Скачать 169.99 Kb.
|
Формирование и развитие ИКТ - компетенций у обучающихсяна уроках информатики и ИКТ Куликова Т.В. МОУ СОШ № 10 учитель информатики и ИКТ 1 Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии стратегия "образования для будущего". Суть стратегии "образования для будущего" характеризуется следующими факторами: • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирование информационной и коммуникационной компетентности школьников. Информационно-коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности. Учащиеся класса делятся на 2 группы. Группам предлагается лист ватмана, клей и маркеры. Задания группам: На листе ватмана записать что по их мнению входит в понятие ИКТ-грамотности. Далее демонстрируется работа групп, обсуждается по слайду проверяем. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Задания группам: Перевернуть лист ватмана и приклеить таблички с расшифровкой составляющих ИКТ-компетентности. Далее работы групп обсуждаются и проверяются с использованием презентации. Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки:
2. Приведу пример урока на котором уделяется особое внимание формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников. Практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ». Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:
Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): Ученые и Техники. Задания группам 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2. «История развития вычислительной техники». Далее группы выполняют полученное задание по созданию статей и потом оценивают свою ИКТ-компетентность. Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».
Задание 2. «История развития вычислительной техники».
Задания рассчитаны на 30 минут.
Задание 1.
Задание 2.
Итоги:
Классификации компетентности
К (Высокий)- компетентен, П (Средний) - приемлемо, Н(Низкий) - неприемлемо Формирование ИКТ-компетентности происходит не только на уроках информатики, а на всех уроках в школе, происходит во внеурочное время при общении со сверстниками, родителями. Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:
будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
Необходимо акцентировать внимание учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ–компетентность. Именно поэтому важно понять, что такое ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность. В дальнейшем необходима разработка методик выработки навыков, составляющих ИКТ–компетентность, и учебных заданий, на основе которых эти навыки можно будет вырабатывать. На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ–компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ–компетентность. Рефлексия Метод «ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ» Алгоритм реализации метода
|
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Формирование географических компетенций у учащихся через применение икт на уроках географии | ![]() | Учебное пособие по информатики и икт по Главе 1 «Основы социальной... Добро пожаловать на страницы электронного учебника! Я, Петрова Алина, студентка III курса специальности «Прикладная информатика»... |
![]() | Учебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики... Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике... | ![]() | Использование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся |
![]() | «Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | ![]() | Учебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики... Рабочая программа для 9 класса составлена на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике и икт (системно-информационная... |
![]() | Коллекция эор в лвс на сервере школы, подключение школы к Интернет Икт в школьных предметах, использование икт в жизни, непрерывное обучение педагогов в сфере икт и развитие информационной среды школы... | ![]() | Календарно-тематическое планирование «Информатика и икт» 8 класс Цели изучения курса информатики и икт. Техника безопасности и организация рабочего места. Интернет безопасность |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной... | ![]() | На уроках, какого типа Вы используете икт чаще всего и почему? Повторительно-обобщающие уроки (икт позволяют разнообразить способы закрепления знаний) |
![]() | Опыта «Формирование информационно-коммуникационных компетенций обучающихся через применение икт в учебно-воспитательном процессе» | ![]() | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся |
![]() | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | ![]() | Отчет по изучению на семинаре учителей шмо математики, информатики... «Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций на уроках математики, информатики и естествознания» |
![]() | Реферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского... Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой... |