Джим Кэннон – краткий конспект доклада на Международном съезде рыбаков, сентябрь 2008 г. Название: Требования последнего времени к устойчивому промыслу и улучшению взаимодействия между добытчиками-производителями и покупателями
Введение – в докладе говорится о следующем:
Значение устойчивого промысла для добытчиков и местных переработчиков – важность здоровых популяций и устойчивых объемов добычи для роста прибыли и производства продукции с добавленной стоимостью;
Прочие измерения устойчивого промысла для потребителей на ключевых рынках – другие виды промысла, связи с экосистемой и общее здоровье экосистемы, включая охраняемые виды и морскую среду обитания;
Требования в части устойчивого промысла со стороны ключевых потребителей в Европе и Северной Америке;
Примеры независимых свидетельств неистощительного характера промысла: Морской попечительский совет (MSC), НКО и системы оценки океанариумами;
Примеры независимых свидетельств улучшения: проверки правовых аспектов промысла третьей стороной; использование щадящих орудий лова; соблюдение границ закрытых районов;
И то и другое требует прозрачности и достоверности научной информации о промысле;
Как добытчики/ переработчики могут выполнить это требование – на примере российского минтаевого промысла, иллюстрирующем следующее:
Важность организации диалога с покупателями;
Выявление начальных действий по совершенствованию, которые отвечают их требованиям и в то же время приносят ощутимые выгоды добытчикам/ переработчикам.
Информация – Партнерство устойчивого рыболовства (SFP) является некоммерческой неправительственной организацией (НКО)
Нашей задачей является поддержание здоровья морских и водных экосистем, рост средств к существованию за счет рыболовства и рыбоводства, обеспечение поставок продовольствия.
Мы считаем, что добытчики и местные переработчики являются ключевыми партнерами в совершенствовании промысла и что их участие и поддержка серьезно подкрепляют усилия по совершенствованию промысла.
Мы стимулируем участие и поддержку добытчиков и местных переработчиков, предоставляя техническую помощь в разработке программ по совершенствованию.
Мы оказываем консультации местным компаниям по той работе, которую им необходимо проделать совместно с контролирующими органами, чтобы внести необходимые изменения в политику и практику управления. SFP принимает участие в этих диалогах с контролирующими органами, но мы не взаимодействуем с контролирующими органами напрямую.
Мы содействуем диалогу и формированию консенсуса с ключевыми потребителями и работаем с разными потребителями, переработчиками и добытчиками над организацией партнерств по совершенствованию промысла (Fisheries Improvement Partnership, FIP). Основная роль этих партнерств заключается в формировании консенсуса между производителями, поставщиками и покупателями морепродуктов о путях совершенствования промысла, в мониторинге и составлении отчетов о ходе этой работы для всех участвующих сторон.
Мы способствуем изменениям, работая на уровне «компания-компания» с нашими корпоративными партнерами и компаниями в сфере производства морепродуктов. У нас нет собственных политических повесток дня, мы не занимаемся информированием общественности и не проводим рекламные кампании в средствах массовой информации.
Мы финансируемся главным образом американскими благотворительными фондами, за счет корпоративного спонсорства партнерств по совершенствованию промысла и нашей информационной базы данных по рыболовству, FishSource.org.
Поддержание здоровья популяций отвечает интересам добывающего сектора. Это обеспечивает стабильные уловы, привлекает заказчиков на долгосрочной основе, создает стабильные долговременные рабочие места и прибыли, привлекает инвестиции в рыболовный флот и в переработку, добавляющую стоимость. Это главные причины, по которым рыбаки заинтересованы в устойчивости промысла.
Исландия, Новая Зеландия, Аляска – эти регионы предпринимали меры к поддержанию здоровья популяций и уловов задолго до возникновения на рынке требования устойчивости промысла.
Другие измерения устойчивости промысла – что заботит ваших заказчиков:
Здоровые популяции рыб являются главным требованием, но не к одному, а ко всем видам промысла, осуществляемым в каком-либо районе моря. Это означает учет всех воздействий на другие популяции. Заказчиков также заботит более широкий контекст – охраняемые виды, щадящие методы промысла, защита морской среды обитания.
Учет этих дополнительных мероприятий по устойчивости промысла означает доступ на рынки Европы и Северной Америки.
Требование устойчивости промысла со стороны ключевых заказчиков Европы и Северной Америки
Следует различать требования потребителя и требования вашего заказчика. Розничный рынок состоит из сегментов. «Дорогие» розничные сети продают товар заказчикам, готовым платить больше. Эти заказчики готовы платить больше за лучшее качество и за морепродукты, произведенные на основе устойчивого промысла. Примерами являются Wholefoods в США, Waitrose, Marks and Spencers и другие в Великобритании.
Заказчики розничных торговцев, специализирующихся на продажах со скидкой, не платят надбавку за устойчивость промысла, но эти торговцы находятся «под прессом» стремления показать, что они являются «добропорядочными корпоративными гражданами». Они требуют устойчивости промысла в качестве платы за бизнес с ними, и не предполагают платить надбавку.
Основным экономическим преимуществом для производителей является более устойчивый промысел, а также «сливки» в виде рыночной надбавки за устойчивость промысла, которая получается за счет доступа к более «дорогим» розничным сетям.
Поэтому розничные торговцы, рестораны и фирменные поставщики всех видов требуют устойчивости промысла и свидетельств устойчивости или совершенствования промысла.
Свидетельство независимой третьей стороны об устойчивости промысла – экологическая маркировка и другие схемы.
Экологическая маркировка – наиболее ярким примером является Морской попечительский совет (Marine Stewardship Council, MSC), маркировка которого требуется, например, в США (Wal-Mart, Wholefoods), Великобритании (самое большое в мире число продуктов с маркировкой MSC) и Германии (которая потребляет наибольшее количество рыбы, сертифицированной MSC).
Системы оценки океанариумами и НКО – в США наиболее известна шкала оценки океанариума в Монтерей-Бэй (Monterey Bay Aquarium), в Великобритании – Общества охраны морской среды (Marine Conservation Society) и т.д. Оценки по шкале океанариума в Монтерей-Бэй используются в пищевом секторе США (например, Compass Group, Aramark). Существуют «разрядные таблицы» Гринпис для розничной торговли (Greenpeace retailer “league tables”) в Великобритании, США и т.д.
НКО, оказывающие консультации заказчикам: SFP – McDonald's, океанариум в Новой Англии (New England Aquarium) – Royal Ahold US и Gorton's.
Новое требование по совершенствованию промысла:
Заказчики все больше осознают, что устойчивость производства морепродуктов не может быть достигнута за один день и что необходимы постепенные шаги по совершенствованию. Однако, им нужна информация, чтобы показать это своим заказчикам и критикам.
SFP в настоящее время предпринимает действия, направленные на помощь промыслам в разработке всесторонних планов действий по обеспечению устойчивости и на помощь добытчикам и производителям в демонстрации заказчикам своих достижений на этом пути. Это дополняет другие действия, которые добытчики могут предпринять для демонстрации совершенствования промысла:
Примеры независимого свидетельства совершенствования включают:
Проверка третьей стороной законности промысла (для промыслов, подозреваемых в незаконных операциях – например, восточно-балтийская треска);
Проверка использования – через программы с участием наблюдателей – щадящих орудий лова и технологий добычи (например, для промысла креветки и тунца);
Проверка – через системы мониторинга судов и программы с участием наблюдателей – соблюдения границ закрытых районов (например, промысел донным тралом повсеместно и минтаевый промысел на Аляске).
Требование устойчивости и совершенствования промысла может быть выполнено только в случае, если для промысла имеется прозрачная и достоверная научная информация, находящаяся в свободном доступе.
Наиболее важным документом, который должен быть открытым для общего доступа, является отчет о полной оценке популяции.
Достоверность зависит от открытости научного процесса, от того, доступны и открыты ли полные оценки и данные для экспертного анализа.
Эти два условия выполняются российскими конкурентами, в том числе промыслами США, Канады, Исландии, Новой Зеландии и Европы.
Как добытчики/ переработчики могут выполнить это требование – пример российского минтаевого промысла
2006 г.: первое неофициальное совещание, выставка морепродуктов в Брюсселе в 2006 г.
Участники: БАМР, Wal-Mart, McDonald's, Unilever (BirdsEye), Pacific Andes, Blue Ice, FRoSTA, Royal Greenland, The Fishin' Company, Delmar, Всемирный фонд охраны дикой природы – отделение в США, Морской попечительский совет (MSC).
Даны рекомендации организовать ассоциацию, представляющую интересы добытчиков, и пройти предварительную оценку MSC.
Впоследствии российские производители провели несколько совещаний для обсуждения этого и других вопросов и в августе 2006 г. официально объявили о создании Ассоциации добытчиков минтая. В течение года проходили дальнейшие совещания и дискуссии по этим рекомендациям и другим внутренним вопросам.
2007 г.: второе совещание, выставка морепродуктов в Брюсселе в 2007 г.
НБАМР и «Ролиз» представили отчет о ходе работы, отмечающий мероприятия Ассоциации добытчиков минтая по снижению процента выхода минтаевой икры, разделенного для сезоны А и Б.
Ассоциация добытчиков минтая ранее объявила о заключении договора с Сертифицирующим органом о проведении предварительной оценки промысла Морским попечительским советом (MSC).
Участники: Wal-Mart, McDonald's, BirdsEye, FRoSTA, Royal Greenland, The Fishin' Company, Delmar, FoodVest и MSC.
2008 г.: третье совещание, выставка морепродуктов в Брюсселе в 2008 г.
Отчеты о ходе работ по предварительной оценке MSC, обсуждение требований заказчика по проверке законности уловов.
Участники: BirdsEye, Foodvest, Espersen, Delmar, The Fishin' Co, Royal Greenland, а также представители Wal-Mart и Tesco's.
БАМР – «Ролиз» и SFP позднее согласились официально организовать Партнерство по совершенствованию промысла, сотрудничать с Ассоциацией добытчиков минтая и содействовать взаимодействию и совместным проектам между производителями и покупателями на основных рынках.
Полученный опыт:
Установить диалог между рынками и производителями.
Выявить и согласовать начальные мероприятия по совершенствованию, которые отвечали бы требованиям заказчиков и давали бы ощутимые выгоды добытчикам/ переработчикам.
Вывод:
Требование устойчивости промысла со стороны заказчиков усиливается в результате требования потребителей и потребности быть «добропорядочными корпоративными гражданами».
Понимание заказчиками устойчивости промысла углубляется.
Новое требование информации, демонстрирующей совершенствование пока не сертифицированных промыслов.
Производители могут сохранять доступ на рынки, если они способны соответствовать требованию о наличии информации и демонстрировать реальное совершенствование промысла в месте его осуществления (например, рост биомассы, снижение объемов прилова и незаконных операций и т.д.).
Тем не менее, самое большое и скорое преимущество производители получат от устойчивости промысла, обеспечивающей повышенные уловы, отсутствие избытка предложения на рынке и т.д., – это в интересах самих рыбаков, даже вне связи с требованием устойчивости промысла со стороны рынка.
|