Скачать 343.35 Kb.
|
Приложение 3ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Димитровградский техникум информатики и управления» Образовательная технология «Портфолио» методические материалы проблемно-методологического семинара Димитровград 2010 Мы неоднократно говорили о том, что одной из приоритетных задач образования является подготовка конкурентноспособного специалиста. Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно – ориентированного подхода. Об основных компетенциях мы говорили на предыдущем семинаре. Это: технологическая, коммуникативная, информационная и т.д. Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетенций, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Одна из образовательных технологий, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход – технология портфолио. Кроме того, существенной особенностью современного этапа совершенствования обучения является развитие у студентов навыков самоконтроля, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы их устранения. Самоконтроль и самооценка имеют большое психологическое значение, мотивируют учение. С их помощью обучаемый реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач. Среди разнообразных направлений по формированию мотивации учения, развитию навыков самоконтроля и самооценки в современной дидактике выделяют так же технологию «Портфолио». Данная технология ориентирована на личность студента, учитывает его индивидуальные особенности и способности. В представленной технологии следует выделить такие моменты: • в центре учебного процесса находится обучаемый, его познавательная и творческая деятельность; • роль преподавателя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении; • ответственность за успех учебной деятельности студенты в большой степени берут на себя; • главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и твор- ческих способностей обучаемых, их нравственных ценностей. Портфолио - досье, собрание достижений (словарь иностранных слов). Согласно «новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио может представлять собой: - визитную карточку, т. е. совокупность сведений о человеке, организации и др.; - досье, т. е. собрание документов, образовательных работ, фотографий, дающих представление о предполагаемых возможностях, услугах и т. д. - коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях; Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ-ХУ1 вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, собранные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей так называют альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х гг. в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея приме- нения портфолио в школе распространилась во всем мире, в том числе и в России. Портфолио - в широком смысле слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Это способ аутентичный, индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания. В нашем случае портфолио - это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов. Конечная цель учебного портфолио - свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализированным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл - «показать все, на что ты способен». Термин «портфолио» пришёл в педагогику так же, как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде. Дидактические цели технологии портфолио:
Главная, комплексная задача технологии портфолио – организация систематического самомониторинга с четким проявлением точки зрения на свою работу, высказанные оценки, советы, рекомендации. Основной закон инновационной педагогической технологии по созданию учебного портфолио - делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя. Это раскрывает главное ее отличие от традиционного метода обучения, одним из принципов которого является: делай, как я, делай лучше, чем я. Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы: -равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя; - ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации; - отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов - самооценка, самокоррекция, самовоспитание; - сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине; - возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата; - важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики. Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности студента: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др., что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Еще раз надо подчеркнуть, что основной смысл портфолио - «показать всё, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, чего ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может. Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников. Технология «портфолио» позволяет в полной мере применить личностно ориентированный подход в обучении. Это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т. п. Преподаватель создает условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Возникает вопрос: есть ли место этому инновационному инструменту в традиционной системе образования? На наш взгляд, есть. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, такие как тесты и экзамены. Использование портфолио в качестве накопительной оценки дает возможность индивидуализировать процесс оценивания. Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий. Первая стадия. Организация и планирование. Эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны студентов и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, студенты могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. Вторая стадия. Собирание. Этот процесс представляет собой собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт студентов и цели сбора материалов. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения или специальные проекты, темы. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания. Третья стадия. Осмысливание. Везде, где это возможно, должны быть свидетельства мыслительных реакций студентов после процесса обучения и их контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов и других форм размышлений, проявляющихся после обдумывания процессов, в которых были задействованы студенты, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени. Помимо размышлений портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях преподавателей и экспертов. Интересной, на наш взгляд, является точка зрения ряда авторов, согласно которой комплексный процесс аутентичного оценивания должен включать в себя: - постоянное деятельностное оценивание в течение выполнения студентами работы, предусматривающее обратную связь с целью совершенствования их деятельности (ориентация, инструктаж, выставки, наставничество, групповая работа, семинар, практика, посещения и др.); - суммарное (итоговое) оценивание портфолио студента в соответствии с многообразными установленными критериями (письменное оценивание; конференции и др.); - параллельное оценивание процесса и продуктов индивидуальной или групповой деятельности (групповой работы, портфолио, автобиографий, альбомов по практике и др.); - сравнение оценивания с разных точек зрения (самооценка студента, оценивание сверстниками, преподавателями, руководителями практики и др.). В случае сочетания групповой междисциплинарной проектной работы и разработки индивидуального портфолио критерии оценивания различаются. Так, групповая работа оценивается по следующим показателям: - объем выполненной работы; - понимание общей работы группы; - умение работать с другими; - способность к концентрации; - коммуникативный рост. Индивидуальный портфолио оценивается на основе следующих критериев: - четкое и полное объяснение сути выполненной деятельности; - наличие конкретных примеров; - демонстрация уровня обученности; - хорошая организация материала; - аккуратность оформления материалов портфолио; -умение пояснять взаимосвязи между конкретными дисциплинами. Виды создаваемых портфолио В зависимости от того, с какой целью создаётся портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио: в зависимости а) от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: - портфолио-собственность (собирается для себя); - портфолио-отчёт (собирается для преподавателя); б) по содержанию можно выделить следующие виды портфолио: - портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы студента; - рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений. Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития студента, помогает отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы; - проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы; Проблемно-исследовательский тип связан с написанием реферата, курсовой работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материала по определенной рубрике; - тематическое портфолио: включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы. Тематическое портфолио создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. |
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное... Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Оказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |