Скачать 225.07 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления 040100.62 «Социология» и для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология», изучающих дисциплину «Социология девиантного поведения». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Социология девиантного поведения» являются:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления040100.62 (3 курс) данная дисциплина относится к Вариативной части,и для направления 040200.62 «Социология»(4 курс) настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, анализ случаев, просмотр фильмов и их обсуждение. Зачет осуществляется в устной форме.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,3*Оауд + 0,4* Отекущая+ 0,3* Оcам. работа Отекущая= Оэссе(4 курс) Отекущая = Одомашнее задание(3 курс) Орезульт = 0,6* Онакопленная + 0,4 *·Озачет Способ округления оценки: арифметический Требования к слушателям 1.В рамках курса от студентов требуется посещение занятий, участие в дискуссиях, прочтение текстов. В случае систематической неподготовленности студентов к занятиям будут вводиться такие меры контроля, как тестирования, письменные работы на занятиях, оценка за которые будет влиять на итоговую оценку. 2.За каждое пропущенное занятие, студенту необходимо предоставить письменный конспект лекции/ одного из текстов к семинару. Отсутствие конспекта повлечет снижение финальной оценки. 3.Если накопленная оценка за курс составляет 8 и более баллов, студент может быть освобожден от финального экзамена (по желанию студента). 4.Требования к финальному эссе: эссе должно обязательно должно содержать цель/задачу, прописанные в начале работы. В работе будет оцениваться знание материала, пройденного в рамках курса, анализ самостоятельно найденного материала по теме, умение четко и аргументированно излагать свою позицию. Эссе может представлять собой исследовательский проект. Работа сдается в электронном виде и защищается студентом устно на финальном занятии. 5.Требования к оформлению финального эссе: недопустимым является приведение очень длинных цитат из лекций и учебных пособий (более одной трети объема текста). Плагиат автоматически означает «неудовлетворительно» по всему курсу; некорректно оформленные ссылки (несоответствующие источнику, неверные страницы или вообще отсутствие указаний на таковые, ссылка, проставленная через 1,5 страницы после цитирования источника и проч.) - значительное снижение балла (выше, чем «удовлетворительно», такая работа оценена не будет).За опоздание с работой – минус треть балла за каждый просроченный день (не считая выходных дней). 7. Содержание дисциплины Краткая аннотация курса Что такое девиация? Самый распространенный ответ на этот вопрос – отклонение от правил и норм. Именно такое определение можно встретить в большей части социологической литературы по данной теме.Но, если задуматься, то мы увидим, что обсуждение «девиации» в терминах «поломки правил» или «отклонения от норм» скорее затрудняет понимание, чем проясняет его.Данный авторский курс предлагает слушателям критически взглянуть на, казалось бы, привычные и понятные определения. Что такое правило? Что такое норма? Данные определения предполагают «нормы» и/или «правила» в качестве фона, на котором и в котором возможно понимание и изучение «отклонений». Имплицитно, такая логика подразумевает, что изучив то, как маркируются «не-нормальные», мы поймем кто такие «нормальные». Но, действительно ли это так? Сегодня, имея значительный исследовательский задел в социологии девиации (достаточно вспомнить Э.Дюркгейма или Чикагскую школу), много ли мы знаем о нормах? А возможно ли вообще изучить нормы? Что такое норма и нормальное? Откуда и как это понятие пришли в социальные науки? Для ответа на эти вопросы, мы обратимся к идеям Ж.Кангилема и М.Фуко. Как мы в повседневной жизни маркируем кого-либо или что-либо как «ненормальное», «отклоняющееся», «неправильное»?Что такое правило и отклонения от него? Прояснить эти понятия помогут идеи Л.Витгенштейна. Все ли «неправильные» действия есть девиация и действительно ли мы можем определить девиацию как поломку правил? Какое решение этой концептуальной проблемы предлагают этнометодологи? Еще одна проблема такого «конвенционального» определения девиации заключается в том, что оно было разработано в 20 веке и едва ли подходит для описания «множественности норм» современного общества. Как следствие возникает вопрос: а возможно ли вообще говорить о «девиации» сегодня? Курс рассчитан на 32аудиторных часа (16 лекций и 16 семинаров) и состоит из лекций, презентаций, семинаров и тематических дискуссий, просмотра и анализа кинофильма по одной их тем курса. В качестве зачета по курсу- эссе. Тематический план курса Занятие 1-2. Классические основания социологии девиации (теория аномии, позитивизм, Чикагская школа и теория ярлыков, «левый реализм», феминистский подход, теория субкультур, теория конфликта, теория социального контроля, «девиантные роли, медикализация отклонений). Что такое девиация? Существующие подходы к определению девиантного поведения и его причин. Типы девиаций, позитивная девиация. Неоднозначность «традиционных» определений девиации. Какие силы и процессы включены в определение нормального и ненормального? Кто определяет реакцию на ненормальное? Роль экспертов и масс-медиа в «создании» и воспроизводстве девиации. Общественное мнение, социальные движения (анализ случаев). Задание к семинару (групповая работа):
