Олимпиада по математике 5 класса





НазваниеОлимпиада по математике 5 класса
страница1/27
Дата публикации17.06.2013
Размер1.8 Mb.
ТипТесты
100-bal.ru > Информатика > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Задания на тему «Площади »

- ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

1.Сторона квадрата 6см. Во сколько раз следует уменьшить его стороны, чтобы площадь уменьшилась: а) в 4 раза; б) в 9 раз.

2.Определите стороны прямоугольника, если его периметр 108см, а площадь 200см.

3.Определите периметр прямоугольника, если его диагональ равна            210см, а площадь12см.

4.Основание прямоугольника в два раза больше его высоты. Покажите на рисунке: а) как разрезать этот прямоугольник на две части так, чтобы из них можно было составить прямоугольный треугольник; б) как разрезать его на две части так, чтобы из них можно было составить равнобедренный треугольник; в) как разрезать его на три части так, чтобы из них можно было составить квадрат.

5.Длина комнаты 5,4м, а ширина 4,2м. В комнате два окна шириной 1,2м и высотой 1,6м. Освещённость комнаты считается нормальной, если площадь окон составляет 20 % от площади пола. Нормальное ли освещение комнаты.

 

-ПЛОЩАДЬ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА.

1.Постройте параллелограмм, произведите необходимые измерения и вычислите его площадь.

2.Стороны параллелограмма равны 4,2см и 5,6см. Высота, проведенная к большей стороне, равна 3,3см. Вычислите вторую высоту этого параллелограмма.

3.Площадь параллелограмма равна 24см. Точка пересечения его диагоналей удалена от прямых, на которых лежат стороны, на 2см и 3см. Вычислите периметр этого параллелограмма.

4.Выведите формулу:

        1) выражающую площадь ромба (S) через его диагонали m и n.

         2) для вычисления площади квадрата (S) по его диагонали с.

5.Вычислите диагонали ромба, если известно, что их длины пропорциональны числам 2 и 3, а площадь ромба равна 12см.

6.Острый угол параллелограмма равен 30, а высоты, проведенные из вершины тупого угла, равны 4см и 3см. Найдите площадь этого параллелограмма.
Олимпиада по математике 5 класса.

 

1.Вычислите: а)180*94-47700:45+4946

б)86*170-5793+72800:35

2.Длина прямоугольного участка земли 125 м, а ширина 96 м. Найдите площадь поля и выразите её в арах.

3.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 4м, 3м и 5м.

4.Используя формулу пути S=V/t,найдите:

а) путь, пройденный автомашиной за 3ч, если её скорость 80км/ч;

б) время движения катера, прошедшего 90км со скоростью 15км/ч.

5.Найдите площадь поверхности и объём куба, ребро которого равно 6дм. Во сколько раз уменьшится площадь поверхности и во сколько раз – объём куба, если его ребро уменьшить вдвое?

6.Периметр квадрата 48см. Найдите площадь квадрата.

7. 10гектаров равны:

а)10000м.кв.

б)100000м.кв.

в)1000000м.кв.

8.Площадь волейбольной площадке 400000см.кв. Длина равна 8м, а ширина:

 а) 500мм;

 б) 50см;

в) 5м.
Тесты по геометрии

1.Круг-это:

а) окружность;

б) замкнутая линия;

в)часть плоскости , ограниченная окружностью.

2.Если радиус круга 2см, то его диаметр равен:

а)2см;

б)3см;

в)4см.

3.Подкова имеет форму:

а)полукруга;

б)дуги;

в)полуокружности.

4.Площадь поверхности S параллелепипеда можно вычислить по формуле:

а)S=4(a +b + c);

б)S=2(ab +bc+ac);

в)S= ab +bc+ ac .

5.10 га. равны

а)10000м.кв.

б)100000 м. кв.

в)1000000 м. кв.

6.Объём прямоугольного параллелепипеда можно вычислить по формуле:

а) V=a/6;

б) V=a b c;

в) V=f+h.

7.Найдите периметр и площадь прямоугольника, у которого ширина равна 2см ,а длина 5см.

а) P=14см. S=10см.кв.

б) P=12 см.S=6см.кв.

в) P=15см. S=23см.кв.

 

1.20 минут составляют:

а) половину часа;

б) четверть часа;

в) треть часа.

2. На рисунке закрашено:

а)3/8 квадрата;

б)3/5 квадрата;

в)1/2 квадрата.

3.В дроби 4/5

а) число 4 наз-ся знаменателем, число 5- числителем;

б) число 4 наз-ся числителем, число 5-знаменателем;

в) число 4 наз-ся знаменателем, число 5-делителем.

4.Дроби 1/11, 3/11, 6/11, и 9/11расположены в порядке

а) убывания;

б) возрастания;

в) беспорядочно.

5.Сравнить дроби: 15/3 и 8/3

а)15/3< 8/3;

б)15/3=8/3;

в)15/3>8/3.

6.Раставте числа в порядке возрастания:

11/17; 2/7; 10/17; 5/17; 14/17; 12/17.

7.Сравните числа:

а) 4/5  3/5;

б)7/15  11/15;

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

 

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

в)5/8  3/8;

г)8/17  12/17.

8.Какие натуральные числа можно поставить вместо x, чтобы получить верное неравенство:

11/17< x/17<13/17.

УРОК - СЕМИНАР в 11 классе по теме «Показательная функция». Для учителя математики

Урок проводится в форме игры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Подготовка к уроку:

Вопросы к семинару:

1.Что такое функция?

2.Способы задания функции.

3.Запишите в общем, виде уравнения линейной, квадратичной, показательной функций.

4.Как называются переменные в записи функции?

5.Что такое область определения функции?

6.Что такое множество значений функции?

Класс делится на три команды. Столы сдвигаются так, чтобы все участники команды сидели за одним столом.

Цель урока: Повторить свойства показательной функции, способы решения показательных уравнений и неравенств.

Оборудование: секундомер, фломастеры, чистые альбомные листы.

Оформление: на доске записано: «Игра «Счастливый случай» по теме «Показательная функция».

ГЕЙМЫ:

1.Разминка.

2.Гонка за лидером.

3.Спешите видеть.

4.Темная лошадка.

5.Дальше, дальше.

ХОД УРОКА.

1.Постановка цели.

Игра. 1 гейм. Разминка.

Каждая команда получает кроссворд. Та команда, которая быстрее разгадает все шесть слов кроссворда, получает 1 балл.

Кроссворд «И в шутку и всерьез».

По горизонтали: 1.Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.

По вертикали:2.Название функции, любой из графиков, которой обязательно пройдет через точку (0;1). 3.Исчезающая разновидность учеников. 4.Проверка учеников на выживание. 5.Ученый математик, механик и астроном. Его высказывание о показательной функции напечатано в учебнике перед первым параграфом. 6.Другое название независимой переменной в функции.

Ответы: 1.Корень. 2.Показательная. 3.Отличник. 4.Контрольная. 5.Эйлер. 6.Аргумент.

2 гейм. Гонка за лидером. (По продолжительности самый длинный гейм

примерно 20-25 минут).На учительском столе лежат карточки с заданием. Участники по очереди выбирают карточки, записывают задание на доске и все три команды решают это задание, решение записывают фломастером на альбомном листе и вывешивают на доску. Та команда, которая первая решит правильно, получает 1 балл.

Задания на карточках

№1.Решите систему: 2х · 5у = 10

5у – 2х = 3 Ответ: (1;1)

№2.Решите уравнение: 2х+4 + 2х+2 = 5х+1 + 3 • 5х Ответ: 1

№3.Решите неравенство: 9х-1 – 3х-2- ≥ 0 Ответ: [1; + ∞)

№4.Решите неравенство:___1__≥1. Ответ: (-∞; 1,5]

62х-3

№5.Решите систему: 4х • 4у = 64

4х – 4у = 63 Ответ: (3;0)

№6.Решите уравнение: 32х-1 + 3= 108 Ответ: 2

№7.Решите уравнение: 4х+ 2х+1 – 80 = 0 Ответ: 3

№8.Решите неравенство: 4(х+1)> 16 Ответ: х<-3; х>1

На решение каждого задания учащиеся затрачивают примерно

3-4 минуты.

3 гейм «Спешите видеть» (3-5 минут).

Каждой команде предлагается достроить два графика и перечислить их свойства.

4 гейм «Темная лошадка».

В последнее время много говорят и пишут об НЛО, а к нам на игру

пожаловал НМО - неопознанный математический объект. Он здесь, в

конверте. Каждая команда получает описание этого НМО и в течение 2-3

минут угадывает, что находится в конверте.

Например, в конверте записано число П.

«Это я знаю и помню прекрасно», - этими словами начинается всем известный стишок, который помогает запомнить десятичные приближения того иррационального числа, которое очень часто используется в математике.

Название этого числа, его обозначение – первая буква греческого слова, в переводе означает «окружность». Оно было введено в 1706 году английским математиком Ч. Джонсоном. Архимед, Ал-Каши, Ф. Виет, В. Шенкс и многие другие пытались вычислить наибольшее количество знаков у этого иррационального числа, а теперь в этом соревновании принимают участие и ЭВМ. Что это за число?»

Ответ: число П.

5 гейм. Дальше, дальше…

Каждая команда за 1 минуту отвечает на вопросы:

Вопросы к 1 команде:

1) 9,80

2) Область определения функции у=4х

3) Метод решения уравнения 3х+1 – 3х-2 = 26

4) Решить неравенство 3х < 34

5) 3х = 1, при х=

6) Возрастает или убывает у =?½?х

7) 152

8) Что такое функция?

9) Уравнение линейной функции.

10)у=ах, при а>1 функция…

11)Множество значений показательной функции.

12)Что больше 3П или 3е

13)7 · 8

14)63 · 6-2

Вопросы ко 2 команде:

1) 7,80

2) Область определения функции у=0,3х

3) Метод решения уравнения 9х – 3х + 45 = 0

4) Решить неравенство ???х > ???х

5) 4х = 1, при х=

6) Возрастает или убывает у=4х

7) 142

8) Способы задания функции.

9) Уравнение квадратичной функции.

10)у=ах, 0<а<1 функция…

11)Область определения показательной функции

12)2√2 и 2√2 сравнить.

13)6 • 6

14)5-4 • 53

Вопросы к 3 команде:

1) 6,31

2) Область определения функции у=2,5х

3) Метод решения уравнения 3х-1 + 3х = 4

4) Решить неравенство 5х > 58

5) 5х =1, при х=

6) Возрастает или убывает у=4,8х

7) 162

8) Уравнение показательной функции

9) Как называются переменные в записи функции?

10)у=ах, а>1 функция…

11)3П и 3е+1 сравнить

12)8 · 9

13)6-5 · 64

14)Область определения квадратичной функции.

3.Подведение итогов.

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ :

№1. Решите систему :

2х · 5у = 10 2х (3+2х) – 10 = 0 х=1 х=1

5у – 2 х = 3 5у= 3+2х 5у=5 у=1

Пусть 2х = t, то t(3+t)-10=0

t2 + 3t –10 = 0

D = 9-4(-10) = 49

t1= -3+7 = 4 = 2 t2 = -5

2 2

2х = 2 или 2х = -5

х = 1 нет решения

Ответ: (1;1)

№2. Решите уравнение:

2х+4 + 2х+2 = 5х+1 + 3 · 5х

2х+2 (4+1) = 5х (5+3)

2х+2 · 5 = 5х · 8

2х · 4 · 5 = 5х · 8

2х · 20 = 5х · 8 / : 4

2х · 5 = 5х · 8 / : 5х · 5

(2)х = 2

5 5

х = 1

Ответ: 1.

№3.Решите неравенство:

9х-1 – 3х-22 ≥0

3

32х-2 – 3х-22 ≥ 0

3

33х2 ≥ 0

9 32 3

3 – 3х – 6 ≥ 0

Пусть 3х = t, то t2 – t – 6 ≥ 0

t2 – t – 6 ≥ 0

D = 25

t1 = 3 t2 = -2 _+___-____+_

-2 3

[t ≤ -2 [ 3x ≤ -2 [ нет решения

[t ≥ 3 [ 3x ≥ 3 [ x ≥ 1

Ответ: [1; +∞)

№4.Решить неравенство:

1 ≥ 1

62х-3

6-(2х-3) ≥ 60

-2х+3 ≥ 0

-2х ≥ -3

х ≤ 1,5

Ответ: (-∞; 1,5]

№5. Решить систему:

4х · 4у = 64 4х+у = 43 х+у = 3 х = 3 – у

4х – 4у = 63 4х – 4у = 63 4х – 4у = 63 43-у – 4у = 63

43 - 4у = 63 Пусть 4у = t x = 3

4у y = 0

64 – t = 63

t

64 – t2 – 63t = 0

t

t2 + 63t – 64 = 0 t≠0

a = 1 b = 63 c = 64

D = 63² - 4 · 1(-64) = 3969 + 256 = 4225

t1 = -64 + 65 = 1 t2 = -63-65 = -64

2 2

4y = 1 4y = -64

y = 0 нет решения

Ответ: (3;0)

№6.Решите уравнение:

4х + 2х+1 = 80

2 + 2 · 2х – 80 = 0

Пусть 2х = t, то t 2 + 2t – 80 = 0

D = 324 t1 = 80 t2 = -10

2x = 8 или 2x = -10

х = 3 Ø

Ответ: 3

№7.Решите:

32х-1 + 3 = 108

32х-1 (1+3) = 108

32х-1 · 4 = 108

32х-1 = 27

2х-1 = 3

2х = 4

х = 2

№8.Решите:

4(х+1) > 16 4(х+1)> 42 (х+1) > 2

х+1 ≥ 0 х ≥ - 1 х >1

х+1 > 2 х > 1

х+1< 0 х < -1 х < -1

-х-1 > 2 -х > 3 х < -3 Ответ: х > 1; х < 3

Разработка урока математики

Тема. Четырёхугольники.


Цель. Систематизировать и обобщить знания уч-ся: повторить определения прямоугольника, ромба, квадрата, параллелограмма, трапеции, формулировку их свойств и признаков; подготовить уч-ся к контрольной работе. Развивать математическую речь.
Оборудование:

модели ромба, параллелограмма, прямоугольника.

Ход урока.

I.Сообщение цели.

--На этом уроке повторим всё, что знаем о прямоугольниках. Урок проведём следующим образом: за правильный ответ, решение задачи ученик будет получать геометрическую фигуру. В конце урока подведём итоги, определим лучших знатоков темы, выставим отметки.
II.Обобщение знаний.

1Модель параллелограмма.

--Первая фигура. Расскажите о ней. (В руках параллелограмм).
--Определение, признаки, свойства.
--Докажите теорему «У параллелограмма противоположные стороны и углы равны».
У доски ученик самостоятельно доказывает теорему, а с остальными уч-ся решается задача устно:
Дано: АВСД—параллелограмм, ВС=6 см, ВК=2 см, угол ВАК=30 градусов. Найти периметр параллелограмма.
--Самостоятельная работа.
--Проверка решения задачи: выслушиваются ответы.
--Проверка доказанной на доске теоремы.
2.Модель ромба. Назовите фигуру, дайте определение и расскажите о её свойствах и признаках.
--На доске самостоятельно доказывается теорема о диагоналях ромба.
Дано: АВСД—ромб, ВД=5 см, угол ВАД=60 градусов.
Найдите АВ.
Ответы после самостоятельно работы показываются на листочках.
--Рассматриваются различные способы решения.
Выслушивают доказательство теоремы на доске.

3.Модель прямоугольника. --Дайте определение, назовите свойства и признаки данной фигуры.
У доски ученик самостоятельно доказывает теорему «Диагонали прямоугольника равны».
С остальными :

--Какой четырёхугольник не имеет «личных» свойств?
Проверяется доказательство теоремы у доски.
4.Модель трапеции.
--Что за фигура.
--Дайте определение, назовите свойства и признаки.
Решение задачи. Дано: АВСД—трапеция, АВ=СД, АД=7 см, угол СДА=60 градусов. Найти ВС.
Один уч-ся решает за доской, остальные самостоятельно.
Проверка, анализ ошибок.

5.Доказательство теоремы о средней линии трапеции.
III.Итоги урока.
Объявляются и комментируются отметки. Определяются лучшие знатоки данного материала. Даётся домашнее задание.

Ответы на вопросы по итоговой аттестации по алгебре и началам анализа.

 

Отвечает заведующий лабораторией математики, кандидат педагогических наук, доцент С. Саакян.

1. Как оформить титульный лист работы выпускника?

Итоговая аттестация по алгебре и началам анализа в 11-м классе проводится в форме письменного экзамена. Следовательно, титульный лист должен содержать запись:

Экзаменационная работа

по алгебре и началам анализа

для итоговой аттестации

ученика (ученицы) 11 класса А

Ивановой

Елены Петровны.

Ниже указывается дата проведения экзамена. Все остальные сведения: город, округ, тип школы, номер школы и другие должны разборчиво читаться в штампе школы, поставленном на работах выпускников.

2. Нужно ли оформить титульный лист отдельно от экзаменационной работы?

Нет. Работа должна быть выполнена в тетради, но не на отдельных листочках. Первая страница внутри тетради оформляется как титульный лист, на второй странице начинается решение задач.Для выполнения черновика выделяется другая тетрадь. Если при выполнении работы выпускник пользуется черновиком, то необходимо вместе с экзаменационной работой сдать черновик.

3. Нужно ли переписывать все задания перед решениями?

Нет, нежелательно. Переписывается условие задачи и сразу приводится решение.

4. Можно ли сокращать слова?

Нет, нельзя. Это не допускается в сочинениях по литературе; требования соблюдаются. В учебниках по математике используются лишь общепринятые сокращения: рис. 1, п. 17, и т.д., т.е., и др.

5. Обязательно ли записывать ответ у задаче?

Да, обязательно.

6. Нужно ли решение каждой задачи оформить как в учебнике или можно короче?

Можно короче, но нужно показать знание соответствующих вопросов теории, умение применять их к решению задач.

7. Можно ли в пояснениях, предложениях заменять слова знаками:  ( вместо "следовательно"),  ( вместо "возрастает") и др.?

Нет, нельзя. Символика может быть использована только в символической записи решения

8. Можно ли после записи условия задачи сразу записывать составленное уравнение или надо расписывать, как оно составлено?

Надо привести объяснение. Это важно при решении текстовой задачи в 9-м классе.

9. Каковы критерии оценки экзаменационной работы?

Рекомендации по этому вопросу были ранее опубликованы в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1978 г., № 12, а также в "Учительской газете" от 26 мая 1977 г. в статье "Экзамены в школах РСФСР". Очевидно, что эти материалы следует считать устаревшими по нескольким причинам, в частности, из-за изменения объема работы. В настоящее время работа содержит шесть ( вместо пяти) заданий и оценка "5" ставится за любые пять верно выполненных заданий. Если верно решены все шесть заданий, то экзаменационная комиссия может оценить работу на "5", если даже в ней будет отмечено больше двух недочетов.Приведем некоторые примерные материалы из названных выше документов. Они окажутся полезными для анализа экзаменационных работ по содержанию.К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять, незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской.К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня, отбрасывание без объяснения одного из корней и равнозначные им.К недочетам относятся: нерациональное решение, описки , недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.Если одна и та же ошибка ( один и тот же недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна и та же ошибка ( один и тот же недочет). Зачеркивания в работе (желательно, чтобы они были аккуратными) свидетельствует о поисках решения, что считать ошибкой не следует.

