Конспект урока по теме: «Алгоритмы»





Скачать 105.55 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
Дата публикации17.09.2013
Размер105.55 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Зазулина Н.П. – учитель информатики МОБУ СОШ № 10 г. Сочи.
Конспект урока по теме: «Алгоритмы»

9 класс

Цели:

Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов;

  • ввести понятие исполнителя алгоритма и их типами;

  • познакомить учащихся со способами записи алгоритмов;

  • рассмотреть простые примеры алгоритмов, записанных разными способами;

  • познакомить с правилами языка программирования Паскаль.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы.

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Развивающие

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере;

  • развитие речи

  • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (1 мин)
III. Теоретическая часть. (2 части по 7,5 мин)
IV. Практическая часть. (2 части по 7,5 мин)
V. Закрепление.(5 мин)
VI. Д/з (2 мин)

VII. Итог урока. (1 мин)


Ход урока.

Этапы

слайда.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.




  1. Актуализация знаний.



III. Теоретическая часть.

IV. Практическая часть.

V.Закреп­ление.

VI. Д/з

VII. Итог урока.




Сл. 1


Сл. 2


Сл. 3

Сл. 4

Сл. 5

Сл. 6

Сл. 7

Сл. 8


Сл. 9
Сл.10

Сл. 11.

Сл. 12.


Сл.13.


Здравствуйте ребята.

Тема нашего урока «Алгоритмы». Сегодня вы узнаете, что такое алго­ритмы, какие они бывают по виду, по способу задания, какими свойст­вами они обладают.

С понятием «алгоритм» вы уже знакомились на других предметах. Вспомните, пожалуйста, на каких. От какого слова происходит это слово.


Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по мате­матике, в которой описал способы выполнения арифметических дейст­вий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Ев­ропе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое ис­полнение которых приводит к решению поставленной задачи за конеч­ное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах дея­тельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механи­чески. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Од­нако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

  1. Достать ключ из кармана.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

  4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество ал­горитмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свой­ства, которыми обладает любой алгоритм.

Свойства алгоритмов:

  1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных дейст­вий, следующих в определенном порядке);

  2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и не­двусмысленно определено в каждом случае);

  3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

  4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с раз­ными исходными данными);

  5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приво­дить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

Виды алгоритмов:

  1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются од­нократно в заданном порядке);

  2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

  3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

  4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Алгоритмы можно по разному представлять.

В устной форме.

В письменной форме на естественном языке.

В письменной форме на формальном языке.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Запишите пример алгоритма, представленного с помощью блок-схемы.


Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Pascal. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке Pascal.

Современные среды программирования позволяют программистам создавать сложные и удобные программы, имеют множество дополнительных возможностей, но для первоначального знакомства с языком программирования не подходят, т.к. нам придется сначала долго изучать их интерфейс прежде чем сможем написать простую программу. Поэтому знакомство с языком Pascal мы начнем, используя добрую старую оболочку. Пусть наши программы на этом этапе не будут выглядеть очень привлекательно, но освоив навыки программирования вы потом сможете создавать полезные и красивые программы.

Для запуска среды программирования Pascal дайте команду Пуск→Все программы→FreePascal. После запуска на экране появится оболочка:



Для создания текста программы дайте команду:Filе→New, теперь нужно ввести текст программы с помощью клавиатуры.

Program Hello;

Var Name: string;

Begin

Write (‘Как тебя зовут?’);

Readln (Name);

Writeln (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);

Readln

End.

Теперь попробуем запустить нашу программу. Для этого дайте команду: Run→Run (или F9).

Если, вы не допустили ошибок, то на экране появиться фраза: «Как тебя зовут?»

Введите каждый своё имя.

На экране появляется фраза «Привет, (имя)!»


Если вы допустили ошибку при наборе программы, то появится сообщение об этой ошибке:



Исправив ошибки, вы получите результат, который мы рассмотрели выше.

Теперь сохраним программу. Для этого надо дать команду:

Filе→Save as→Введите имя программы→Ok.

Итак, давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.

Вопросы:

  • Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.

  • Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  • Какие виды алгоритмов вы знаете?

  • Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  • Что такое исполнитель алгоритмов?

  • Что такое программа?

Домашнее задание:

  • п. 1.3.3

  • стр.32, задания 1.8-1.10

Знать, что такое алгоритм, свойства и виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Дополнительное задание: найдите информацию о наиболее распространенных языках программирования.

На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает и как его можно записать. Начали знакомиться с программирование на языке FreePascal и написали свою небольшую программу.

«Благодарю всех за внимание».

Заходят в кабинет и садятся за теоретические столы.

Записывают тему урока в тетради.

Возможные ответы: на математике при решении задач и уравнений, слово «алгоритм» очень похоже на слово «алгебра».

Записывают определение алгоритма.

Приводят свои примеры алгоритмов. Например, алгоритм приготовления чая, алгоритм решения уравнения.

Записывают свойства в тетрадь.


Приводят свои примеры для каждого вида.

1.Решение линейного уравнения.

2. Работа стиральной машинки.

3.Решение квадратного уравнения.

4. Решение системы уравнений, содержащих квадратное уравнение.

Записывают основные блоки и пример блок-схемы.



Приводят примеры идеальных (роботы, машины) и неидеальных исполнителей (люди и животные).

Садятся за ПК и открывают оболочку FreePascal.
Набирают программу.

Выполняют команду.
Вводят свои имена.

Записывают задание в дневники.

Литература:

  • Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Москва. 2008.

  • Е.С.Кутугина, Д.К.Тутубалин. Информатика. Информационные технологии. Учебное пособие. Томск. 2005.

  • А.Х.Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. 8-9 классы. 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект по теме «Алгоритмы»
Цель урока: дать учащимся понятие алгоритма, изучить свойства алгоритмов, применение алгоритмов в жизнедеятельности человека
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект обобщающего урока по теме: «Алгоритмы»
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconПлан-конспект урока тема урока: «Алгоритмы. Типы алгоритмов»
Организация фронтальной эвристической беседы и направление учащихся на постановку проблемы
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект урока алгоритмы с ветвлениями (Тема урока) фио (полностью) Малофеева Елена Владимировна
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconРеферат по информатике и икт по теме: «Алгоритмы»
Я выбрал тему учебно-методического комплекса «Алгоритмы», так как она является одной из главной тем в информатике
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconУрока Тема урока Количество часов
«Зарождение и предмет кибернетики», «Компьютер и управление», «Управление и алгоритмы», «Линейные алгоритмы управления без обратной...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconРеферат по информатике и икт по теме: “ Разветвляющиеся алгоритмы”
Я выбрал тему: «Разветвляющиеся алгоритмы», потому что они очень часто применяются в алгоритмизации и программировании. Без знания...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconТесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа...
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconМетодическая разработка открытого урока по теме «Циклические алгоритмы»
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск