Скачать 70.18 Kb.
|
План - конспектурока музыкив 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока:
П. И. Чайковского. Форма урока: кинолекция в кабинете информатики. Тип урока: урок – путешествие. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, видео магнитофон, синтезатор, DVD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями. Программный продукт:
План урока:
Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность ребят к уроку, дает эмоциональный настрой на урок. 2. Постановка целей урока, проверка домашнего задания. Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы отправиться в путешествие в те далекие времена, когда жил и творил Петр Ильич Чайковский. Тема нашего урока «Память жанра». (слайд №1: портрет композитора) См. приложение№1. На уроке вы узнаете, как мастерски П. Чайковский превращал простые музыкальные жанры, такие, как песню, танец, марш в сложные музыкальные формы – оперу, балет и симфонию. Помогут нам в этом ребята из вашего класса и персональные компьютеры. Творческая группа ребят подготовила к уроку презентацию по творчеству П.И. Чайковского. Дадим им слово. Презентация по теме “П. И.Чайковский. См. приложение№2.
а). Рассказ учителя. На фоне музыки П. Чайковского “Вальс” из балета “Лебединое озеро” учитель читает отрывок из стихотворения А. Блока «Под звуки прошлое встает». Под звуки прошлое встает И зримым кажется и ясным То для меня душа поет То веет таинством прекрасным. Учитель: огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть такое понятие “память” жанра, указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы и представления. Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении возникают кружащиеся пары (вальс), торжественная поступь (марш), ласковый материнский голос (колыбельная). Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и веселого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так, что вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства. Таким композитором был П. И. Чайковский. В своем музыкальном творчестве композитор опирался на народные жанры или жанры древнего искусства. б). Творческие задания с использованием компьютера. Учитель: наше путешествие продолжается и следующая остановка –симфоническое творчество П.Чайковского. Включаем персональные компьютеры и находим на рабочем столе значок диска «С», открываем программу «Музыкальная энциклопедия». Перед вами на экране изображена клавиатура. На каждой клавише показан раздел, в котором вы сможете найти необходимую информацию по теме урока, а также послушать и посмотреть видеофрагменты известных музыкальных произведений. Задание №1 Учитель: вам необходимо найти информацию о том, какой музыкальный жанр вводит композитор в финал 4 симфонии? (После поиска нужной информации дети отвечают). Дети: песенный жанр. Песня - “Во поле береза стояла”. Учитель: правильно. (слайд № 2: иллюстрация к симфонии №4) См. приложение№1. Учитель: введение народной песни “Во поле береза стояла” в четвертую симфонию придало произведению яркий характер. Волей великого композитора эта песня стала источником музыкального развития целой части симфонии. Изменился характер и облик музыки. Она стала разнообразной, сумела придать звучанию музыки то танцевальный , то песенный характер. И, все же, в одном главном ее качестве она сохранилась - в глубоко национальном русском звучании. Слушание фрагмента 4 симфонии П. Чайковского. 4 часть. (Учитель включает музыкальный фрагмент на диске). Учитель: следующая остановка – балетное творчество П.Чайковского. Задание № 2 Учитель: ребята, попробуйте найти в музыкальной энциклопедии информацию о том, какие жанры учавствуют в музыке балета “Щелкунчик”? (После поиска нужной информации дети отвечают). Дети: танцевальные, маршевые. Учитель: правильно. Каждый музыкальный жанр допускает свою разнообразную трактовку: так, например, марш – может иметь и шутливо–юмористический, и серьезный характер. Попробуйте определить, в каком характере написан марш из балета П. Чайковского “Щелкунчик”. Слушание и просмотр видео-фрагмента марша П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. ( слайд № 3: видеофрагмент балета) См. приложение№1. Дети: марш по характеру легкий , сказочный, волшебный. Учитель: следующая остановка – оперное творчество П.Чайковского. Задание № 3 Учитель: попробуйте найти в музыкальной энциклопедии информацию о том, какой жанр использует композитор в опере “Евгений Онегин” во втором действии? (После поиска нужной информации дети отвечают). Дети: танцевальный жанр – вальс. Учитель: молодцы. Ярко и полно звучит вальс из оперы “Евгений Онегин”. В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный вечер. Слушание и просмотр видео - фрагмента вальса П. И. Чайковского из оперы “Евгений Онегин”. ( слайд № 4: видеофрагмент оперы) См. приложение№1. в). Хоровое пение. Учитель: сейчас мы исполним хором песню “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” на стихи – Н. Пановой, музыка П Чайковского. ( слайд № 5: текст песни) См. приложение№1.
6. Подведение итогов. Учитель: наше путешествие подходит к своему завершению. Несмотря на богатство услышанных жанров, какие бы глубины они ни таили в себе, в музыке содержание проявляет себя в средствах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, ритме. Слушая мзыку П. И. Чайковского, наблюдая, как звуки знакомых жанров постепенно складываются в стройное звучание в крупных музыкальных формах, мы понимаем, музыка смодостаточна, в живом звучании она выражает содержание со всей возможной полнотой. Предлогаю ответить на вопросы слайда. ( слайд №6: вопросы) См. приложение№1. Беседа по вопросам.
7. Заключение. Сегодня вместе со мной помогали вести урок ваши одноклассники. Я была искренне рада такому сотрудничеству. Давайте оценим труд ребят (выставление оценок за презентацию). Но и вы сегодня потрудились на славу, отвечая устно, ища нужную информацию в «Музыкальной энциклопедии», размышляя о музыке, работая на ПК. (Выставление оценок за устные ответы). Для тех, кто хочет получить дополнительную информацию об историческом жанре, о других музыкантах или больше узнать о творчестве Петра Ильича Чайковского, наша школьная медиатека предлагает свои ресурсы. Вы можете более подробно посмотреть эту программу «Музыкальная энциклопедия» на школьном сервере.
( слайд №7: портрет композитора) См. приложение№1. Поищите дома или в библиотеке, а можно и в Internet, информацию. Какие жанры народной музыки П.И. Чайковский использовал для создания своих крупных музыкальных форм, и внимательно их проанализируйте. Наш урок закончен. До свидания. Приложение №1. (слайд №1: портрет композитора) ( слайд № 2: иллюстрация к симфонии №4) ( слайд № 3: видеофрагмент балета) ( слайд № 4: видеофрагмент оперы) ( слайд № 5: иллюстрация к песне) ( слайд №6: вопросы) ( слайд №7: портрет композитора) Приложение №2 Слайд№1 С лайд№2 Слайд№3 Слайд4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 |
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока:... Цель урока: установление связей музыкального и литературного искусства через общность жанров | Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 8 «А» классе Тема... Цель урока: расширить представления учащихся об эстрадной музыке на примере таких жанров, как рок-н-ролл, танго, диско через использование... | ||
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены... Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | ||
Урока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека | Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | ||
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока гимнастики в 5-м классе. Тема урока: Туризм на уроках... Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Конспект урока английского языка в 7 классе Тема : How to become successful Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | Тема: Животные Цели урока Цели урока имеют комплексный характер. Учащиеся на уроке, используя ранее усвоенные знания, приобретённые навыки, активизируют память,... | ||
Конспект урока в 1-а классе Тема: «Звуки и буква К» Цели урока: Коррекционно-обучающие Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Конспект урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Единицы измерения... Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков | Конспект урока по информатике в 9 классе Тема урока: «Команда присваивания» Цели урока Сегодня на уроке, мы выясним: каким образом задаются значения величин в программе, познакомимся с командой присваивания как одним... |