10. Какова процедура проверки и оценки работ выпускников?

Фамилии, имена, отчества, подписи председателя экзаменационной комиссии и экзаменаторов на работах выпускников должны быть оформлены разборчиво.Проверка работ осуществляется в общеобразовательном учреждении преподавателем математики и членами комиссии. Если проверка в день экзамена не окончена, то работы сдаются на хранение директору. Работу внимательно читают все члены экзаменационной комиссии, в работе отмечаются все имеющиеся ошибки и недочеты.К работам выпускников, претендующих на награждение серебряной или золотой медалью, дается письменная рецензия о качестве выполнения данной экзаменационной работы. 

Разработка урока-обобщения.

Тема:

         Обобщение по теме «Теорема Пифагора».

Цель:

        Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, показать исторические истоки теоремы, учить учащихся применять полученные знания к решению прикладных задач, учить воспринимать материал в целостной системе различных предметов, воспитывать познавательный интерес к изучению геометрии.

Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний учащихся.

        Особое место в геометрии, особую роль играет прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами этот материал и сегодня наша цель обобщить полученные знания. К вопросу обобщения мы подойдём многосторонне: как историки, лирики, теоретики и как практики. Запишите план урока.

1. Исторические истоки теоремы «Сутра».

2. Слово лирикам.

3. 100 доказательств теоремы Пифагора Бхаскара.

4. Слово теоретикам.

5. Практическое применение к решению задач.

6. прикладные задачи.

 

2. Работа учащихся по обобщению и систематизации материала.

 

        Слово историкам в лице Пермяковой Валерии.

        О том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 есть прямоугольный знали за 2000 лет до н.э. египтяне, которые, вероятно, пользовались этим соотношением для построения прямых углов при сооружении зданий.

        В Китае предложения о квадрате гипотенузы было известно, по крайней мере, за 500 лет до Пифагора. Эта теорема была известна и в древней Индии. Об этом свидетельствуют следующие предложения, содержащиеся в «Сутрах»:

- квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов его большей и меньшей сторон;

- квадрат на диагонали квадрата в 2 раза больше самого квадрата.

        Учитель:        Теорема Пифагора издавна применялась в разных областях науки и техники, в практической жизни. О ней писали в своих произведениях писатели Плутарх, инженер Витрувий, греческий учёный Диоген, математик Прокл. Не всякое математическое положение удостаивается такого внимания поэтов и писателей.

        Немецкий писатель-романист Шамиссе, путешествуя на русском корабле «Рюрик» в 19 веке, написал следующие стихи:

        Слово лирикам в лице Кицаевой Маши.

Пребудет вечной истина, как скоро

Её познает слабый человек!

И ныне теорема Пифагора

Верна, как и в её далёкий век.

Обильно было жертвоприношенье

Богам от Пифагора. Сто быков

Он отдал на закланье и сожженье

За света луч, сошедший с облаков

Поэтому всегда с тех самых пор

Чуть истина рождается на свет,

Быки ревут, её почуя, свету вслед,

Они не в силах свету помешать,

А могут лишь, закрыв глаза, дрожать

От страха, что вселил в них Пифагор.

        Учитель:        Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда «ослиным мостом» или «бегством убогих», т.е. некоторые слабые ученики бежали от геометрии, не пытаясь понять, а зазубривая доказательство. «Ослиный мост» - непроходимый мост. А посему возникали, своего рода карикатуры, сопровождающие чертежи к доказательству теоремы (рисунки-карикатуры на доске).

        В настоящее время известно более ста доказательств знаменитой теоремы.

        Слово теоретикам в лице Трунова Сергея. Он познакомит нас с одним из доказательств теоремы Пифагора индийским математиком Бхаскара (1114 – 1185 гг.). Во время того, как Трунов готовится, фронтальный опрос по правилам:

- Что называется синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике?

- Как найти гипотенузу, пользуясь теоремой Пифагора?

- Как найти катет, пользуясь теоремой Пифагора?

- Как найти катет и гипотенузу, пользуясь соотношением в прямоугольном треугольнике?

- Найти неизвестные элементы треугольника.

        Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

        А теперь слово практикам в лице каждого из вас (устное и письменное решение задач, разбор прикладных задач – домашнего задания).

        

3. Итог урока.

        Домашнее задание.

        1 группа - восстановить доказательство теоремы Пифагора по Бхаскара, решить 3 прикладные задачи.

        2, 3 группы – 2 прикладные задачи.

Урок-сказка по математике.

        Тема: Решение упражнений.

Цели:

* вырабатывать у учащихся умения и навыки в решении упражнений с десятичными дробями;

* развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках;

* повторить с учащимися русские народные сказки;

* прививать интерес и любовь к предмету.

        Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Оборудование:

        картина с дремучим лесом, речкой, избушкой на курьих ножках, царством кощеевым, выполненная детьми и учителем. Зелёные кружочки, красные флажочки, синие треугольники.

        

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

2. Проверка домашнего задания. Устный фронтальный опрос с места.

3. Решение упражнений.

4. Домашнее задание.

5. Итоги урока.

5.1.  Общая характеристика знаний учащихся, определение положительных особенностей и недостатков.

5.2.  Сообщение оценок учащимся.

 

План урока.

        Учитель. Здравствуйте дети! Какие вопросы у вас по д/з? Что вызвало трудности? (Разбираем д/з с места).

        Дети, вы любите сказки? (ДА!). Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И вот сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки. (Звучит сказочная музыка).

        В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван Царевич. Родители его рано умерли и воспитывали его три сестры: Анна, Марья и Дарья. Шло время, Иван Царевич вырос, и сёстры одна за другой вышли замуж за принцев медного, серебряного и бронзового и разъехались в разные стороны, и остался Иван Царевич один. Вскоре Иванушка заскучал и решил проведать своих сестёр, и отправился он в путь. По дороге повстречал Елену прекрасную. Они сразу понравились друг другу и полюбили друг друга. И только хотели сыграть свадьбу, как злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.

        И собрал Иван Царевич войско ратное из трёх дружин и поехал вызволять Елену Прекрасную (3 ряда – это 3 дружины).

        Ну, что, воины? Поможем Иван Царевичу освободить Елену Прекрасную?

        Ну, тогда послушайте условия нашей сказки. На пути в царство Кощеево будут встречаться преграды, одолеть которые можно будет, решив поставленные перед дружинами задачи. К доске выходить по одному воину от каждой дружины. Стараться решить быстро и правильно. С воином решает задания и его дружина. Если же воин допускает ошибку, то исправить её может следующий воин, который выйдет к доске вслед за ним. Каждая из дружин, после каждого задания будет получать кружочки: красный – за 1 место, зелёный – за 2 место, синий – за 3 место. Когда спасём Елену Прекрасную, будут подведены итоги. Всё понятно!?

        Ну, тогда сказка продолжается. Долго шли Иван Царевич со своим войском, и пришли к речке глубокой. Смотрят, а вход на мост закрыл большущий камень. Как воины ни старались сдвинуть его с места, но ничего не получалось. Пригляделись, а на камне написаны примеры. Долго не думая, они стали решать (на камне 3 карточки с заданием: Реши и укажи ответ).

        

Задание 1-ой дружине    Задание 2-ой дружине    Задание 3-ей дружине    

  40-24-(4,06:29)                       50-27-(2,72:17)         50-23-(3,23:19)

  

  

        Решили воины, произнесли ответы, и камень отодвинулся. Двинулось войско ратных воинов вперёд. Дорога трудная, лес густой. Шли, шли, а тут, откуда ни возьмись Соловей-Разбойник.

        Соловей Разбойник: Здравствуйте воины! Куда путь держите? (Рассказал ему о своём горе Иван Царевич).

        Где царство Кощеево не подскажу, но знаю, кто помочь вам сможет!

        Иван Царевич: Кто?

        Соловей Разбойник: Баба Яга, костяная нога, подружка Кощеева.

        Иван Царевич: Ну, помоги!

        Соловей Разбойник: Помогу, помогу, если ответите на вопросики.

        Вопрос 1-ой дружине: Было у меня 15 золотых, а Баба Яга уловками, обманом отобрала 2/3 денежек. Сколько у меня бедного осталось? (5).

        Верно!

        Вопрос 2-ой дружине: Одно яйцо варится 4 минуты, сколько надо варить 5 яиц? (4 минуты).

        Верно!

        Вопрос 3-ей дружине: В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек? (3).

        Ну, молодцы! Ну ладно, ещё по парочке уравнений решите, и скажу, где живёт Баба Яга.

        

  1-я дружина                          2-я дружина                               3-я дружина

  а) 12,1-(х+5,8)=1,7 [4,6]     (х-3,7)+1,8=4,7 [6,6]        (7,1-х)+3,9=4,5 [6,5]

  б) (х+1,6)*7=21 [1,4]           17*(6,2-х)=3,4 [4,2]           5х-2,3=7,75 [2,01]

  

        Ну, молодцы! И рассказал Соловей Разбойник, где живёт Баба Яга. Поблагодарил Иван Царевич его и двинулся с войском дальше. Пришли к избушке на курьих ножках, в которой жила Баба Яга. И стоит избушка к лесу передом, а к воинам задом. Как воины избушку ни просили повернуться, а она ну ни в какую. Ну, воинам ясно, что-то от них хотят. И нашли воины на курьих ножках задания.

        Задание 1-ой дружине: За 4 кг пшена по 0,32 руб. за 1 кг и 3 кг риса заплатили 3,92 руб. Сколько стоит 1 кг риса? [0,88 руб.].

        Задание 2-ой дружине: За 7 кг печенья по 2,3 руб. и 5 кг конфет заплатили 34,6 руб. Сколько стоит 1 кг конфет? [3,7 руб.].

        Задание 3-ей дружине: За 4 ручки и 3 стержня заплатили 3,6 руб. сколько стоит ручка, если стержень стоит 0,4 руб.? [0,6 руб.].

        Назвали воины правильные ответы, и повернулась избушка к ним передом, а оттуда вышла Баба Яга.

        Баба Яга: Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, красные! Куда путь-дорожку держите?

        И поведал Иван Царевич о своём горе Бабе Яге и сказывал:

        - Помоги нам, бабушка, отыскать царство Кощеево. Помоги, пожалуйста!

        Баба Яга: Добре! Помогу, если мне скажете. (На плакате у Бабы Яги устный счёт).

        I                               II                              III

1) Сравните:

a) 7,186 и 7,2                  0,35 и 0,329                    24,26 и 25,98

2) Вычислите:

a) 5,2+3,6+4,8                  7,73+8,25-2,73          15,9+13,7+2,3

b) 5,33?10                      72,2:10                 3,449?100

3) Округлите до:

a) 2,06 до десятых              7,358 до сотых          19,89 до единиц

 

        Баба Яга: Молодцы! Помогу вам отыскать царство Кощеево. Уж больно вы мне понравились. А укажет вам дорогу мой волшебный клубок. Поблагодарил Иванушка Бабу Ягу и отправился в путь дальше. Долго шли.… Пришли  в царство Кощеево. А царство было ограждено со всех сторон крепостью каменной. А на вратах написана задача для Ивана Царевича.

        Задача. Из двух пунктов А и В одновременно навстречу друг другу выехали два всадника. Скорость 1-го на 3 версты в час больше скорости 2-го. Встретились через 4 часа. Найдите скорость каждого всадника, если расстояние АВ=156 вёрст [1 верста = 1 км 67 м].

        Решил Иван Царевич задачу, назвал ответ, и рухнула крепость кощеева и вышла Елена Прекрасная. Радости Ивана Царевича не было предела.

        Вернулись Иван Царевич, Елена Прекрасная   и войско домой, и сыграли свадьбу. На свадьбе было много гостей. Гуляли, ели, пили, плясали и пели  (учащиеся исполняют математические частушки).

        А потом гости решили размяться и сыграть в математический футбол (дружины по очереди отфутболивают вопросы по теории друг другу).

        В конце урока подводятся итоги. Объявляется дружина победитель. Ей вручается грамота. Выставляются оценки.

Внеклассные мероприятия по математике


Лотарева Любовь Александровна, учитель математики

Статья отнесена к разделам: Преподавание математики | Внеклассная работа





Терпосим - страна математических терминов, понятий и символов. Жители этой страны были умными и работящими. У каждого было дело в своём разделе Алгебры или Геометрии. Каждое утро они отправлялись на службу в учебники. Кто в Математику, кто в Алгебру, а кто и в Геометрию. И с 800 утра до 1830 вечера жители страны Терпосим помогали школьникам изучать сложную науку - математику.

Но однажды покой и размеренная жизнь в стране Терпосим были нарушены!

А началось всё с того, что в одной школе, которая находилась в селе Баеве Алтайского края, объявили декаду математики.





Великий переполох начался в стране Терпосим.



Абсцисса, перед уходом на работу смотрелась в зеркальце. И что же красавица в нём увидела? А то, что она Опциса, Абцыса и Абсысса! Расплакалась Абсцисса и разбила своё самое любимое зеркало.



А чистюля Парабола собиралась искупаться в системе координат.



Только хотела нырнуть, как вдруг вода, прежде такая чистая и прозрачная, пошла рябью, потом помутнела и Парабола увидела, что в воде отражается не она сама, а какая-то Порабыла, Парабула, Паррабала, Порабалла! И её точки имеют не координаты, а каарденаты, коардденаты. Бедная Парабола стала тонуть, от испуга у неё свело обе ветви.

- Помогите! Помогите! Тону! - закричала Парабола.

А в это время мимо системы координат шли на работу, в учебники, Перпендикуляр, Периметр и Биссектриса. Они услышали жалобные крики Параболы и кинулись на помощь. Подбежали к воде и увидели, что на них из воды смотрят Пемпидикуляр, Пинпидикуляр, Пендипеку-ляр, а ещё Перриметр, Пириментр, Перенметр, Бисиктриса и Бесектриса. Не могут бедные уродцы спасти Параболу. А Парабола уже скрылась под водой, только пузырьки от неё и остались. И вот когда совсем уже отчаялись хоть как-то помочь Параболе, на месте происшествия появилось Тождество. Ему не нужно было объяснять, что кто-то тонет, Тождество было вездесущим и всегда обо всём знало. Хотя жители Терпосима никак не могли понять, как это у него получается. Тождество посмотрело в воду, о чудо, ни каких изменений! Оно тут же бросилось в мутные волны и достало тонущую Параболу, которая уже успела опуститься до отметки ‘-100’.

