Федеральное государственное образовательное учреждение





Скачать 343.35 Kb.
НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение
страница1/5
Дата публикации23.06.2013
Размер343.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5
Приложение 3




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Димитровградский техникум информатики и управления»


Образовательная технология

«Портфолио»

методические материалы проблемно-методологического семинара


Димитровград

2010

Мы неоднократно говорили о том, что одной из приоритетных задач образования является подготовка конкурентноспособного специалиста. Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно – ориентированного подхода. Об основных компетенциях мы говорили на предыдущем семинаре. Это: технологическая, коммуникативная, информационная и т.д.

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетенций, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.

Одна из образовательных технологий, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход – технология портфолио.
Кроме того, существенной особенностью современного этапа совершенствования обу­чения является развитие у студентов навыков самоконтроля, уме­ния самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать спо­собы их устранения.

Самоконтроль и самооценка имеют большое психологическое значение, мотивируют учение. С их помощью обучаемый реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений, оценивает практическую значимость результатов вы­полненных задач.

Среди разнообразных направлений по формированию мотивации учения, развитию навыков самоконтроля и самооценки в современной дидактике выделя­ют так же технологию «Портфолио».

Данная технология ориентирована на личность студента, учитывает его индивидуальные особенности и способности. В представленной техно­логии следует выделить такие моменты:

• в центре учебного процесса находится обучаемый, его познавательная и творческая деятельность;

• роль преподавателя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;

• ответственность за успех учебной деятельности студенты в большой степени берут на себя;

• главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и твор- ческих способностей обучаемых, их нравственных ценностей.

Портфолио - досье, собрание достижений (словарь иностранных слов). Согласно «новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфо­лио может представлять собой:

- визитную карточку, т. е. совокупность сведений о человеке, организации и др.;

- досье, т. е. собрание документов, образовательных работ, фотографий, дающих представление о предполагаемых возможностях, услугах и т. д.

- коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ-ХУ1 вв. В эпо­ху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и на­броски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфо­лио». Документы, собранные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей так называют альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х гг. в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея приме- нения портфолио в школе распространилась во всем мире, в том числе и в России.
Портфолио - в широком смысле слова - это способ фиксирования, накопле­ния и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Это способ аутентичный, индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания. В нашем случае портфолио - это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая докумен­тирует приобретенный опыт и достижения студентов. Конечная цель учебного портфолио - свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложен­ным усилиям, по материализированным продуктам учебно-познавательной де­ятельности, а основной смысл - «показать все, на что ты способен».
Термин «портфолио» пришёл в педагогику так же, как и запрос на новую образовательную парадиг­му, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие по­нятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.

Дидактические цели технологии портфолио:

  • главная – для доказательства действительных успехов, поступательного развития личных качеств автора портфолио;

  • подчиненная – для выявления путей достижения и закрепления устойчивых успехов, предъявления на обсуждение и защиту критериев перспективности продвижения автора портфолио, отслеживания последовательности, ориентиров самообучения;

  • дополнительная – для определения механизмов реализации успехов, уяснения мотивов интенсификации жизнедеятельности;

  • общая цель – для формирования информационной культуры.

Главная, комплексная задача технологии портфолио – организация систематического самомониторинга с четким проявлением точки зрения на свою работу, высказанные оценки, советы, рекомендации.
Основной закон инновационной педагогической технологии по созданию учебного портфолио - делай по-своему, исходя из своих способностей, инте­ресов и личного опыта, корректируй сам себя. Это раскрывает главное ее отличие от традиционного метода обучения, одним из принципов которого являет­ся: делай, как я, делай лучше, чем я. Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы:

-равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоя­тельного обучения при направляющей функции преподавателя;

- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

- отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в каче­стве стимулов - самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмос­феры сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогичес­ком способе восхождения к истине;

- возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявле­ния результата;

- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процес­са, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе ин­новационной методики.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, разви­вать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умений само­стоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке инфор­мации - одно из направлений совершенствования качества подготовки специа­листов.

Портфолио позволяет учитывать самые разнообраз­ные результаты образовательной активности студента: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др., что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Еще раз надо подчеркнуть, что основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предпо­лагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, чего ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может.

