Скачать 207.38 Kb.
|
ПСИХОЛОГИЯ Конспект лекций Составитель: старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю. Тема 1 Понятие психологии общения. Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержание- это информация, которая в межличностном контакте передается от одного живого существа к другому. (сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа). Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений). Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Тема 2 Виды общения1.По содержанию
2. По целям
3. По средствам
4. Деловое общение - обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности. 5. Личностное общение - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера. 6. Целевое общение- это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении. Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности. В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая возникает при интенсивном и разнообразном общении. Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом, Социализация личности или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения. Взаимосвязь общения и деятельности заключается в том, с одной стороны, что формы общения и формы совместной деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется. В рамках этого вопроса рассмотрим те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения. Коммуникация, в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности. Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации. Коммуникация является одной из сторон, выступающих в качестве функций и составляющих структуру общения. Помимо коммуникативной стороны, общение имеет: Интерактивную сторону - организация взаимодействия между индивидами Перцептивную - восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия. Тема 3 Человек, как субъект общения. В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается, т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации. Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную и невербальную. В свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму. Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь. Диалогическая форма – разговор между людьми. Типы диалога –
Формы невербального общения.
Тема 4 Истоки взаимопонимание человека человеком. Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь взаимопонимание представляет собой, с одной стороны процесс понимания мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны принятие, разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду. Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации и рефлексии. ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять) ЭМПАТИЯ – эмоциональное понимание другого (прочувствовать) РЕФЛЕКСИЯ – осознание индивида того, как он воспринемается партнером по общению. Тема 5 Социально – психологические эффекты. В процессе восприятия и понимания человека человеком формируются установки, которые в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.
Одежда Телосложение Цвет одежды Манеры
В процессе общения люди способны оказывать воздействия друг на друга.
Тема 6 Имплицитная теория личности. Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы: ПЛЮС - социально-психологическая роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем. МИНУС - если теория не верна – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:
Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.
Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире. Наше общение с людьми строится на основе внутренних представлений о мире, человеческих взаимоотношений, ценностей, правил, норм поведения и т.п.Какие механизмы помогают нам формировать внутреннее представление о мире. Как это происходит?С помощью пяти основных органов чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности. В связи с вышеизложенным становиться, понятен тезис, что различие не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем. Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес. Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:
К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).
При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ. Тема 8 Межличностное пространство. Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от: 1.возраст 2.социальный статус 3.психологических особенностей 4.национальных стандартов поведения Ближе всех по дистанции общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые. Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей: Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Психически уравновешенные люди подходят ближе, чем тревожные, т.к. они держаться в отдалении. Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию. Существуют определенные пределы допустимого расстояния:
Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды. Тема 9 Самооценка личности. Остановимся теперь на таком аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности. Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Когда появляются жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться – однако, это временное чувство, как естественный результат возникшего кризиса. Люди с адекватной самооценкой не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других. Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других. Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –
Тема 10 Ценностные ориентиры личности. В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков. Личностная автономия Чувство общности две основные ценности, на которых строятся хорошие контакты. Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы. Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей. Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей. Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий. Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:
При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности. Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности. Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?» Основные детерминанты общения могут проявляться в разных формах и в зависимости от этого сближать и объединять людей или разделять и отдалять их друг от друга: К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых. Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека. Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью. Основные этапы, которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:
Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. Тема 12 Роль общения в психическом развитии человека. Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии. Во-вторых, психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию. В-третьих, в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта. Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей. В-четвертых, выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:
Тема 13 Манипуляции. Манипулятор внутри нас представляет собой ту часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей. Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем:
ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ. Диктатор Хулиган Тряпка Славный парень Калькулятор Судья Прилипала Защитник Контакты, которые производят манипуляторы – поверхностны, они не затрагивают души, т.к. манипуляторы боятся уязвимости. Способы ухода от контакта. 1.»случайный человек» - не мое дело говорить вам … 2.поставить под сомнение то, что только что сказал – вы не уловили главного. 3.его слова относятся к другому человеку – я не о вас, а так, вообще. 4.сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте – вы меня переоцениваете. Но без глубоких контактов человек не может, состоятся как личность, реализовать себя, достичь актуализации. В конце концов, человек рискует своим психическим здоровьем. Тема 14 Причины манипуляции. Основная причина манипуляции заключается в конфликте человека с самим собой, т.к. в повседневной жизни человек должен опираться как на себя, так и на окружающую среду. Возникает проблема доверия себе и другим людям.
В конечном итоге манипулятор остается «с носом», поскольку: Жизнь - нелюбимая работа Разучается наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства Считает, что в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы Не пытается постичь цели и смысла своего существования Манипулятор очень любит управлять – он раб этой потребности. Парадокс манипулирования заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то. Манипулятор боится, что кто-нибудь, узнает о его истинных чувствах – сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных слов, изречений, красивых вещей – пускает пыль в глаза. В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, чем актуализатору. Но, удобнее не значит лучше. Не всякая манипуляция – это зло. Кое – какие манипулятивные шаги необходимы человеку в борьбе за существование. Манипуляции осознанные и частые вредны, поскольку маскируют психологическую и психическую незрелость личности. |
Конспект лекций Старший преподаватель каф. Психологии Тавакалова Е. Ю Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 «Зоопсихология» Автор-составитель программы – Плужникова Н. И., старший преподаватель кафедры психологии мгпу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Домнина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии | Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для... Авторы: доцент Зефиров И. В., старший преподаватель Шевкопляс Л. А., старший преподаватель Ножнин С. Р., старший преподаватель Бирюков... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект лекций составила Романенко Т. В. старший преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» вгуэиС | «экологическое право» Автор-составитель: Кривов А. А., к ю н., доцент, старший преподаватель Буравлева Е. Б | ||
Правоведение Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г | Урок №7 Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипкипкро | ||
«Справедливость» Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Урок №12 Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Урок №9 Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Урок №12 Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Учебно-методический комплекс утверждаю Составитель: Шишкин Василий Архипович, кандидат философских наук, старший преподаватель | Учебно-методический комплекс утверждаю Составитель: Шишкин Василий Архипович, кандидат философских наук, старший преподаватель | ||
Протокол № от 20 г Составитель: старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Кисловодского гуманитарно-технического института Я.... | Учебно-методический комплекс утверждаю Составитель: Шишкин Василий Архипович, кандидат философских наук, старший преподаватель |