Тексты к семинару: Бергер П.,Бергер Б., Коллинз Р.(2004). Личностно-ориентированная социология. М.Академический проект. С.305-336 Смелзер Н. (1998). Социология. М.Феникс. Глава «Девиация и социальный контроль». Дополнительно: R.J.Franzese. (2009). The sociology of deviance: Differences, Tradition, and Stigma. C.C.Thomas Publisher LTD. M.B.Clinard, R.F. Meier (2008).Sociology of Deviant Behavior. Wadsworth, CengageLerning. Sociological Theories To Explain Deviance: http://ww2.valdosta.edu/~klowney/devtheories.htm Занятие 3-4(4часа.)Просмотр и анализ кинофильма: «Заводной апельсин», реж. С.Кубрик, 1971 г. Задание к письменной работе: 1.Какие темы поднимает этот фильм? 2.Выберите и опишите одну из линий киноповествования (например, «карьера» преступника – больного, «властные другие» и определение девиации). 2. Какой социологический подход/ы к определению девиации, подошли бы для анализа выбранной Вами проблемы? Занятие 5-6.Как и когда появилась понятие «нормы»? Процессы «стандартизации» и «нормализации»: история вопроса (Ж.Кангилем, М.Фуко). Какие области явились «источником» учреждения норм? Когда «стандартизация» переходит в «нормализацию»: появление и роль «нормативного» класса (Ж.Кангилем). Формирование новых типов власти, пример: судебно-психиатрическая экспертиза и появление «ненормального индивида» (М.Фуко). Задание к семинару: 1.Проанализируйте и опишите на примере текста Н.Элиаса в чем сущность процесса «нормализации». 2. Как происходит установление норма и кто в этом участвует? 3.Почему судебно-психиатрическая экспертиза, определяется М.Фуко как «нормализирующая власть»? На кого нацелена и какого рода объекты она «выявляет»? 4. Из каких элементов складывается область аномального? Подробно охарактеризуйте каждый элемент. 5.Как и в каком контексте произошел переход «от монстра к ненормальному», по мнению М.Фуко? Тексты к семинару: Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. М., СПб. Том 1, часть 2. Фуко М. (2004). Ненормальные СПб.,Наука.С.79-107, 139-168. Дополнительно: NeilsonJ.,WaldenG., KunkelC.A (2000). Gendered Heteronormativity: Empirical Illustrations in Everyday Life. The Sociological Quarterly 41(2):283-296. Heckert A., Heckert D.M. (2004). Using an Integrated Typology of Deviance to Analyze Ten Common Norms of the U.S. Middle Class. TheSociologicalQuarterly 45(2):209-228. Занятие 7-8. Что такое «норма», «нормальное» и «нормативное» в концепции Ж.Кангилема? Как связаны эти понятия? Социологическая рефлексия о нормах. Возможно ли изучить нормы? Задание к семинару:
Тексты к семинару: Терборн Г. (2003). О границах и динамике норм и нормативного действия. Социологическаярефлексия. Lanzer I.A. (1950). A Critique of the Concept of Normality in Behavior. JournalofEduсationalSociology 24(2):86-92 Саша Соколов «Школа для дураков».С.76-78 Дополнительно: Запорожец О.Н.,Самутина Н.В. (2012). Свой среди других: антропология нормы в пространстве Царицынского парка. Препринт НИУ ВШЭ. Омельченко Е. (ред.) (1995). Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск. Ульяновский Государственный Университет. Занятие 9-10.Что такое правило, правильное и неправильное действие? Л. Витгенштейн. Действительно ли правила могут быть расценены как основа для социологического объяснения социального порядка? Можем ли мы определить границу между нормальным и ненормальным? Категория «членства» (E.Anscombe, A.W.ImersheinandR.L.Simons, Г.Гарфинкель). Располагает ли социология инструментарием для изучения/ определения отклонений? «Чувствительность» как инструмент опознавания. Задание к семинару:
Тексты к семинару:
Дополнительно: Lynch M. (1983). Accommodation Practices: Vernacular treatments of Madness. Socialproblems 31 (2):152-164. Занятие 11-12. Возможна ли «девиация» в современном обществе? «Смерть» социологии девиации? Новые типы девиации: терроризм, кибер-преступления. Пост-модерн и критика «традиционных» нормализирующих дискурсов. Множественность норм или другие формы контроля? Возможен ли сегодня «социальный консенсус» по поводу того или иного типа действия, поведения? Задание к семинару:
Текстыксеминару: LymonS.M.(1995). Without Morals or Mores: Deviance in Post-Modern Social Theory. International Journal of Politics, Culture, and Society 9(2):197-236. Troyer R.J., Markle G.E. (1982).Creating Deviance Rules: A Macroscopic Model. TheSociologicalQuarterly 23(2):157-169. Sumner C.(1994). Sociology of Deviance: An Obituary. Open University Press.Buckingham (отрывки). 8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1. Примерные темы для финальных эссе:
8.2Примеры домашних заданий и вопросов к зачету:
В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы. |
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | ||
Башкирский государственный медицинский университет министерства здравоохранения... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Английский язык для направления 040100. 62 «Социология»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 62 «Социология»,... | ||
Программа дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки... | Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... |