Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт информатики и ИТ
Кафедра информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
для специальности 050202 Информатика
Очная форма обучения
Курс – 4, 5
Семестр – 7, 9
Объём всего – 17 недель
Зачет – 7, 9 семестры
| Заочная форма обучения
Курс – 5
Семестр – 9
Объём всего – 17 недель
Зачет – 9 семестр
|
Екатеринбург – 2010 Рабочая программа педагогической практике ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2010, 13 с.
Составитель:
Доцент кафедры ИВТ и МОИ, к.п.н., Грохульская Н.Л.,
Старший преподаватель кафедры ИВТ и МОИ, Шимов И.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИВТиМОИ.
Протокол № 8 от 08.04.2010 г. Зав. кафедрой к.п.н. Грохульская Н.Л.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая практика студентов ГОУ ВПО УрГПУ является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Педагогическая практика призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по дисциплинам предметной подготовки.
Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по информатике;
самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по информатике;
развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя информатики и классного руководителя;
овладение современными педагогическими технологиями в преподавании информатики;
формирование приемов владения аудиторией;
освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении информатике;
развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения Педагогическая практика (начальная) – 4 курс
Цели:
Знакомство с разными концепциями преподавания курса информатики в школе.
Получение устойчивых навыков работы с группой учащихся средней школы в процессе преподавания базового курса информатики.
Продолжительность – 5 недель.
Программа
1 неделя
Установочная конференция. Знакомство с программой педпрактики, перечнем отчетной документации и групповыми руководителями, получение заданий по педагогике, психологии и школьной гигиене. Оформление бейджа.
Знакомство со школой. Освоение установленной в КИВТ вычислительной техники и программного обеспечения.
Прикрепление к учебным подгруппам и посещение занятий по информатике соответствующей возрастной группы.
Выполнение «фотографий» одного теоретического и одного практического урока.
Обсуждение с учителем-методистом общего плана практики и тематики пробных и зачетных уроков, содержания учебно-методической поддержки уроков.
2-3 недели
Проведение 3-4 пробных уроков.
Подготовка внеклассного мероприятия по информатике.
Выполнение задания по педагогике.
Выполнение задания по психологии.
Выполнение задания по школьной гигиене.
Проведение внеклассного мероприятия по профориентации.
4-5 недели
Проведение 5-8 зачетных уроков.
Проведение внеклассного мероприятия по информатике.
Оформление отчетной документации.
Педагогическая практика (стажерская) – 5 курс
Цель:
Формирование профессиональных навыков преподавания базового и профильного курсов информатики.
Продолжительность – 12 недель.
Программа
1-2 недели
Установочная конференция. Знакомство с программой педпрактики, перечнем отчетной документации и групповыми руководителями, получение заданий по педагогике и психологии. Оформление бейджа.
Знакомство со школой. Освоение установленной в КИВТ вычислительной техники и программного обеспечения.
Прикрепление к учебным подгруппам и посещение занятий по информатике соответствующей возрастной группы.
Обсуждение с учителем-методистом общего плана практики, тематики пробных и зачетных уроков, содержания учебно-методической поддержки уроков.
Проведение дифференциации прикрепленной группы учащихся по уровню знаний по информатике и навыков работы на ПК.
Разработка и частичная реализация в период педпрактики для слабых учащихся системы дополнительных занятий или индивидуальных заданий с целью выравнивания знаний всего класса.
Выполнение задания по педагогике.
3-4 недели
Проведение 5-6 пробных уроков, причем разного типа (теоретических, практических, компьютерных лекций и т.д.).
Выполнение текущей работы учителя: проверка тетрадей, подготовка раздаточных материалов, пополнение банка заданий по текущим темам, проведение дополнительных занятий с учащимися и т. д.
Участие в работе методических семинаров (в течение всей практики).
Изучение программ, дидактических материалов, методической литературы по текущим темам.
Выполнение задания по психологии.
