ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы Д и Т»
(Тема урока)
| Гудриянова Марианна Анатольевна
|
|
| МБОУ Первомайская СОШ
|
|
| Учитель начальных классов
|
|
| Литературное чтение
|
|
| 1
|
|
| 1 урок по теме «Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы Д и Т»
|
|
| Горецкий В. Г. Кирюшкин В. А.Виноградская Л. А. Москва. Просвещение, 2011
|
| Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками [д-д*] [т-т*] и буквами их обозначающими.
9. Задачи:
- обучающие: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] [т-т*], их смыслоразличительной ролью; научить различать данные звуки на слух и обозначать буквами Т, Д, читать слова с этими буквами; формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
-развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
-воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Тип урока: урок введения нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование:
– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;
– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы, презентация.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
| Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
|
| Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока
| 2
| 2
| Актуализация знаний учащихся
|
| Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
-Назовите признаки гласных звуков, согласных звуков.
-Расскажите стихотворение о гласных звуках.
-Чем звуки отличаются от букв?
-Определите в каждом слове гласные, количество слогов, ударный слог.
-Какую работу выполняли? Для чего?
| Называют признаки гласных звуков,
согласных звуков.
Рассказывают стихотворение о гласных звуках
Из букв разрезной азбуки составляют слова: она, налим, усы, сосна, оси, осы, насос, лиса, сани.
Работа «цепочкой» у доски и индивидуально за партой) Определяют в каждом слове гласные, количество слогов, ударный слог.
| 5
| 3
| Физминутка
|
| Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
| Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!
| 3
| 4
| Введение нового знания. Знакомство со звуками [д-д*] [т-т*] и буквами Д, Т.
| № 1
№ 2
№ 3
| Слайд №3
-Назовите первый звук в названии данного предмета (Первый звук в слове –дом- [д] – это согласный твёрдый звонкий звук)
-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д]?
-Кто согласен?
-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДЯТЕЛ)
(Первый звук в слове –дом- [д*] – это согласный мягкий звонкий звук)
-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д*]?
-Кто согласен?
-Действительно, необходим данный значок-буква
-Что вы заметили?
Составление плана работы
-Что хотите узнать об этой букве?
План на доске.
(1.Название буквы
2. Какие звуки обозначает?
3.Сколько работ выполняет.
4.Как пишется печатная буква
и письменная буква.
5.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит)
-Назовите ещё раз работы буквы «дэ»
-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?
-Действительно вы услышали новый звук.
(Аналогичная работа в выделении звуков [т-т*] и знакомство с буквой «тэ», слайды №5,6)
-Как вы думаете, почему буквы «дэ» и «тэ» пришли вдвоём, парой?
-Молодцы! Такие звуки
называются парными звонкими и глухими согласными. Поработаем по форзацу Азбуки, рассмотрим домики для глухих и звонких согласных.
-Что ещё нам предстоит выполнить по плану?
Азбуки, рассмотрим домики для глухих и звонких согласных
называются парными звонкими и глухими согласными. Поработаем по форзацу Азбуки, рассмотрим домики для глухих и звонких согласных. -Что ещё нам предстоит выполнить по плану?
(Прочитать слова с новыми буквами)
-Работаем на с.84. (Хоровое чтение столбиков слов с выяснением смыслоразличительной роли букв Д и Т. Индивидуальное чтение имён людей с ориентировкой на знак ударения. Называние полных имён своих близких. Повторение «опасных» мест при письме)
-Назовите ещё раз работы буквы «дэ»
(Буква «дэ» выполняет 2 работы: согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук [д*])
-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?
(Мы услышали новый звук [т]) -Действительно вы услышали новый звук.
(Аналогичная работа в выделении звуков [т-т*] и знакомство с буквой «тэ», слайды №5,6) -Как вы думаете, почему буквы «дэ» и «тэ» пришли вдвоём, парой?
(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим [т-т*])
-Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными. Поработаем по форзацу Азбуки, рассмотрим домики для глухих и звонких согласных. -Что ещё нам предстоит выполнить по плану?
(Прочитать слова с новыми буквами)
-Работаем на с.84. (Хоровое чтение столбиков слов с выяснением смыслоразличительной роли букв Д и Т. Индивидуальное чтение имён людей с ориентировкой на знак ударения. Называние полных имён своих близких. Повторение «опасных» мест при письме) -Что из предложенного плана уже узнали?
(Мы узнали, что новая буква обозначает два звука: согласный твёрдый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук [д*]; выполняет 2 работы, увидели печатный вариант буквы) -Молодцы!
Кто из вас знает, как называется буква?
(Есть в классе дети, которые скажут: дэ) -Правильно. Это буква называется: дэ. Давайте найдём место буквы в алфавите. Что вы увидели?
(Буквы «дэ» две, для того, чтобы записывать её в начале предложения и имена собственные) -Встаньте дети, для которых эта буква «родная».
(Встают дети, чьи имена и фамилии пишутся с буквой «дэ», неважно место буквы в слове: начало, середина, конец слова)
-С чем сейчас познакомились?
(Мы узнали название буквы) Слайд №4
Рассмотрите иллюстрацию на слайде, назовите предметы, в названии которых есть звуки [д-д*]
(Динозавр – согласный мягкий звонкий [д*], дыня – согласный твёрдый [д] и т.д.) -Рассмотрим печатный и письменный варианты записи буквы «дэ» (Демонстрация и сравнение печатной и письменной буквы «дэ»). -Что изучаем дальше? Что поможет нам выполнить данную работу?
(Как прочитать слоги с данной буквой и слова. Поможет Азбука) -Прочитаем слоги по слоговой таблице в конце Азбуки. Слова прочитаем немного погодя.
|
К доске выходят два ученика и записывают буквы Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»
К доске выходят два ученика и записывают буквы
Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»
Дети читают слова с новыми буквами (хором, индивидуально)
Дети составляют план изучения буквы, учитель оказывает помощь.
| 12
| 5
| Закрепление изученного
| № 4
№5
| Предлагается выполнить тест и найти буквы в словах
| Дети выполняют задания и проверяют.
| 9
| 6
| Итог урока.
Рефлексия.
|
| .
- С чем познакомились? Что узнали нового?
-Продолжите предложения:
-Я сегодня узнал…
-Мне захотелось….
-Мне было трудно…
-Мне было интересно… -В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока
-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше.
| Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса
(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим)
| 2
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы Д и Т»
(Тема урока) ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| «Звуки [д-д*]»
| И-тип,
информационный
| анимация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a12-0a01-0180-008b-b9d1aa91b914/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_146%5D.swf
| 2
| Буква «Д»
| И-тип
информационный
| анимация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_145%5D.swf
| 3
| Парные согласные д и т
| И-тип,
информационный
| анимация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a5d-0a01-0180-0107-f8ba028f5231/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BIM_149%5D.swf
| 4
| Буква Д в словах
| И-тип,
информационный
| анимация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a21-0a01-0180-014e-5d57721be07d/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BID_147%5D.swf
| 5
| Проверь свои знания
| К- тип,
информационный
| тест
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/acd17073-1c89-4d01-9c6e-5b0f19f49fe5/index_listing.html
| |