- Ребята, в чём дело? Я вас не узнаю! - воскликнуло Тождество.

- Мы сами себя не узнаём, - грустно сказали пострадавшие. И побрели они, куда глаза глядят, ведь корочки всех учебников для них теперь были закрыты. Тождество пошло вместе с друзьями, оно не могло бросить их в беде.

Стемнело. Подошли к лесу. Видят, на опушке леса горит костёр. У костра кто-то есть.



- Вы кто, что за существа? - спросило Тождество.

- Мы и сами не знаем теперь, кто мы такие, непонятно по какой причине, у каждого из нас появилось по нескольку имён, - ответила особа с двумя точками на платье.

- Оказалось, что я теперь не Пропорциональность, а Порпонционнальность, Парпарцыональность, Папорциональность, Порциональность, Прапорциональность.

- А мы, - тут заговорили одновременно две прямые, - мы не знаем, какие теперь мы, - паралейные, парарельные или пораллейные, а ещё у нас здесь Ардената, Маштап, Множетель, Аксеомма, Кафицент, Паралепипет, Пламенетрия, и даже Пирименая, Переаброзование и Функцыя. Что нам теперь делать? Ни один учебник нас не принимает. Мы в отчаянии! Кто нам поможет?

И вдруг на поляне появились две девочки.

- Мы, мы вам поможем!

- А кто вы такие? - заволновались существа, сидящие у костра. Тождество даже нацепило очки, чтобы получше рассмотреть девочек.

- Не пугайтесь, мы победительницы конкурса «Математика+Грамматика», а зовут нас Оля и Таня. Сегодня, когда мы вернулись из школы, отдохнули и стали учить уроки, то обнаружили, что вы, дорогие математические понятия и термины, вдруг исчезли из наших учебников. И завтра в школе будет переполох. Мы знаем, почему вы оказались в этом лесу. Ребята, принимавшие участие в конкурсе, неграмотно написали ваши имена, исковеркали их, обидели вас своим невежеством. Простите их. Мы вернём вам всем правильные названия. Вот они!


АБСЦИССА,
ОРДИНАТА,
МАСШТАБ,
ПЕРПЕНДИКУЛЯР,
ПЕРИМЕТР,
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ,
АКСИОМА,
ПЛАНИМЕТРИЯ,
БИССЕКТРИСА,
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД,
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ,
КООРДИНАТА,
КОЭФФИЦИЕНТ,
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ,
ПАРАБОЛА,
МНОЖИТЕЛЬ,
ФУНКЦИЯ,
ПРОИЗВЕДЕНИЕ,
ПЕРЕМЕННАЯ.

Вот так Оля и Таня помогли математическим понятиям, терминам и символам вернуться в учебники. Но остался единственный вопрос к вам, ребята! Почему Тождество осталось самим собой? Почему же оно не изменилось как остальные жители страны Терпосим?

(Да потому, что это единственное слово, которое все ребята написали правильно.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада по математике 5 класса iconПоложение о ежегодной региональной научно практической олимпиаде...
Ежегодная научно-практическая региональная олимпиада-конференция (далее олимпиада) по математике, физике и информатике «интеллект»...
Олимпиада по математике 5 класса iconРайонный уровень Олимпиада по математике 4 а 2 командное место

Олимпиада по математике 5 класса iconПоложение о всероссийской дистанционной олимпиаде по математике "клевер" общие положения
Всероссийской дистанционной олимпиады по математике "Клевер"(далее по тексту Олимпиада) среди обучающихся общеобразовательных учреждений...
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая учебная программа по геометрии для11 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по математике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по математике на 2013-2014 учебный год для 6 класса
Настоящая рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Олимпиада по математике 5 класса icon3. На уроках в 7-11 классах и 2,3 классах: олимпиада по математике
На стенде задания по предмету для всех желающих. Отв. Антипова Е. П., Михалев А. А
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса (далее...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Олимпиада по математике 5 класса iconГубернская естественно-математическая олимпиада Весенниада-2013....
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного...
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по математике к учебнику Л. Г петерсон для 3-а класса
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...
Олимпиада по математике 5 класса iconОлимпиада по математике
Крош написал числа по порядку от одного до девяноста девяти. Сколько раз Крош написал цифру 7? Подчеркни верный ответ
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по математике для 3-б класса 4 часа в неделю (всего...
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...
Олимпиада по математике 5 класса iconУчебник по математике для 3 класса (2 часть). Авторы: М. И. Моро,...
Образовательные: Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное
Олимпиада по математике 5 класса iconПримерное планирование учебного материала по алгебре и началам анализа
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по математике для 6 класса составлена в соответствии...
Государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по математике, программы...
Олимпиада по математике 5 класса iconРабочая программа по математике II ступень обучения (6 класс)
Настоящая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск