Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования





Скачать 54.05 Kb.
НазваниеГлобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования
Дата публикации27.06.2013
Размер54.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Г. П. Афанасьева

Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова

г. Барнаул

Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования

Определяя проблемы и задачи педагогической науки на будущее невозможно обойтись без констатации и анализа общих тенденций развития общества. Образование как отражение общественных явлений воедино связано со всеми социальными колебаниями и потрясениями. Как в прошлые времена, так и теперь в педагогике существуют определенные направления, т.е. идеи и их авторы, предвосхитившие будущие тенденции развития общества, образования и педагогической науки. При этом докомпьютерные педагогические системы делали ставку на личность преподавателя, учителя, наделяя его таким образом в большой степени ответственностью за становление молодежи. В современном ускоряющемся мире главенствующее место в образовании школьников и студентов занимает уже не личность, а информация. Мировое информационное пространство предлагает новые возможности обучения и общения без каких-либо обязательств со своей стороны. Поэтому педагогика завтрашнего, на наш взгляд, должна учитывать мировые тенденции развития социума и интерпретировать их в традиционных отечественных ценностях.

Западные футурологи (Я. Хубер, М. Хорн, К. Брюль из НИИ исследований будущего, Мюнхен) в своих исследованиях дают ответ на вопрос о том, какие мегатенденции будут характеризовать будущее.

Исследователи называют 3 тенденции, определяющие картину будущего экономики и образования. Это: феминизация, демография и здоровье. Именно эти три кита определяют дальнейшее экономическое развитие европейских стран. Начало этому положено уже давно – именно тогда, когда люди все большее значение стали придавать качеству жизни. Изменилось само понятие качества жизни. Так, Я. Хубер приводит характерный пример – иллюстрацию к изменению отношения к качеству жизни. Правление крупной компании «AG Dienst» в Саарбрюкене предложило своим сотрудникам отметить Рождество по-новому – без традиционных жареного гуся и глинтвейна, но провести рождественский семинар о роли движения, правильного питания и релакса в производственных достижениях. Угощением были мюсли и минеральная вода. Этим внедрялась идея о необходимости двигаться, избавляться от шлаков, релаксировать – в свободное ли время, на рабочем ли месте. В Германии, например, 8 миллионов служащих посещают фитнесцентры, курсы йоги популярны как никогда и даже в дешевых продовольственных магазинах Aldi на полках можно увидеть экологически чистые продукты. Среди всех мегатрендов здоровье является лидером. Немецкий центр изучения будущего является своеобразным подпитывающим источником для всех европейских научно-исследовательских учреждений, прослеживающих будущее.

Основными признаками мегатенденций являются: продолжительность их действия минимум 30-50 лет и перенос их воздействия на все сферы жизни. Рука об руку с главной мегатенденцией идут две другие – старение и феминизация. Именно это трио сообщает новый отпечаток как развитию фирмы, так и дальнейшему развитию повышения квалификации ее работников.

Мегатенденция фитнес тесно связана со второй - феминизацией экономики и образования. Это имеет свои причины. Во-первых: типичные женские способности, такие как способность к диалогу и к работе в команде, эмоционально окрашенный интеллект и организационный талант – как раз то, что становится все более значимым в современном мире экономики, завязанном на интернете. И во-вторых: самое значимое сырье будущего – образование – в основном будет находиться в женских руках.

Немецкий НИИ тенденций будущего дает цифры, показывающие, что число абитуриенток уже в течение ряда лет выше, чем число абитуриентов. В немецких университетах к 2015 году большинство студенческой молодежи будет женского пола. Поэтому большое количество женщин в руководящих кругах это только вопрос времени. В том, что экономика становится сферой женщин, единодушны исследователи и аналитики тенденций и представители социальных наук.

Мегатенденция феминизации экономики приводит к тому, что взаимоотношения в фирмах становятся менее иерархичными. По данным исследований, женщины в экономике в среднем менее ориентированы на власть и менее честолюбивы, чем мужчины, поэтому женщины во властных структурах органично меняют психологический климат на предприятиях. Жизненные ценности, свойственные женщинам, такие как самоактуализация, взаимное уважение, умение найти общую точку зрения, становятся главенствующими на предприятии.

При женском руководстве иерархия сглаживается, усиливается стремление к совместной работе и роль сетевого администрирования. Феминизация экономики характеризуется все большей коммуникацией и соглашательством и все меньшей конкуренцией.

Другими словами, закаленные в иерархии и осознании своей власти руководители, которые сегодня задают тон на предприятиях, чтобы, в первую очередь, это не мешало продвижению их собственных интересов в мире экономики завтрашнего дня, несущего на себе отпечаток культуры женского управления, уже не найдут себе места во властных структурах, где повеяло мягким женственным ветром.

Это развитие женской культуры управления распространится до уровней высших этажей управления, где и определяются цели предприятия. Вместо существующего мужского иерархического лозунга «прибыль, прибыль, прибыль» на фирмах будущего возобладает девиз «люди, прибыль, планета». Таким образом, показателем успешности предприятия становится критерий Corporate Social Responsibility, т.е. корпоративная социальная ответственность.

В феминизированной экономике руководство чувствует большую ответственность за своих сотрудников, за каждого отдельного человека. Это – также показатель женской культуры управления. Поскольку потребность в устойчивости, в безопасности у женщин больше, то и производственные отношения становятся более стабильными. Современные исследователи будущего находят, таким образом, что стабильность общества, имевшего место при матриархате, необходима сегодняшнему социуму ничуть не меньше, чем полторы тысячи лет назад, почему и стал возможен этот поворот будущего в прошлое.

Такой поворот в прошлое наметился еще и вследствие третьей доминирующей мегатенденции в развитии экономики – старения населения.

Доктор А. Григер (институт исследований будущего) ссылается на статистику, предлагаемую федеральным бюро статистики, по данным которого к 2030 году в Европе будут жить в среднем 90 лет, а средний возраст населения составит 54 года. Поэтому мобильность – одна из основных предпосылок сегодняшних временных рабочих соотношений будет постепенно снижаться. Это вовсе не означает, что более зрелым и стареющим работникам будет недоставать сил и энергии. Напротив: «новые пожилые» будут намного здоровее и бодрее пожилых нынешних. При этом жизненный опыт пожилых работников снижает готовность людей отказываться от социальных контактов и перемены мест. То, что естественно для начинающих в профессии (годы работы там, год здесь и т.д.) не годится для людей с большим профессиональным стажем.

Их знания и опыт могут быть использованы предприятием с большей выгодой для разработки новых направлений в развитии предприятия, в обучении и тренинге молодежи и начинающих коллег.

Пожилые сотрудники возьмут на себя роль, которую мы сейчас предписываем еще только подрастающему поколению, а именно мотиватора и сетевого администратора.

В Европе, как известно, придается огромное значение мотивации работников. Поэтому опытные кадры с большим стажем работы в определенной системе широко используются для повышения квалификации начинающих специалистов. Таким образом осуществляется преемственность поколений, воспитывается корпоративный дух и стабилизируются отношения. Тем самым воплощается идея – человек в центре предприятия, т.е. на первое место выдвигаются люди, рентабельность же идет следом, но не наоборот, т.к. только люди могут обеспечить рентабельность и процветание предприятия.

Исходя из сказанного, можно отметить, что мегатенденции развития западного мира не чужды и нашему обществу. То положительное, что характеризует выводы европейских аналитиков относительно будущего развития общества, вполне может быть использовано при выработке образовательных программ вузов. В любом случае ознакомление с мировыми тенденциями мы рассматриваем как сигнал к размышлению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconПрограмма дисциплины
Глобальные сети. Путеводители (навигаторы). Глобальные и локальные сетевые технологии. Элементы системной интеграции. Тенденции и...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования icon«Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности....
Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния совре­менной...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconМинистерство образования хабаровского края хабаровский краевой институт...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconНаучно-технические и экономические ценности как факторы развития...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconТема открытого учебного занятия
Научно – техническое творчество как фактор развития системы профессионального образования
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconРазработка модели Программы развития универсальных учебных действий
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает темы «Общество как развитая система социальных отношений», «Общественные институты», «Социальные группы и внутригрупповые...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconСодержание Введение Брак и семья как социальные институты и их функции...
Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования iconЛекция как основная форма организации обучения в высшей школе
Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII начало XX вв.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск