Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования., Программы по информатике и ИКТ базовый курс в основной школе к УМК :
Информатика и ИКТ – 7, Н.Д. Угринович;
Информатика и ИКТ – 8, Н.Д. Угринович;
Информатика и ИКТ – 9, Н.Д. Угринович;
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 7-11»;
Windows-CD, версия 6.0, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в ОС Windows.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Ряд тем в программе дается в расширенном углубленном масштабе, за счет выделения на предмет 2 часов в неделю (68 часов в год.), что соответствует 204 часам на весь базовый курс изучения в основной школе.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Практические работы выделены в отдельный раздел «Компьютерный практикум». Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Цели и задачи обучения базового курса информатики и ИКТ в основной школе:
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельность, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
Место предмета. Изучение курса рассчитано на 68*3 = 204 учебных часов (2 часа в неделю) с использованием УМК по информатике и ИКТ
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 9 класса. Учащиеся должны знать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного(цифрового) представления информации ;
основные свойства алгоритма ,типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся должны уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска(построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках ) при выполнении заданий и проектах по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком ); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения пр работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок - схем);
проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организация индивидуального информационного пространства, создание личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание рабочей программы. 7 класс.
Компьютер и программное обеспечение. – 20 часов.
История развития ВТ;
Устройства компьютера;
Данные и программы;
Файлы и файловая система;
Программное обеспечение компьютера;
Графический интерфейс ОС и приложений;
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Технология обработки графической информации – 26 часов.
Растровая и векторная графика;
Растровые графические редакторы;
Векторные графические редакторы;
Системы компьютерного черчения;
Мультимедийные компьютерные презентации.
Технология обработки текстовой информации – 10 часов.
Кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы;
Создание текстового документа. Форматирование шрифтов и абзацев;
Включение в текстовый документ списков, таблиц и других объектов;
Системы компьютерного распознавания текста, компьютерные переводчики и словари.
Технология обработки числовой информации – 10 часов
Кодирование числовой информации;
Системы счисления;
Перевод в системах счисления;
Арифметические операции в позиционных системах счисления;
Таблицы в редакторе ЭТ;
Создание формул в редакторе ЭТ;
Построение диаграмм и графиков в редакторе ЭТ.
Резерв – 2 часа.
8 класс.
Информация и информационные процессы – 13 часов.
Информационная картина мира;
Природа и сущность информации;
Информационные процессы в обществе;
Информационные процессы в неживой природе;
Информационные процессы в живой природе;
Информационные процессы в технике;
Свойства информации;
Кодирование информации с помощью знаковых систем;
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний;
Единицы измерения количества информации;
Алфавитный подход к определению количества информации;
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 21 час.
Программная обработка данных на компьютере;
Устройства компьютера;
Файлы и файловая система;
Программное обеспечение компьютера;
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса;
Компьютерные вирусы и антивирусные программы;
Информатизация общества – 8 часов.
История развития вычислительной техники;
Информационная культура. Правовая охрана информации;
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы;
Защита информации;
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Коммуникационные технологии – 11 часов.
Локальные компьютерные сети;
Глобальная компьютерная сеть Интернет;
Адресация в Интернете;
Передача данных в Интернете;
Информационные ресурсы Интернета;
Электронная почта и телеконференции;
Поиск информации в Интернете;
Серверы файловых архивов;
Общение в Интернете;
Электронная коммерция;
Мультимедиа технологии в Интернете.
Основы языка гипертекстовой разметки документов – 13 часов..
Структура программы на языке HTML;
Тэги форматирования текста;
Тэги вставки изображений;
Задание фона изображения;
Списки на Web – страницах;
Таблицы на Web – страницах;
Формы на Web – страницах;
Создание гиперссылок.
9 класс.
Информатизация общества – 2 часа.
Информационное общество;
Информационная культура;
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Кодирование и обработка числовой информации – 26 часов.
Представление числовой информации с помощью систем счисления;
Перевод чисел в позиционных системах счисления;
Арифметические операции в позиционных системах счисления;
Электронные таблицы. Основные параметры. Типы и форматы данных ЭТ.
Относительные и абсолютные ссылки в ЭТ;
Встроенные функции в ЭТ;
Базы данных в ЭТ;
Построение диаграмм и графиков в ЭТ.
Кодирование и обработка текстовой информации – 10 часов
Двоичное кодирование текстовой информации. Кодовые таблицы.
Создание и редактирование текстового документа;
Сохранение и печать документов;
Форматирование документов (форматирование символов, абзацев, списки);
Таблицы в текстовом документе.
Компьютерные словари и системы машинного перевода;
Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 10 часов.
Двоичное кодирование графической информации;
Пространственная дискретизация;
Растровые изображения;
Системы цветопередачи RGB, CMYK, HSB;
Растровая графика;
Векторная графика;
Кодирование и обработка звуковой информации;
цифровое фото и видео.
Алгоритмизация и основы объектно – ориентированного программирования – 10 часов
Алгоритм и его формальное исполнение;
Свойства алгоритма;
Кодирование основных алгоритмических структур на языке блок – схем;
Линейная структура;
Структура « ветвление» и «выбор»;
Алгоритмическая структура «цикл»;
Одномерные массивы;
Двумерные массивы.
Моделирование и формализация – 10 часов.
Моделирование как метод познания;
Материальные и информационные модели;
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере;
Приближенное решение уравнений;
Построение геометрических моделей;
Экспертные системы распознавания химических веществ;
Информационные модели управления объектами.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Информатика и ИКТ - 7 ( Угринович Н.Д. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год. );
Информатика и ИКТ - 8 ( Угринович Н.Д. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год. ;
Информатика и ИКТ – 9 ( Угринович Н.Д. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год. );
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.7-11:Методическое пособие (Угринович Н.Д. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2007 год. );
Windows – CD Версия 6.1, 2007. Компьютерный практикум, программная и методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ ». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 год.
|