«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МОУ
___________ М.Ю. Романова директора по УР «Красноярская ООШ»
Протокол № 1 от ________ М.М. Глухова __________ В.Г.Архипов
« » августа 2012 г. « » сентября 2012г. Приказ №
от « » сентября 2012 г
Рабочая программа по информатике
9 класс
МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Глухова Мария Михайловна
II квалификационная категория
2012 - 2013 уч. г
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание программы
9 класс
6. Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
7. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
8. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
10. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
Характеристика класса.
В 9 классе 3 учеников . Класс средней успеваемости. На уроке темп работы низкий . В 8 классе была успеваемость – 100%, качество- 66%. У всех учащихся есть дома ПК.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
9 класс
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов.
Учебно-методический комплект
9 класс
Информатика и ИКТ 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 341с.: ил
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Используемые технические средства
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации - колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Почитайка
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования Turbo Pascal
Календарно-тематический планирование
№
| Изучаемый раздел,
тема учебного материала
| Домашнее задание
| Календарные сроки
| Планируемые результаты
| Контрольно-
измерительные материалы
| план
| факт
| знания
| умения
| ОУУН
и способы деятельности
|
| I учебная четверть
| Повторение и входящий контроль.
(3часа)
| 1/1
| Вводное занятие. Правила техники безопасности.
| Записи в тетради
| 5.09
|
| назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов
| выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;
| организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
|
| 2/1
| Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».
| Записи в тетради
| 7.09
|
|
| 3/1
| Входная контрольная работа.
| 2 вариант тестирования
| 12.09
|
| входная КР
тестирование
| Передача информации в компьютерных сетях.
(11часов)
| 4/1
| Компьютерные сети.
| П.1 в.1-5
| 14.09
|
| понятие компьютерной сети;
назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
назначение и принципы работы электронной почты;
| работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;
| поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
|
| 5/2
| Практическая работа «Работа в локальной сети».
| Задание по карточке
| 19.09
|
|
| 6/3
| Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
| П.2 в.1-6
| 21.09
|
|
| 7/4
| Практическая работа «Работа с электронной почтой».
| П.3 в 1-9
| 26.09
|
|
| 8/5
| Интернет. Поиск информации в Интернет.
| П4. в.1-9
| 28.09
|
| основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
| создание простейших Web-страниц;
| сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
| КР «Компьютерные сети» тестирование
| 9/6
| Практическая работа «Работа с WWW».
| П.4 повторить задание по карточке
| 3.10
|
|
| 10/7
| Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
| П.5 в.1-3
| 5.10
|
|
| 11/8
| Создание Web-страницы с использованием Word.
| Записи в тетради.
| 10.10
|
|
| 12/9
| Оформление web-страницы.
| Подготовить web страницу
| 12.10
|
|
| 13/10
| Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».
| Повторить главу 1 опорный конспект стр 32,33
| 17.10
|
|
| 14/11
| Контрольная работа «Интернет».
| Задание по карточке
| 19.10
|
|
|
| применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
| КР «Интернет»
практическая форма
| 2. Информационное моделирование.
(5 часов)
| 15/1
| Понятие модели. Графические информационные модели.
| П.6,7
Вопросы после п.
| 24.10
|
| основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
| разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
| умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать,
|
| 16/2
| Табличные модели.
| П.8
В.1-6
| 26.10
|
|
| 17/3
| Информационное моделирование на компьютере.
| П.9
| 30.10
|
|
| 18/4
| Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».
| Повторить г.2
Опорный конспект стр 56,57
| 2.11
|
| основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
| выделение объекта управления и управляющего воздействия;
| Умения устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
|
| II учебная четверть
| 19/5
| Контрольная работа «Информационное моделирование».
| 2 вариант теста
| 14.11
|
|
|
|
| КР
| «Информационное моделирование» тест
| 3. Хранение и обработка информации в базах данных.
(11часов)
| 20/1
| Базы данных и информационные системы.
| П.10
в. 1-12
| 16.11
|
| понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
| создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
| оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
|
| 21/2
| Назначение СУБД.
| П.11
В.1-6
| 21.11
|
|
| 22/3
| Проектирование однотабличной базы данных.
| П.12.
В.1-5
| 23.11
|
|
| 23/4
| Практическая работа «Создание базы данных».
| П.10-12
повторить
| 28.11
|
|
| 24/5
| Условия поиска информации, логические выражения.
| П.13
В.1-6
| 30.11
|
|
| 25/6
| Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».
| П.13
В. 7-9
| 5.12
|
|
| 26/7
| Логические операции. Сложные условия поиска.
| П.14
В.1,2
| 7.12
|
|
| 27/8
| Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».
| П.14
В.3,4
| 12.12
|
|
| |