5-12 недели
Проведение 30-35 зачетных уроков разного типа.
Подготовка и проведение системы уроков (не менее 6) по конкретному разделу учебного курса Информатика и ИКТ.
Выполнение всех ранее обозначенных мероприятий.
Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по информатике.
Проведение внеклассного мероприятия по профориентации.
Оформление отчетной документации.
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения Педагогическая практика (стажерская) – 5 курс
Цель:
Формирование профессиональных навыков преподавания курса информатики в школе.
Продолжительность – 17 недель.
Прохождение практики осуществляется в два этапа:
Практика в муниципальном образовательном учреждении.
Педагогическое исследование.
Программа
1-2 недели
Установочная конференция. Знакомство с программой педпрактики, перечнем отчетной документации и групповыми руководителями. Оформление бейджа.
Знакомство со школой. Освоение установленной в КИВТ вычислительной техники и программного обеспечения.
Обсуждение с учителем-методистом общего плана практики и тематики пробных и зачетных уроков, содержания учебно-методической поддержки уроков.
Посещение уроков информатики соответствующей возрастной группы
Проведение 1-2 пробных уроков.
Подготовка внеклассного мероприятия по информатике.
3-4 недели
Проведение 5-6 зачетных уроков.
Проведение внеклассного мероприятия по информатике.
Оформление отчетной документации.
5-17 недели
Проведение и подготовка отчета по педагогическому исследованию.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Во время прохождения практики студент-практикант должен выполнить следующие виды работ:
Участие в установочной конференции, для ознакомления с порядком и сроками прохождения практики, формой отчетности.
Изучение педагогической документации: государственных образовательных стандартов, нормативных документов, учебных программ по информатике и ИКТ, учебно-тематического планирования.
Изучение научно-педагогического опыта преподавателей и психологов: посещение занятий различного типа, анализ структуры занятия, используемых педагогических приемов, изучение психолого-педагогической и методической литературы, выступления на семинарах, участие в работе методического объединения учителей информатики.
Планирование учебного процесса: составление графика проведения пробных и зачетных уроков, разработка поурочных планов и конспектов занятий.
Разработка средств обучения: наглядных пособий, стендов, дидактических материалов (в том числе электронных), контрольных и тестирующих заданий.
Подготовка и проведение учебных занятий в качестве ассистента и основного преподавателя.
Проведение организационно-учебной работы: организация внеклассных и внешкольных мероприятий, подготовка учебных помещений к занятиям .
Изучение состояния кабинета информатики школы, его оборудования, программного обеспечения и возможностей проведения лабораторных и практических работ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Оформление отчетной документации.
Участие в итоговой конференции.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы отчетности студентов
Педагогическая практика (начальная) анализ конспекта урока учителем-методистом;
анализ урока;
описание внеклассного мероприятия по информатике;
описание внеклассного мероприятия по профориентации;
характеристика, заверенная у директора школы.
Конспект одного урока.
Задание по педагогике.
Задание по психологии.
Задание по школьной гигиене.
Педагогическая практика (стажерская)
Дневник по педпрактике.
Анализ конспекта зачетного урока учителем-методистом.
Анализ зачетного урока учителем-методистом.
Описание внеклассного мероприятия по информатике.
Характеристика, заверенная у директора школы.
Конспект одного зачетного урока.
Отчет по педисследованию.
Критерий оценивания педагогической практики
Результаты педагогической практики студента оцениваются групповым методистом и определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если:
студент полностью выполнил план педагогической практики;
студент получил отличную оценку школьного учителя-руководителя за работу по предмету;
среди оценок студента за проведенные им зачетные и открытые уроки преобладают оценки «отлично»;
студент не имеет нарушений трудовой дисциплины;
студент в срок выполнил задания по педагогике, психологии, школьной гигиене с оценками «хорошо» и «отлично»;
студент сдал отчетную документацию групповому методисту в установленные сроки;
студент выступил на итоговой конференции по педагогической практике.