Из всего сказанного можно сделать вывод: порт­фолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные пе­дагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников.

Технология «портфолио» позволяет в полной мере при­менить личностно ориентированный подход в обучении. Это замена пассивно­го типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором сту­дент является активным творцом знаний, решений, информации и т. п. Препода­ватель создает условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения.

Возникает вопрос: есть ли место этому иннова­ционному инструменту в традиционной системе образования? На наш взгляд, есть. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, такие как тесты и экзамены. Использова­ние портфолио в качестве накопительной оценки дает возможность индивидуализировать процесс оценивания.

Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий.

Первая стадия. Организация и планирование. Эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны студентов и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, студенты могут пол­ностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного раз­вития.

Вторая стадия. Собирание. Этот процесс пред­ставляет собой собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт студентов и цели сбора материалов. Решения на этой стадии долж­ны приниматься по отношению к содержанию порт­фолио, основанного на намерениях и целях, специ­ально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения или специальные про­екты, темы. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицирован­ные для оценивания.

Третья стадия. Осмысливание. Везде, где это возможно, должны быть свидетельства мыслительных реакций студентов после процесса обучения и их кон­троля, понимания развития ключевых знаний и на­выков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов и других форм размышлений, проявляющихся после обдумывания процессов, в которых были задейство­ваны студенты, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени. Помимо размышлений портфолио также должен содержать и материа­лы, основанные на мнениях преподавателей и экспертов.
Интересной, на наш взгляд, является точка зре­ния ряда авторов, согласно которой комплексный процесс аутентичного оценивания должен включать в себя:

- постоянное деятельностное оценивание в течение выполнения студентами работы, предусмат­ривающее обратную связь с целью совершенство­вания их деятельности (ориентация, инструктаж, выставки, наставничество, групповая работа, семи­нар, практика, посещения и др.);

- суммарное (итоговое) оценивание портфолио студента в соответствии с многообразными уста­новленными критериями (письменное оценивание; конференции и др.);

- параллельное оценивание процесса и продук­тов индивидуальной или групповой деятельности (групповой работы, портфолио, автобиографий, альбомов по практике и др.);

- сравнение оценивания с разных точек зрения (самооценка студента, оценивание сверстниками, преподавателями, руководителями практики и др.).
В случае сочетания групповой междисципли­нарной проектной работы и разработки индиви­дуального портфолио критерии оценивания раз­личаются. Так, групповая работа оценивается по следующим показателям:

- объем выполненной работы;

- понимание общей работы группы;

- умение работать с другими;

- способность к концентрации;

- коммуникативный рост.

Индивидуальный портфолио оценивается на ос­нове следующих критериев:

- четкое и полное объяснение сути выполненной деятельности;

- наличие конкретных примеров;

- демонстрация уровня обученности;

- хорошая организация материала;

- аккуратность оформления материалов порт­фолио;

-умение пояснять взаимосвязи между конкрет­ными дисциплинами.

Виды создаваемых портфолио
В зависимости от того, с какой целью со­здаётся портфолио и в чем состоят особеннос­ти его содержания, можно выделить следую­щее виды портфолио:

в зависимости

а) от цели, которая отража­ет результат, ради которого собирается порт­фолио, существуют:

- портфолио-собственность (собирается для себя);

- портфолио-отчёт (собирается для преподавателя);

б) по содержанию можно выделить следу­ющие виды портфолио:

- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы студента;

- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку дости­жения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений. Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития сту­дента, помогает отследить результативность его деятельности как в количествен­ном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы;

- проблемно-ориентированный портфо­лио: включает все материалы, отражающие це­ли, процесс и результат решения какой-либо проблемы; Проблемно-исследовательский тип связан с написанием реферата, курсовой работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет со­бой набор материала по определенной рубрике;

- тематическое портфолио: включает ма­териалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы. Тематическое портфолио создается в процессе изучения какой-либо боль­шой темы, раздела, учебного курса.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение iconГосударственное образовательное учреждение детский сад комбинированного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconОказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск