Скачать 350.82 Kb.
|
Турова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ Мухоудеровская СОШ Содержание: стр. Информация об опыте 2 Технология описания опыта 6 Результативность опыта 13 Библиографический список 15 Приложение к опыту 16 Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Набрав в 2007 году первый класс, в очередной раз столкнулась с проблемой низкой познавательной активности школьников. Для определения уровня учебно-познавательного интереса учащихся в конце первого полугодия 1 класса была использована методика, подготовленная Г. Ю. Ксензовой (Приложение 1). Автор методики выделяет 6 уровней сформированности учебно-познавательного интереса учащихся: уровень 1 – несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – низкий познавательный интерес; уровень 4 – удовлетворительный; уровень 5 – высокий; уровень 6 – очень высокий.
Диаграмма сформированности учебно-познавательного интереса в 1 классе По результатам диагностики только 3 человека из класса оказались с удовлетворительным уровнем, еще 4 человека имели низкий познавательный интерес, а 1 человек имел вовсе несформированный познавательный интерес. Таким образом, возникла необходимость поиска новых методов, приемов и форм организации обучения. Данная проблема позволила сформулировать тему опыта «Формирование познавательной активности учащихся I ступени обучения через организацию исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла». Актуальность опыта Подробно изучив требования, которые предъявляет современное образование к выпускнику начальной школы обнаружила противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса учащихся и недостаточным использованием разнообразных форм организации обучения, в частности исследовательской деятельности. Целью организации которой и является формирование у школьников познавательной активности. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке рекомендаций для учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников. Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с января 2008 года, когда была проведена первая диагностика и по май 2011 года, когда учащиеся закончили 4 класс: I этап – подготовительный – январь-май 2008 года (изучение методической и справочной литературы; формулирование целей); II этап – основной – с сентября 2008 года по январь 2011 года (применение исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла; обобщение данных, полученных в результате диагностики); III этап – заключительный – январь-май 2011 года (представление результатов; подведение итогов работы). Диапазон опыта Представленный опыт является системой уроков предметов гуманитарного цикла. Теоретическая база опыта Исследовательская деятельность не является новой в обучении. Задатки исследовательского обучения наблюдались ещё в античности, во времена Сократа. Но всерьёз об исследовательских методах заговорили гораздо позже. Так, в XVII веке Я.А. Коменский ставил вопрос о сочетании теории с практической деятельностью, говоря о том, что познание действительности должно основываться на изучении реальных предметов и явлений природы: «нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». [4; 16] Одним из основных методов обучения M.B. Ломоносов считал практический, поэтому для объяснения учебного материала он рекомендовал использовать различные задания исследовательского характера, экспериментальные работы, наблюдения, а также личный опыт учащихся. Необходимо отметить, что М.В. Ломоносов предлагал учителям использовать индивидуальные творческие задания с учетом возможностей и склонностей детей, а также ставил вопрос о систематическом использовании самостоятельных работ, так как видел в них источник развития активности учеников, критического осмысления действительности. Много ценного в решение вопроса об условиях успешного обучения и воспитания внес К.Д. Ушинский. Исходя из органической связи самостоятельности слова, мысли и наблюдения он считал, что необходимо научить ученика наблюдать, так как только наблюдение дает возможность самостоятельно думать, а потом выражать эти мысли в слове. К.Д. Ушинский был убежден в необходимости использования в учебном процессе таких методов обучения, которые дают учителю возможность поставить учащихся в активную позицию, сделать их непосредственными участниками добывания знаний: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...». [10; 55]. Ценность исследовательских работ учащихся К.Д. Ушинский видел в том, что они обеспечивают самостоятельность, сознательность и прочность усвоения учебного материала. Таким образом, многие ведущие педагоги 17- нач. 19 вв. настаивали на единстве теории и практики в обучении посредством обязательного использования исследовательских работ, направленных на развитие у учащихся интереса к познанию окружающего мира, повышение качества знаний, формирование и развитие интеллектуальных, практических умений и навыков, лежащих в основе учебной деятельности. Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания, А.Я. Герда. Выступая против описательного, излагающего метода преподавания, который «...оставляет детям роль, совершенно пассивную, не развивает в них ни наблюдательности, ни самостоятельности и не сближает с природой». [7; 14]. А.Я. Герд подчеркивал все преимущества методики, основанной на индукции, самостоятельных исследованиях учащихся. Когда «ребенок сам наблюдает, сравнивает, - считал Александр Яковлевич, - ... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную». [7; 43]. Разрабатывая основные положения методики естествознания, А.Я. Герд писал, что знания природы должны добываться учащимися активно, путем непосредственного общения их с изучаемым телом или явлением. В соответствии с этим, самостоятельную практическую работу он рассматривал необходимым условием успешного обучения. Содержание исследовательских работ А.Я. Герд видел в обсуждении учащимися всего класса вопросов, подлежащих решению; в проведении наблюдений и опытов за свойствами живой и неживой природы на уроках, дома, на экскурсиях; регистрации наблюдаемых явлений и самостоятельных выводах учащихся на основе проделанной работы. Именно А.Я. Гердом был впервые применён исследовательский метод в его «Предметных уроках», но в те годы он не получил широкого применения в практике школы [7; 132]. Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом его мыслительный процесс проходит следующие этапы: «1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение». Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход его «исследования» — это процесс логического мышления от наблюдения к выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике преподавания способствует развитию логического мышления. Исследовательский метод, кроме того, отвечает «природе ребенка», т. к. ребенок по природе своей — исследователь. Но чтобы этот метод действительно привел ученика к «открытию», необходимо соблюдать некоторые требования к постановке исследований в школе, а именно: 1) перед учеником должна быть поставлена задача; 2) задача должна быть интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно сформулирована. Таким образом, можно сказать, что с середины XIX века в процессе обучения наблюдалась тенденция развития у учащихся постоянного интереса и стремления к познанию окружающего мира, к приобретению новых знаний путем выполнения самостоятельных исследовательских работ. После революции 1917 года образование в России претерпевает существенные изменения. Но, несмотря на это, продолжали разрабатываться проблемы использования в учебном процессе исследовательского метода. Был внесен существенный вклад в раскрытие сущности и применения этого метода в реальном учебном процессе. Б. Е. Райков настоятельно доказывал необходимость применения исследовательского метода в начальной школе: у детей младшего школьного возраста интенсивно идет процесс формирования умственных способностей, закладываются основные умения и навыки логического мышления. Но умение логически мыслить может формироваться в том случае, если ребенок систематически будет поставлен перед решением тех или иных логических задач, перед необходимостью делать умозаключения, обобщения и выводы [7; 157]. Новизна опыта Новизна опыта состоит в разработке рекомендаций для учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников. Раздел II. Технология описания опыта Постановка целей и задач педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является активизировать познавательную активность учащихся 1-4 классов через организацию исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Организация учебно-воспитательного процесса Первое знакомство с методами проведения учебных исследований состоялось уже во втором полугодии первого класса. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Содержание образования Большое значение исследовательской деятельности для активизации познавательной активности учащихся стимулирует ее широкое распространение и внедрение в образовательную практику. Но для развития этого направления необходимо решить основную проблему, суть которой заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе ее познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение предметов гуманитарного цикла трудно переоценить. Именно эти предметы и были выбраны при работе над опытом. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании вариативности форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Считаю, что нужно больше использовать индивидуальную работу, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Пример из урока окружающего мира для 2 класса. - Учитель: Сейчас я предлагаю всем отправиться в компьютерный класс и найти дополнительную информацию в Интернете. - Что вы будете вводить в строку поиска? - Учащиеся: «Определение сторон горизонта». - Учитель: Совершенно верно. Я дам вам подсказку. Ищите в разделе картинки. (Поиск картинок) - Итак, вы закончили поиск картинок, и на этом мы заканчиваем весь этап поиск решения проблемы. Каким будет следующий этап? - Учащиеся: Обмен информацией. - Учитель: Основную часть поиска информации мы выполняли вместе, но картинки вы искали каждый самостоятельно. Сейчас сядьте все вместе и обменяйтесь информацией. После этого, не прерываясь, добавьте все, что вы узнали сегодня на уроке (Приложение 2). Использование ИКТ на уроках значительно повысило мотивацию детей и эмоциональный фон урока, так как каждый ребёнок хотел показать свои умения при работе с компьютером. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. После изучения особенностей организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, были выделены следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.); защита проекта. Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с учащимися является момент первичного включения детей в собственную исследовательскую практику. Предлагаю использовать следующие способы включения младших школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность:
В процессе организации исследовательской деятельности учащихся использую следующие методы: частично-поисковые:
исследовательские:
и приемы работы: печатно-словесные:
Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, что проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей. Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки. В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов: творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем; ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией; практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. В своей работе с учениками значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, которые можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Вместе с тем, применяется и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. На уроках русского языка организовываю три вида исследования: – исследование словарного слова (Приложение 3); – исследование текста; – исследование фразеологизма. Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану: Первый этап – подготовительный – выбор темы; – формулирование целей; – составление плана исследования. Второй этап – основной – сбор материала; – обобщение полученных данных. Третий этап – заключительный – представление результатов исследования; – обмен мнениями. На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д. На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники. Исследование проводится по плану: 1. Знакомство со словом. Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова. Пример творческой работы учащихся: Тарелка Показ фаянсовой, алюминиевой тарелки; рисунок ударного музыкального инструмента и светящегося летающего объекта. 3 слога; второй - ударный; безударный гласный – а. 2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова. Впервые тарелки появились во Франции 600 лет назад. Они были не круглыми, а четырёхугольными. Делались только из серебра и золота. Фарфоровая тарелка появилась всего 300 лет назад. А древние народы клали еду на листья, в раковины или в скорлупки от крупных орехов. На Руси тарелки назывались тарелы. Они использовались в знатных домах. В крестьянских домах ели из миски, которая считается прабабушкой тарелки. Они были из глины или дерева с резьбой и затейливым рисунком. Тарелка, тарель, нем. Столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружок, на котором крошат мясо. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка». Тарелка - 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска; 3) летающий объект, светящийся в ночи. С.И.Ожегов 3. Однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов. Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме. Тарелка - тарелочка. 4. Пословицы, поговорки и загадки. Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь. 5. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее. Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову. Тарелка, миска, блюдо, блюдце. Не в своей тарелке (не на своем месте). На тарелочке с голубой каёмочкой (получить, не прикладывая особых усилий). Языком тарелку проломил (много говорил без дела). 6. Словосочетания. Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+ нар. Тарелка (какая?) большая, фарфоровая, голубая, четырёхугольная, праздничная, маленькая, красивая. 7. Предложения, тексты. Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи. Вот пришли из школы братья, Решили бабушке помочь. Взяли братцы два стакана, Мирно вымыли под краном. И тарелки взялись мыть. Три тарелки - как тут быть? По одной помыли скоро. Из-за третьей вышла ссора – Каждый тянет в две руки, В результате - черепки!.. А пришла домой старушка – Черепки лежат в пыли… Славно внуки помогли! И.Демьянов 8. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве. В нашем школьном музее собрана различная старинная посуда: кувшины, тарелки, вазы. Третий этап – заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование. Использование различных форм и методов исследовательской работы позволяет организовать учебный процесс, как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период учащиеся получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Но как показал опрос, большинство учителей не только испытывают сложности при использовании исследовательских методов обучения, но и не видят всего его потенциала. В связи с этим предлагаю рекомендации для учителей начальных классов по разработке и проведению уроков-исследований.
Раздел III. Результативность опыта Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. Проведя уроки-исследования, убедилась в их преимуществе перед обычными уроками. Это и мотивация и самостоятельность детей, и задействованность всего класса в работе. Дети самостоятельно убеждаются в новом знании, что в полной мере отвечает их психологии. Сравнительный анализ по методике Г. Ю. Ксензовой, который проводился в конце 2, 3 и 4 классов выявил положительную динамику оценки уровня учебно-познавательного интереса (Приложение 4). Сводная таблица сформированности учебно-познавательного интереса учащихся 2-4 классов
Обобщив опыт, можно сказать, что организация исследовательской деятельности позволяет активизировать познавательную активность младших школьников. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; 3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности. Использование исследовательского обучения на уроках гуманитарного цикла способствует не только повышению познавательной активности учащихся, но и позволяет им проявить свои способности, участвуя в различных конкурсах. Так, в 2011 году Аверьянова А. заняла III место по литературному чтению в муниципальном этапе I всероссийской олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» (Приложение 5). С проблемно-исследовательским методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно он предоставляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. А именно этого требуют новые стандарты. Так же проблемно-исследовательский метод помогает устанавливать межпредметные связи, так как зачастую, для какого-либо исследования необходимы знания из других предметов. Считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель преподавательской деятельности. Библиографический список
Приложение
Приложение №1 Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. Оцениваемые действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Возраст: 7-10 лет. Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя. Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (табл. 1). Таблица 1
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий познавательный интерес; уровень 4 – удовлетворительный; уровень 5 – высокий; уровень 6 – очень высокий. Приложение №2 Конспект урока окружающего мира |
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология... Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются... | Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | ||
I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с | Информация об опыте 3 Охватывает период 2004-2005 гг выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и... | ||
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации... | Браило Виктория Викторовна Содержание Информация об опыте | ||
И нформация об опыте реализации общественными организациями программ помощи инвалидам Вп-п12-6370, абз. 2 п. 18, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена и направляется для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информация об опыте 3 | ||
Тема опыта деятельности Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Список каталогов, в которых сайт регистрировался Анапа, Утриш, Витязево, Джемете, Сукко. Отдых в Анапе. Фотографии и описания здравниц курорта, справочная информация | ||
Реферат. Отклонения от указанной структуры описания не допускаются Требования по составлению заявочного описания на изобретение и формулы изобретения | Распространение опыта работы Кпк на базе иро по биологии 11 класс «Как реализуется наследственная информация?» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учение – «это субъектно-значимое постижение мира, наполненное для человека личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными... | Список ипк базовая модель опыта Технология итегрированного обучения... Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | ||
Программа дисциплины технология творчества авторский курс к т. н... Связи с общественностью", "080111 (061500)-Маркетинг". Программа курса и его содержание разработаны на основе анализа отечественного... | Доклад «Международный опыт разработки типовой модели описания государственных... Работки и применения типовых моделей описания государственных программ и проектов, проведённого с целью формирования оптимальной... |