| 4
| 8
| 6. Личность и культура, социализация личности, социальный статус и социальная роль личности
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 7. Социальный контроль и социальное поведение
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 8. Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 9. Социальные конфликты в современном обществе
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
|
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ III
20 баллов
| Раздел 3. Стратегия социологического исследования.
| 16
| 8
| 2
|
| 6
| 8
| 10. Программа и методы социологического исследования
| 16
| 8
| 2
|
| 6
| 8
| Промежуточный контроль
| Устный опрос, реферат
|
| Итоговый контроль
| Зачет
|
| Всего
| 136
| 68
| 24
|
| 44
| 68
|
3.Содержание учебной дисциплины 3.1 Содержание ГОС по дисциплине «Социология» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. 3.2. Содержание учебной дисциплины ДЕ 1. Социология как наука. Тема 1. Социология как научное знание: Аудиторное изучение: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Определение места социологии в системе наук. Категория «социального» в предметной области социологии. Объект и предмет социологии. Понятие научного метода социологии. Структура социологического знания. Основные методологические направления и школы в социологии. Функции социологии: функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо – идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая. Уровни социологического знания. Категориальный аппарат социологии. Законы социологии. Отрасли социологии.
Самостоятельное изучение: Основные социологические школы и направления. Позитивизм, антипозитивизм, структурализм, функционализм, марксизм. Тема 2. История становления и развития
зарубежной и отечественной социологии: Аудиторное изучение:Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия. О.Конт – основатель социологии. Социологический проект О.Конта. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно –исторического метода у О.Конта. Классические социологические теории. Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Характеристика общественных организаций и социальных институтов. Социология марксизма. Теория общественно – экономических формаций. Социология Э.Дюркгейма. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие аномии. Социология М.Вебера. Концепция «социального действия». Теория «рационализации». Феномен бюрократии. Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит. Современные социологические теории.
Русская социологическая мысль: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года); социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского; юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский); социологические теории анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд); психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий);русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев); генетическая социология (М.М.Ковалевский); эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин); марксистское направление в русской социологии.
Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов); Чикагская школа; доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо; Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа; Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии; теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина; структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона; теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер); символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун);феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель); теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).
Самостоятельное изучение: Современный этап развития социологии: неомарксизм; концепция постиндустриального общества Д.Белла; социологические концепции Н.Лумана, Э.Гидденса; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; постмодернизм ; структурно – функциональный анализ (Дж.Александер); феноменология; структурная социология Э.Тирикьяна. ДЕ II. Социальная система и социальная структура. Тема 3. Общество как социокультурная система: Аудиторное изучение: Понятие об обществе как системном образовании. Различные подходы к рассмотрению общества (системный, детерминационный, функциональный, индивидуалистический). Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Теория органической и механической солидарности Э.Дюркгейма. Понятие общества согласно теории М.Вебера, Ф.Тенниса, Э.Шилза. Основные сферы жизни общества. Типологизация обществ. Общество как социолкультурный организм. Культура как социальное явление и система ценностей и норм. Понятие культурного развития и культурной деградации. Культура как проявление сущностных сил человека и общества. Основные функции культуры в обществе. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада, Востока, России. Основные причины кризиса культуры в современном обществе. Мировая система и процессы глобализации. Тема 4. Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность. Аудиторное изучение: Социальная структура (горизонтальный срез общества)и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта, Р.Дарендорфа; неравенство как критерий стратификации; основные измерения стратификации: рабство, касты, сословия, классы; многообразие моделей стратификации; основные критерии стратификационного деления(образование, престиж профессии, доход, богатство, степень принадлежности к власти); три метода деления общества на страты (субъективный, репутационный, объективный); четыре основных страты современного общества: высший, средний, рабочий, низший (андеркласс). Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
Понятие социальной мобильности. Виды мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Интенсивность и всеобщность мобильности. Каналы социальной мобильности. Теория социальной мобильности П. А. Сорокина.
Самостоятельное изучение: Маргинальные процессы в современном российском обществе. Тема 5. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации: Аудиторное изучение: Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.
Понятие «социальная общность». Виды социальных общностей. Социальная и структурная характеристика общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Понятие «социальная группа». Малые группы и коллективы.Критерии выделения социальных групп. Классификация социальных групп. Постоянно существующие группы и квазигруппы (аудитория, публика, толпа, социальные круги). Большие и малые социальные группы. Изучение сплоченности социальной группы (социометрический метод Дж. Морено). Группообразующие процессы в современном обществе.
Понятие «социальный институт». Общество и социальные институты. Социальный институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Г.Зиммель, A. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Структура и виды социальных институтов. Признаки и функции социальных институтов. Институционализация как процесс образования социальных институтов. Определение дисфункций социального института, причины дисфункций.
Понятие социальной организации. Признаки социальной организации, ее структура и функции. Типология организаций.
Самостоятельное изучение: Теории социальных организаций в западной социологии: организация – машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация – община (Э.Мейо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии. Тема 6. Личность и культура; социализация личности; социальный статус и социальная роль личности: Аудиторное изучение:Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологические концепции личности: ролевая концепция личности; концепция личности З.Фрейда; теория самоактуализации К.Роджерса; марксистская концепция личности и др. Структура личности. Социальные типы личности.
Понятие социального статуса. Виды социального статуса (предписанный, приобретенный). Понятие социальной роли. Статусный набор личности.
Социализация личности. Социализация как социокультурный процесс, его особенности и стадии. Формы социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Агенты социализации.
Понятие «культура», основные элементы и формы культуры. Феномен культуры в обществе. Материальная и нематериальная культура. Основные функции культуры в обществе: познавательная, аксиологическая, запрещающая, стимулирующая, регулирующая, гармонизирующая, преобразующая, гедонистическая, функция преемственности. Знаки и символы в культуре. Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада и Востока. «Социальная и культурная динамика» П.А.Сорокина. Цивилизация и культура. Тема 7. Социальный контроль и социальное поведение: Аудиторное изучение:Понятие социальной нормы, социального порядка и социального контроля. Социальный контроль как механизм саморегуляции поведения людей. Элементы социального контроля. Функции социального контроля в обществе: охранительная, стабилизирующая. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и пр. Классификация социальных норм. Функции социальных норм (регулирование хода социализации, объединение индивидов в группы, формирование эталонов поведения, контроль отклоняющегося поведения). Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Формальные позитивные санкции, неформальные негативные санкции. Внешний, неформальный формальный контроль, самоконтроль. Общий и детальный, прямой и косвенный контроль, мягкий и жесткий социальный контроль. Общественное мнение и социальный контроль. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Отклоняющееся (девиантное) и преступное (делинквентное) поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (культурные) теории.
Самостоятельное изучение: Понятие социальной аномии у Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона. Тема 8.Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения: Аудиторное изучение: Понятие «социальное действие». Концепция социального действия М.Вебера (четыре типа социального действия: целерациональное, ценнностно – рациональное, аффективное, традиционное). Дальнейшее изучение социального действия в трудах Дж.Мида, Р.Макайвера, Ф.Знанецкого, Э Шилза, Т.Парсонса. Понятие «социальное взаимодействие». Типы и формы социального взаимодействия. Сферы взаимодействия. Взаимодействие как обмен. Теории социального обмена П.Блау, Дж.Хоманс. Понятие «социальные отношения». Субъекты социальных отношений. Структура социальных отношений. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Самостоятельное изучение: Факторы, определяющие социальные действия. Тема 9. Социальные конфликты в современном обществе: Аудиторное изучение:Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте. Модели разрешения социальных конфликтов. Последствия социального конфликта.
Самостоятельное изучение:Национальные конфликты в современной России. ДЕ III. Стратегия социологического исследования. Тема 10. Программа и методы социологического исследования. Аудиторное изучение:Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, методы социологического исследования, методика, техника и процедура. Классификация и характеристика методов сбора первичной социологической информации. Этапы социологического исследования: пилотажный, полевой опросы, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка информации для обработки на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. «Дерево целей»: формулировка проблемы исследования; цель; задачи (теоретические, прикладные); гипотезы исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Программа социологического исследования. Структура программы: теоретико – методологическая часть и методико – процедурный раздел программы. Количественные методы сбора социологической информации: контент – анализ, наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервью, почтовый, телефонный опрос, референдум, экспертный опрос). Измерения социальных явлений.
Самостоятельное изучение:Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование. 3.3. Содержание семинарских занятий
|