Скачать 111.75 Kb.
|
Описание конкурсных материалов Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №93 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ![]() «Графика в Турбо Паскале. Анимация» Информатика, 7 класс ![]() учитель информатики Игнатченко Альфия Шамилевна 2009 г. Модель урока Автор: Игнатченко Альфия Шамилевна Координаты автора: 450055, г. Уфа, ул. Российская д.80. Тел: (347)233-02-33, сот. тел: 8 917 4389055 Аннотация урока: Данный урок разработан на основе самоучителя для начинающих С.Н.Лукина. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Способствует развитию навыков программирования в среде Турбо Паскаль, развитию пространственного воображения, умению работать с координатной плоскостью, а также развитию воображения и логического мышления, формированию чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования, приобщению к творческому процессу и развитию терпения и трудолюбия. Методические рекомендации к проведению урока: Данный урок ориентирован на учащихся средней школы, изучающих в рамках школьной программы язык программирования Турбо Паскаль. Урок, на доступном для школьника уровне, позволяет освоить элементы анимации в среде Турбо Паскаль. Процесс создания анимации вызывает у учащихся особый интерес, ребята, как правило, заинтересованы в конечном результате. Подобные уроки формируют у учащихся пространственное воображение, умение работать с координатной плоскостью, развиваются навыки программирования, а также терпение и трудолюбие. План – конспект урока ЦЕЛЬ УРОКА Знакомство с технологией создания эффектов анимации в среде Турбо Паскаль; ЗАДАЧИ 1. Развитие навыков программирования в среде Турбо Паскаль; 2. Развитие воображения и логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам, заставить двигаться; 3. Формирование чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования; 4. Приобщение к творческому процессу и развитие терпения и трудолюбия; I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! (слайд 1) Я уверена, что вы все любите смотреть мультфильмы. И даже став взрослыми люди редко отказывают себе в удовольствии окунуться в мир детства – посмотреть яркий, красочный, интересный мультфильм. Я лично, очень люблю смотреть мультики. А Вы? (ответ учащихся) ![]() Интересно, а как создаются мультфильмы? Сегодня у нас очень занимательный урок. Я хочу пригласить Вас в мир анимации и предложить Вам выступить в роли аниматоров Сейчас мы вместе посмотрим мультфильм! (Слайд 2. Фрагмент мультфильма «Приключения барона Мюнхаузена. Чудесный остров»). Ну вот, несколько минут и мультфильм уже подошел к концу. И лишь немногие догадываются, что вот ради этих нескольких минут трудилась в течение долгого времени целая команда мультипликаторов. II. Актуализация знаний Учитель: Вы спросите, а какое отношение имеет изучаемая нами тема «Графика в Турбо Паскале» и анимация. Дело в том, что эффект анимации можно создавать и с помощью Паскаля. Анимация - это уникальная технология, которая позволяет при помощи неподвижных объектов создавать эффект движения. Кинопленка состоит из множества неподвижных кадров, на каждом следующем из которых объект находится чуть-чуть в другом месте, чем на предыдущем. Показывая эти кадры с большой скоростью создается иллюзия движения. Точно также поступают с созданием движения на экране компьютере (Слайд 3). Мы с Вами многому научились в Паскале: и рисовать графические примитивы, используя различные цвета и стили рисования, и использовать заливку, применять в своей программе циклы и т.д. (слайд 4. Смотрим результат последней работы). ![]() Для создания эффекта анимации нам потребуется логическое мышление и воображение, ведь нужно продумать сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам и заставить двигаться. А все остальное «дело техники…» Этому я и буду вас сегодня учить. Начнем с простого движения: по экрану монитора по горизонтали слева направо проплывает окружность. В Паскале нет команды движения. Как же заставить двигаться окружность? Для начала нарисуем слева окружность и тут же сотрем ее. Стереть – значит нарисовать ее на том же месте, но цветом фона (слайд 5. Анимация 1 и 2 круга выполняются по щелчку учителя. Следующие круги вырисовываются и исчезают автоматически). Несмотря на то, что окружность тут же стерли, она успеет мелькнуть на экране монитора и глаз это заметит. Затем надо нарисовать такую же окружность чуть правее, затем еще правее и т.