ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Культура учебной деятельности студента Вузовская организация учебного процесса КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Теоретическое обучение – система занятий, обеспечивающая формирование научных взглядов и методологической культуры студента.
Практическая подготовка – система учебной работы, обеспечивающая развитие исследовательских способностей и профессиональных навыков и умений.
Педагогический контроль – система стимулирования профессиональной подготовки посредством различных форм и видов проверки уровня профессиональной компетентности студента.
Блочно-модульное обучение – обучение на основе гибкой программы, состоящей из блоков: целевого. Информационного, практического руководства (операционный), модуля проверки знаний, обладающего самостоятельностью, но составляя единое целое.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ По итогам изучения данной темы необходимо знать:
основные формы организации теоретического обучения:
цель, функции и специфику в вузе;
основные формы организации практической подготовки:
цель, функции и специфика ее в вузе;
основные (традиционные и инновационные) формы
педагогического контроля, цель, функции в вузе. По итогам изучения данной темы необходимо уметь:
пользоваться понятийным аппаратом темы;
ориентироваться в многообразных формах организации
и учебной деятельности в вузе;
осуществлять учебно-профессиональную деятельность,
адекватную формам вузовской подготовки.
Культура восприятия учебной информации КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Учебно-познавательная деятельность – процесс отражения учащимися окружающей реальности и присвоение уже готовых, добытых другими знаний для достижения научного понимания окружающей действительности.
Научная информация – сведения о самом содержании уже известного знания, об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленные в перцептивной и рациональной форме.
Учебная информация – совокупность сведений о различных отраслях знания, необходимых и достаточных для усвоения на той или иной ступени обучения.
Восприятие информации – процесс чувственно-рационального отражения в сознании человека совокупности сведений, полученных посредством слушания, чтения, наблюдения.
Слушание – вид речевой деятельности, при котором происходит одновременное восприятие и понимание звучащей речи.
Чтение – сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения – творческая – извлечение из текста необходимой информации.
Конспектирование – способ фиксации учебной информации в виде записей, представляющих собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ По итогам изучения данной темы желательно знать:
основные формы приобретения человеком знаний об окружающем мире;
понятийный аппарат данной темы;
психологические и технологические основы КВ и ФУИ;
рациональные методы и приемы усвоения учебной информации,
получаемой из различных источников;
По итогам изучения данной темы необходимо уметь:
пользоваться понятийным аппаратом темы;
анализировать взаимодействие и взаимовлияние чувственных и
рациональных форм контакта человека с научным знанием;
учиться с использованием рациональных методов и приемов
получения и обработки учебной информации.
Культура мышления студента КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Мысль – обособленное суждение, отражающее наличие или отсутствие у объектов определенного свойства.
Мышление – система мыслей, сознательное оперирование понятиями по строго установленным приемам, правилам логики, диалектики, математики.
Интеллект – способность рационально мыслить и разумно действовать на основе восприятия индивидом накопленных приемов познания объектов.
Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт и здравый смысл.
Логика – наука о формах и законах правильного мышления, устанавливающая связь и динамику правильной, точной мысли.
Диалектика – учение о развитии объектов природы, общества и мышления.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ По итогам изучения данной темы необходимо знать:
понятийный аппарат данной темы;
психологические особенности, физиологические основы мышления и речи;
методику развития культуры мышления.
По итогам изучения данной темы необходимо уметь:
пользоваться приемами рационального мышления;
мыслить логически, диалектически, нестандартно, творчески;
учиться правильному мышлению.
Основы коммуникативной культуры КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Взаимодействие (пед.) – личностный контакт между преподавателями и студентами, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительны или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Коммуникация – взаимодействие посредством передачи сигналов, обеспечивающих «связь» субъектов культуры.
Общение – обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями и умениями.
Понимание – проникновение в суть явления путем установления чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.
Индентификация – отождествление себя с другими на интеллектуальном и эмоциональном уровнях.
Толерантность – терпимость к другому на основе стремления понять, проявить внимание, увидеть, услышать, воспринять, адаптироваться к собеседнику как к среде общения.
- Коммуникативность (комумникативная культура) – целостное качество личности, представляющей все компоненты и роль коммуникативной деятельности, владеющей методами и приемами, технологией общения, демонстрирующей мобильный тип в общении, являясь общительной, оптимистически настроенной, обладающей положительной нравственной доминантой.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ По итогам изучения данной лекции необходимо знать:
назначение коммуникативной деятельности в труде студента-педагога;
структуру коммуникативной деятельности;
основные типы и виды межличностных коммуникаций;
систему личностных качеств профессионально-педагогического общения;
пути и условия формирования и развития коммуникативности.
По итогам изучения данной лекции необходимо уметь:
осуществлять социальное восприятие и понимание другого;
грамотно использовать речь и невербальные средства общения;
осуществлять повседневный этикет общения.
Культура информатизации КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Информационная система образования – увеличение «поддерживающей информации и создание компьютерной информационной среды: мультимедия и гипертексты, базы данных и т.д.
Информационная технология – процесс переработки и кодирования информации для наилучшего усвоения ее учащимися.
Аксиоматика – формализация для бесспорных утверждений (пед.законов) с помощью международного языка математической и кибернетической символизации.
Банк данных – компьютерная система централизованного хранения и использования данных. Состоит из баз данных, справочника, системы управления, библиотеки запросов и прикладных программ.
Инженерия знаний – «сжатие» информации, посредством блочно-модульного структурирования учебного материала.
Когнитивная визуализация – познавательно-графические учебные элементы (блок-рисунки), компактно планообразующие содержание учебного материала, формирующие системность знания.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ
По итогам изучения данной темы необходимо знать:
основные типы документов и виды изданий в области образования;
каналы и источники получения научно-педагогической информации;
иметь представление о методах аналитико-синтетической
обработки документов, информационно-поисковых языках,
способах поиска документов в библиотеках и базах данных. По итогам изучения данной темы необходимо уметь:
пользоваться библиографическими каталогами, документами
и картотеками; составить библиографию по теме;
ориентироваться в структуре книги и словарей;
создать с помощью компьютера фактографическую или
библиографическую базу данных по изученной проблеме.
Основы подготовки текстов
и выступлений с докладом
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Научный стиль – особенность написания докладов, статей, учебников, монографий и т.д., который определяется их содержанием и целями.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.
Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме.
Говорение – наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляет общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением и т.д.
Доклад – вид монологического научного сообщения по заданной теме, на основе плана, систематизации сведений из основных источников, выводов и обобщений.
Научное изложение – рассуждения, целью которых является доказательство истин, которые выявлены в результате исследования фактов действительности.
Резюме – подведение итогов. Резюмирующая фраза – речь говорящего в «свернутом» виде, ее главная идея.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ
По итогам изучения данной лекции необходимо знать:
особенности научного стиля изложения при написании и
устном выступлении с докладом;
порядок проектирования учебно-описательного текста;
методику устного выступления с докладом перед аудиторией.
По итогам изучения данной лекции нужно уметь:
отличать научную статью от доклада;
подготовить реферат, аннотацию, текст доклада;
тренировать свое ораторское мастерство и культуру речи.
Культура самовоспитания и
самообразования студента КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых целей.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельная работа студента – планируемая учебная и (или) воспитательная деятельность, выполняемая по заданию и методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
УИРС – вид СРС, включающий в себя написание рефератов, докладов, выступлений на семинарско-практических занятиях, выполнение контрольных работ, в соответствии с общепринятыми требованиями к данным видам работ.
НИРС – вид СРС. Включающий выполнение курсовых и дипломных работ на основе проведения и анализа эксперимента или его фрагментов
Готовность к СР – интегральная характеристика личности студента, характеризующаяся необходимыми мотивами самостоятельной учебной деятельности и достаточного уровня ее развития: наличие общеучебных умений; установка и мотивы СР; умения и навыки СР
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ По итогам изучения данной лекции необходимо знать:
суть, назначение и место СРС в системе ВПО;
основы аудиторной, внеаудиторной УИРС и НИРС;
методику самообразования и самовоспитания.
По итогам изучения данной лекции необходимо уметь:
учиться с учетом гигиены и НОТ;
реализовывать самоменеджмент;
применять в профессиональной деятельности.
ОПОРНАЯ СХЕМА 1
ОПОРНАЯ СХЕМА 2
Учебная информация – совокупность сведений о различных отраслях знания, необходимых и достаточных для их усвоения на определенной ступени обучения
|
|
|
| Рациональные формы контакта с окружающим миром: |
| Чувственные формы контакта с окружающим миром:
Ощущение
Внимание
Восприятие
|
Технологическая структура восприятия и функций УИ: |
| Личностно-психологическая структура наблюдательности:
Внимательность
Восприимчивость
Сознательность
|
Слушание как вид речевой деятельности:
из получения (на слух);
восприятия и понимания;
анализ, обобщение (говорение);
сосредоточенное или рассеянное;
рефлексивное или нерефлексированное
|
| Сознание:
эмоции;
разум;
воля
объем Внимание
устойчивость
распределенность
переключаемость
|
|
|
|
Чтение как вид речевой деятельности:
получение (визуально);
восприятие и понимание;
анализ, обобщение (говорение);
просмотровое, ознакомительное, изучающее
|
| Восприятие
целостность
константность
категориальность Память
непроизвольная
образная
долго (кратко) временная
|
Письмо как вид речевой деятельности:
фиксация;
формирование мысли;
принятие решения (письменные высказывания);
план, тезисы, аннотация, статья, конспект, реферат, рецензия и т.д
|
| Мышление
логическое
интуитивное
ноосферное Воображение
- репродуктивное
|
ОПОРНАЯ СХЕМА 3
ОПОРНАЯ СХЕМА 4
Условия развития коммуникативности Пути формирования ЛК
О Информация – комплекс мер, направленных на обеспечение системы образования студента информационной продукцией, средствами и технологией компьютерной поддержки образования. ПОРНАЯ СХЕМА 5
Информация в Концепция информатизации – Знаки
INTERNET образования символы
-
Поисковые Мировое образовательное - Кодирование
системы пространство
- Каталоги Наука Пед. аксиоматика
ресурсов
Научно-педагогическая
информация
- Традиционные – Телекоммуни-
источники информ. Педагогическая практика кационные сети
- Поиск и фиксирова- Информационная - Базы и блоки
вание информации технология данных
-
Реферирование самоообразования – Медиа -
и редактирование обучающие системы
- Библиографический - Педагогическая
поиск информатика
ОПОРНАЯ СХЕМА 6
Проектирование учебно-описательного текста - Язык описания
- графический текст
- когда, где, сколько
- дедуктивный способ
- описание параметров и функций объекта
- расчленение объекта на части - блоки
- описание их функции оперирования
- описание деталей блока как назначения
Составление
плана-конспекта
Написание полного
текста
Редактирование текста
ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ 7
|