Организационная информация
|
Тема урока
| Арифметические действия с обыкновенными дробями (урок в рамках темы «Арифметические действия с обыкновенными дробями» УМК Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика 5-6» в рамках программы «Школа 2000»)
|
Предмет
| Математика
|
Класс
| 5
|
Автор урока
| Вердеш Мария Александровна, учитель математики
|
Образовательное учреждение
| Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов, имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича городского округа Самара
|
Методическая информация
|
Тип урока
| Применение знаний, умений и навыков
|
Цели урока
| Обобщить, систематизировать, проверить знания по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями»
|
Задачи урока
| образовательная: Контроль и самоконтроль знаний и навыков по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями;
развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, правильной речи; внимательности; умение анализировать, наблюдать и делать выводы;
воспитательная: воспитание самостоятельности, ответственности, активности.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
| Актуализируют: правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.
Закрепят: арифметические действия с обыкновенными дробями, решение задач на нахождение дроби от числа, числа по значению его дроби.
|
Необходимое оборудование и материалы
| Компьютеры с установленным тренажёром «Арифметические действия с обыкновенными дробями»,
презентации с заданиями, мультимедиапроектор (можно обойтись и без него), таймер
Раздаточный материал:
Зачётный лист
Карточки.
Тест.
Упражнения на расслабление глазной мышцы.
|
Подробный конспект урока
|
Мотивация учащихся
| В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением в длине укладывалось десять шагов и оставался остаток меньше одного шага. Появление дробей связано у многих народов с делением добычи на охоте. В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что дробные числа возникли как результат измерения величин. И сейчас необходимо уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.
|
Ход и содержание урока
| Этапы урока:
Организационный момент – 1 мин.
Ученики заранее разбиты на 3 группы по результатам анализа знаний, умений и навыков, полученных по данной теме. На уроке организована дифференцированная работа по закреплению и обобщению материала:
1-ая группа – ученики, хорошо усвоившие материал;
2-ая – среднеуспевающие обучающиеся;
3- я группа – все оставшиеся ученики
Знакомство с зачётными листами.
Устная работа – 4 мин.
Приложение 1(разминка)
Работа в группах – 30 мин:
Учитель. Сейчас у нас работа по таймеру.
Включается таймер на 9 минут. Каждая группа работает со своим заданием.
I группа.
Работа за компьютером по алгоритму:
Выполнить задания тренажёра.
(Урок 19). Для решения можешь использовать поле «черновик»
Записать результат в зачётный лист.
Выполнить упражнения на расслабление глазной мышцы.(Приложение 3)
Если осталось время начать выполнять задание на умножение и деление дробей. (Урок 18)
Зафиксировать результат в зачётном листе в графе «Дополнительные баллы»
Тренажёр (fraction.exe) состоит из восьми примеров на действия с обыкновенными дробями. Не выполнив предыдущее задание правильно, ученик не может перейти к следующему. В итоге в зачётном листе фиксируется оценка или количество правильных ответов (если тренажёр не пройден до конца).
II группа.
Выполнение теста. (Приложение 2) по алгоритму:
Выполни тестовое задание. Для решения можешь использовать поле «черновик».
Проверь правильность решения.
Запиши результаты в бланк ответов «зачётного листа».
Если осталось время попробуй решить дополнительные задачи. Решение и ответ запиши в дополнительном поле зачётного листа.
III группа.
Опрос.
Вопросы и задания сопровождаются компьютерной презентацией. Приложение 1(опрос)
Первая часть презентации для всех групп одинакова. Она проверяет знания правил и выполнение домашнего задания. Далее задания разбиты на уровни в соответствии с усвоением материала.
После сигнала таймера, группы выполняют итоговые задания(1 минута)
работающие за компьютером выполняют упражнения для расслабления глазной мышцы и вносят последние записи в зачётный лист.
Ученики, работающие с тестом, выполняют взаимопроверку.
Остальные решают итоговую задачу и фиксируют ответ в зачётных листах.
Через 10 минут группы меняются местами.
I группа.
Тест.
II группа.
Опрос.
III группа.
Работа за компьютером по алгоритму
Отличие в работе групп только лишь при выполнении заданий устного опроса. Через 10 минут опять происходит смена вида деятельности для каждой группы.
I группа.
Опрос.
II группа.
Работа за компьютером по алгоритму
III группа.
Тест.
Подведение итогов – 2 мин.
Учитель. Подсчитайте количество баллов в своём зачётном листе. Выставите предварительные оценки, в зависимости от шкалы
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия - 2 мин
|
Проверка и оценивание ЗУНКов
| В зачётном листе фиксируются баллы на каждом этапе урока.
Устная работа: результат фиксирует учитель. Правильный ответ – 1 балл.
Тренажёр: оценка «5» - 10 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 8 баллов
Тест пройден не до конца – количество верных ответов.
Тест: за каждый правильный ответ один балл.
Дополнительные задачи. Указано количество баллов за каждую задачу.
Итог: Ученики подсчитывают количество баллов в своём зачётном листе и выставляют оценки, в зависимости от шкалы:
«5» - 30-35
«4» - 25-29
«3» - 20-24
«2» - менее 20.
|
Рефлексия деятельности на уроке
| Учащиеся на листочках с клеевым краем пишут свои отзывы об уроке и перед выходом из класса наклеивают на доску в соответствующую колонку со знаком «+» или «-» «+»
| «-»
|
|
|
|
Домашнее задание
| Ученики, в зависимости от набранных баллов, получают дифференцированное задание.
«5» - № 563(2),607.
«4» - № 443(в), 562(2), 565(1)
«3» - работа с программой – тренажером (если нет компьютера тренажёр выдаётся в печатном виде.)
«2» - тест. Приложение 4. (два варианта)
|
В помощь учителю
|
Использованные источники и литература
| 1.Математика 6, Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Н. Жохов, Мнемозина, 2005
2. Дидактические материалы по математике А.С. Чесноков, К.И. Нешков. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
3. Дорофеев Г. В. , Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 5 класса, Ювента, 2002
Ресурсы Интернет:
Материалы сайтов:
1. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
2. Официальный сайт Государственного общеобразовательного учреждения Центра образования Кировского района г. Санкт-Петербурга http://www.emc.spb.ru
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Тема «Обыкновенные дроби» является одной из основных в 6 классе. Очень важно чтобы каждый ученик усвоил её как можно лучше. Применение тренажёра даёт возможность быстро проверить знания учеников по данной теме, а так же отработать навыки действий с обыкновенными дробями. Применение презентации для оформления опроса вызывает у детей интерес. Некоторые ученики помогали подбирать и оформлять задачи к уроку.
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| Данный урок может быть использован для подготовки к контрольной работе.
|
Другое
| Тренажёр, используемый во время урока, может быть применён на любом уроке по закреплению действий с дробями, а так же для отработки навыков во время выполнения домашней работы.
|