д. Так как движение будет осуществляться по оси X то переменной величиной и будет X. Для того чтобы движение осуществлялось по оси X организуем цикл REPEAT <группа операторов> UNTIL <условие>. Этот цикл будет выполнять группу операторов, стоящих после REPEAT до тех пор пока условие не станет истинным. Вот фрагмент программы (слайд 6). ![]() Вы увидели во фрагменте программы новый для Вас оператор DELAY(10000). Переводится как «пауза». Его действие заключается в том, что он приостанавливает работу программы на 10000 мс или, что то же самое, на 10 с. Чем больше время задержки, тем более плавным и медленным становится движение окружности. ![]() Результатом работы этой программы будет движение окружности вправо по оси X (слайд 7). ![]() III. Обобщение, закрепление изученного материала Учитель: А как организовать движение окружности влево? (слайд 8. Показывается движение окружности влево) ![]() Ученик: Для этого сдвигаем окружность влево, следовательно значение X уменьшается. Учитель: Это правильный ответ (слайд 8. Показывается ответ по щелчку мыши). Учитель: Скажите, ребята, а можно ли заставить окружность двигаться по вертикали вниз? (слайд 9) ![]() Ученик: Да, для этого в качестве переменной величины нужно использовать значение Y. И это значение увеличивается. Учитель: (слайд 9. По щелчку мыши появляется ответ ). Учитель: А по вертикали вверх? (демонстрация слайда 10) ![]() Ученик: Y уменьшается. Учитель: (слайд 10. По щелчку мыши появляется ответ ) Учитель: А как нужно изменить программу, чтобы окружность двигалась по диагонали снизу вверх? Например, из правого нижнего угла в левый верхний? (демонстрация слайда 11) ![]() Ученик: Для этого нужно изменять значения Х и Y одновременно. Но так как окружность будет двигаться к началу координат, то наши значения X и Y должны убывать. Учитель: совершенно верно! (слайд 11. Появляются верные ответы. Демонстрируется слайд 12 движения окружности по диагонали сверху вниз с ответами). Учитель: Я рада, что тема Вам понятна! IV. Самостоятельная работа учащихся Учитель: Хочу предложить Вам сегодня на уроке изобразить движение ядра из пушки. (демонстрация слайда 13) ![]() К тому же, у нас есть замечательная заготовка, которая сделает нашу анимацию более красочной! (см.приложение). Откройте, пожалуйста, Ваши файлы с последним рисунком, где мы, изучая заливку, изобразили ночь, луну, небо, усеянное мерцающими звездами, и пушку (учащиеся садятся за компьютеры и запускают программы. См.приложение landscap.pas). На прошлом уроке Вы не придали значения роли пушки на своем рисунке. Сегодня Вам предлагается в дополнение к нашему мультфильму «посадить» нашего героя Мюнхаузена на ядро и отправить его в полет. Помните, в одной из своих многочисленных историй, фантазер и выдумщик Мюнхаузен совершил такой полет на ядре? (Раздаются карточки с рисунком на координатной сетке. См. приложение карточка пушка). ![]() Учитель: Для начала определимся с координатами нашего ядра. Глядя на свои рисунки, определите центр и радиус окружности (X=400, Y=255, R=17). В теле программы присвойте эти значения переменной X и Y соответственно. Затем пишите операторы по шагам:
На сколько менять X и Y вычислите экспериментальным путем, чтобы ядро ушло ровно в левый верхний угол
Вот что примерно должно получиться: x:=400; y:=255; repeat setcolor(1); circle(x,y,17); {Рисуем синюю окружность} delay(20000); setcolor(0); circle(x,y,17); {Рисуем черную окружность} x:=x-8;{Перемещаемся влево} y:=y-5;{Перемещаемся вверх} until y<0; (Вся программа. См.приложение YADRO.PAS) program MUNHAUSEN; uses crt,graph; var gr,gm:integer; i,x,y:integer; begin clrscr; randomize; gr:=0; initgraph(gr,gm,' '); {Прочерчиваем линию горизонта} setlinestyle(0,0,3); setcolor(green); line(0,340,640,340); {Заливаем траву зеленым цветом} setfillstyle(1,green); floodfill(360,350,green); {Рисуем звездное небо, используя функцию RANDOM,чтобы координаты и цвета точек были случайными} for i:=1 to 1000 do putpixel(random(640),random(340),random(16)); {Рисуем и заливаем белым цветом Луну} setcolor(white); circle(500,50,30); setfillstyle(1,white); floodfill(500,40,white); {Рисуем и заливаем пушку} setcolor(8); line(400,280,500,340); line(500,340,520,310); line(520,310,420,250); line(400,280,420,250); setfillstyle(1,7); fillellipse(450,320,20,20); circle(450,320,20); floodfill(460,310,8); floodfill(440,300,8); {А вот и ядро!