Оценка «ХОРОШО» ставится, если:
студент полностью выполнил план педагогической практики;
студент получил хорошую оценку школьного учителя-руководителя за работу по предмету;
среди оценок студента за проведенные им зачетные и открытые уроки преобладают оценки «хорошо»;
студент не имеет нарушений трудовой дисциплины;
студент в срок выполнил задания по педагогике, психологии, школьной гигиене;
студент сдал отчетную документацию групповому методисту в установленные сроки.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:
студент частично не выполнил план педагогической практики;
студент получил удовлетворительную оценку школьного учителя-руководителя за работу по предмету;
среди оценок студента за проведенные им зачетные и открытые уроки преобладают оценки «удовлетворительно»;
студент имеет некоторые нарушения трудовой дисциплины в ходе педагогической практики;
студент не в срок или со значительными недочетами выполнил задания по педагогике, психологии, школьной гигиене;
студент сдал отчетную документацию групповому методисту после итоговой конференции.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:
студент не выполнил план педагогической практики;
студент получил удовлетворительную или неудовлетворительную оценку школьного учителя-руководителя за работу по предмету;
среди оценок студента за проведенные им зачетные и открытые уроки преобладают оценки «удовлетворительно»;
студент имеет грубые нарушения трудовой дисциплины в ходе педагогической практики;
студент не в срок или со значительными недочетами выполнил задания по педагогике, психологии, школьной гигиене;
студент не сдал отчетную документацию групповому методисту.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
осуществлять планирование учебно-воспитательного процесса;
использовать современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе;
осуществлять отбор и структурирование учебного материала по тематике учебного занятия.;
составлять учебные задания, упражнения, тесты по тематике учебных занятий;
анализировать и обобщать передовой педагогический опыт;
применять некоторые методы психолого-педагогического исследования (наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент и т.п.).
Студент должен иметь навыки: 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Рекомендуемая литература
Основная
Гейн А.Г. Информатика и ИТ, 8 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. -М.: Просвещение, 2005. -159с. (25 экз.)
Гейн А.Г. Информатика и ИТ, 9 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. -М.: Просвещение, 2005. -301с. (25 экз.)
Гейн А.Г. Задачник-практикум по информатике и ИКТ, 7-11 класс [Текст]: книга для учащихся / Гейн А.Г., Юнерман Н.А.- М.: Просвещение,2003.-208с. (нет)
Гейн А.Г. Информатика, 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. -М.: Просвещение, 2003. -254с. (35 экз.)
Кузнецов А.А. Основы информатики, 8-9 классы [Текст]: учебник / Кузнецов А.А., Апатова Н.В М. Дрофа, 2000. -176с. (10 экз.)
Семакин И.Г. Информатика, 7-9 классы [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений по базовому курсу / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -379с. (18 экз.)
Семакин И.Г. Информатика, 9 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений по базовому курсу / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. -371с. (25 экз.)
Семакин И.Г. Информатика, 8 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений по базовому курсу / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. -176с. (25 экз.)
Семакин И.Г. Информатика. Задачник – практикум 7-11 класс, в 2-х частях [Текст] /Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. -М.: БИНОМ, 2005. -304с. ( 10 экз.).
Семакин И.Г. Информатика. Структурированный конспект базового курса, [Текст]: приложение к учебнику / Семакин.И., Вараксин Г. -М.: БИНОМ, 2005. -167с. (16 экз.)
Семакин И.Г. Информатика, 10 класс, [Текст] учебник для общеобраз. учеб. заведений / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. -М.: БИНОМ, 2001. -357с. (29 экз.)
Семакин И.Г. Информатика, 11 класс, [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. -М.: БИНОМ, 2001. -362с. (35 экз.)
Кушниренко А.Г. Информатика, 7-9 классы [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений./Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. -М.: Дрофа, 2002. -336с. (50 экз.)
Макарова Н.В. Информатика, 7-9 класс, [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Макарова Н.В. –СПб.: Питер, 2001. -368с. (15 экз.)
Макарова Н.В. Практикум-задачник по моделированию [Текст]: / Макарова Н.В.-СПб.: Питер, 2001. -175с. (16 экз.)
Макарова Н.В. Практикум по информационным технологиям [Текст] / Макарова Н.В. –СПб.: Питер, 2001. -284с. (25 экз.).
Макарова Н.В. Информатика 10-11 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений –Спб.: Питер, 1999. -304с. (33 экз.)
Угринович Н.Д. Информатика, 7 класс [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Угринович Н.Д. -М.: БИНОМ, 2005.172с. (18 экз.)
Угринович Н. Информатика, 8 класс, [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ, 2005. -208с. (15 экз.)
Угринович Н. Информатика, 9 класс, [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Угринович Н.Д.-М.:БИНОМ, 2005. -320с. (20 экз.)
Угринович Н.Д. Информатика и ИТ, 10-11 класс, [Текст]: учебник для общеобраз. учеб. заведений / Угринович Н.Д. -М.: БИНОМ, 2001/2005. -336с. (35 экз.)
Бочкин А.И. Методика преподавания информатики, [Текст]: учеб. пособие /Бочкин А.И. - Минск, «Высшая школа», 1998. -431с. (21 экз.)
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики, [Текст] /Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. -М. АСАДЕМА, 2001. -622с. (100 экз.)
Гейн А.Г. Информатика. [Текст]: Методическое пособие /Гейн А.Г., Сенокосов А.И.- М.: Дрофа, 2002. 284с. (10 экз.)
Гейн А.Г. Информатика и ИТ, 8 [Текст]: Методическое пособие /Гейн А.Г., Юнерман Н.А.- М.: Просвещение, 2005. 112с. (10 экз.)
Гейн А.Г. Информатика и ИТ, 9 [Текст]: Методическое пособие /Гейн А.Г., Юнерман Н.А.- М.: Просвещение, 2006. 110с. (10 экз.)
Семакин И. Преподавание базового курса информатики в средней школе, [Текст]: метод. Пособие / Семакин.И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. -416с. (13 экз.)
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе, [Текст]: метод. Пособие / Угринович Н.Д. -М.: БИНОМ, 2005. – 182с. (3 экз.)
Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учеб. пособие / Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004. -223с. (51 экз.)
Дополнительная
Программы для общеобразовательных учреждений по информатике 2-11 класс [Текст] М.:БИНОМ, 2005. -380с. (5 экз.)
Программы общеобразовательных учреждений, информатика, 1-11 классы [Текст] М.: Просвещение, 2000. -126с. (3 экз.)
Журнал “Информатика и образование” [Текст] (с 1987г. по 2006 г. 235 экз.).
Информатика в уроках и задачах, приложение к журналу «Информатика и образование». [Текст]
Газета «Информатика», приложение к газете «1 сентября» [Текст]
6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Антивирусы/Безопасность.
Интегрированные распределенные обучающие среды.
Интернет–серверы.
Мультимедийные компьютерные обучающие программы.
Мультимедийные пакеты (аудио, видео, графика, текст, интеграция).
Научное ПО.
Офисные пакеты.
Сетевые операционные системы.
Среды программирования.
СУБД/SQL .
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
При прохождении практики рекомендуется использовать:
специализированный компьютерный класс;
Сборник отчетной документации к педагогической практике по информатике (4 курс). Учебно-метод. разработка / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2010, с 24
Сборник отчетной документации к педагогической практике по информатике (5 курс). Учебно-метод. разработка / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2010, с 32
8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
ГРОХУЛЬСКАЯ НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатике Уральского государственного педагогического университета.
Рабочий телефон: (343)371-10-95
ШИМОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
Старший преподаватель кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета.
Рабочий телефон: (343)371-10-95 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
для специальности 050202 «Информатика»
Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____
Тираж _______ экз. Заказ _________
Уральский государственный педагогический университет.
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
|