} x:=400; y:=255; repeat setcolor(1); circle(x,y,17); {Рисуем синюю окружность} delay(20000); setcolor(0); circle(x,y,17); {Рисуем черную окружность} x:=x-8;{Перемещаемся влево} y:=y-5;{Перемещаемся вверх} until y<0; readln; closegraph; end. Учитель: После того как программа набрана - Вы знаете, что ее нужно запустить, нажав CTRL+F9. Смотрим результат. Все казалось бы просто… Но Вы только на деле узнали, что на создание даже простейшей анимации ушло много времени, а сколько труда и терпения было вложено в Ваше творчество! V. Итог урока Учитель просматривает результаты работы программ и выставляет оценки Учитель: Что нового узнали на уроке? Учитель слушает ответы учащихся. Ученик: Структуру цикла с постусловием. Операторы выполняются до тех пор пока условие ложно. Ученик: Оператор DELAY – позволяет осуществить задержку изображения Ученик: Для того чтобы заставить объект двигаться он прорисовывается дважды. В первый раз любым цветом, а во второй – цветом фона, чтобы он слился с цветом фона и его не было видно. А затем объект передвигается в нужном направлении. Учитель: На следующий урок мы Вами познакомимся со звуковыми возможностями Паскаля – озвучим наш сюжет и еще поработаем над луной… А как - это Вы узнаете через неделю. VI. Домашнее задание: придумать свой сюжет для анимации и воплотить его в жизнь. Желаю Вам успехов! Учитель: Спасибо за урок! |
![]() | Используемой технологии Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office... | ![]() | Урок №1 Создание презентаций Запуск программы: Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Office PowerPoint 2007 |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное обеспечение: Microsoft Office Word 97-2003, Microsoft Office PowerPoint 97-2003, Windows Movie Maker | ![]() | Урок изучение нового материала по теме «Озера» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: текстовый редактор Word, презентация в программе PowerPoint |
![]() | Содержание программы учебной дисциплины 7 Обеспечение содержания дисциплины 9 Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2010; Microsoft Office Prof Plus 2010 Rus; Программа... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint 2007, компьютер, мультимедиа проектор |
![]() | Данное методическое пособие является самостоятельным учебным курсом... И возможностями Microsoft Office – Word и Excel, вы получите общие сведения о том, как создавать, открывать и сохранять документы;... | ![]() | Тема урока: «Анимация и движение в Power Point 2007» Босовой Людмилы Леонидовны при проведении практической работы №13 на стр. 164. Дети очень любят составлять анимации и движения в... |
![]() | Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов «Рекламная кампания... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар | ![]() | Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... |
![]() | Пояснительная записка 3 Раздел Методические основы подготовки наглядных... Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» 4 | ![]() | Сценарий внеклассного мероприятия «Рождественские символы в Германии» Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint |
![]() | Урок-закрепление по теме «Текстовый процессор ms word» Цели урока ... | ![]() | Инструкция по работе с Office Live Meeting 2007 Для обеспечения возможности... Для эффективной работы с клиентом Office Live Meeting 2007 необходим пк со следующими характеристиками |
![]() | Урок алгебры в 7 классе Тема: «Степень с натуральным показателем и её свойства» Оборудование: медиапродукт (презентация в программе Microsoft Office Power Point 2007); карточки с заданиями для самостоятельной... | ![]() | Урок повторение и обобщение изученного материала. Тема: «Как устроен компьютер?» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа... |