Скачать 98.25 Kb.
|
Анализ работы библиотеки МБОУ «СОШ с.Ошторма Юмья» за 2011-2012 учебный год Краткая справка о библиотеке Библиотека расположена на первом этаже школьного здания, на удобном для посещения месте. Занимает изолированное приспособленное помещение общей площадью 49,4 кв.м. Помещение хорошо освещено, тепло, хорошо проветривается. Освещение соответствует санитарно- гигиеническим нормам - в библиотеке 6 ламп и 3 светильника. Библиотека оборудована столами(4) для читателей, стульями(8), столом для библиотекаря, столом для компьютера, стеллажами для книг,1-м шкафом для журналов, 3-мя стеллажами для организации книжных выставок. На окнах висят красивые шторы и тюли, цветы на подоконниках создают обстановку уюта. Летом 2012 года в школе проведен капитальный ремонт, в библиотеке тоже заменены окна, двери, покрашены стены, потолок, пол. Библиотека в школе является местом, где дети не просто приобщаются к книгам и чтению, обучаются компьютерной грамотности, учатся ориентироваться в мире информации., но и приходят просто пообщаться, поделиться своими проблемами и радостями. Библиотекарь становится для них советчиком, психологом, просто другом. Читальный зал совмещен с библиотекой. Организует работу библиотеки и читального зала один работник – библиотекарь, имеющая высшее образование, общий стаж работы- 38 лет, стаж библиотечной работы - 23 года, в данной школе - 23 года. Контрольные показатели работы библиотеки
В прошедшем учебном году в школе обучались 148 учащихся. Число классов-комплектов - 13 . Число пользователей библиотеки составило 153 чел. Из них - 131учащихся. Особой активностью отличаются учащиеся 1 – 5 –х классов. Учащиеся 10 – 11 классов также активно посещают библиотеку. Необходимо активизировать работу с учащимися среднего и старшего звена, хотя и среди них есть книголюбы. Книговыдача за отчетный период составила 4684 экз. Читаемость составила 12,3 Количество посещений - 5616 Посещаемость 37 По итогам учебного года самым читающим классом стал 2-й класс, самыми лучшими читателями стали: Начальные классы – Галяутдинова Аделина 2-й кл. 5-8 классы - Кильмурзина Алина 6кл 9–11 классы – Абрамова Ирина 11 кл Анализируя данные контрольные показатели, можно сказать, что библиотека в школе востребована, учащиеся пользуются не только учебной литературой, они активно посещают читальный зал: готовятся к занятиям, пишут рефераты и сообщения, читают энциклопедии, газеты и журналы . Однако нужно отметить, что в последнее время наметилась тенденция к потере интереса детей к книге и чтению. Частично это объясняется тем, что фонд художественной литературы устарел, а новых поступлений очень мало. Библиотека остро нуждается в художественной литературе для младших школьников, также не хватает литературы по школьным программам. За период с 1 сентября 2009 года по 1 сентября 2012 года поступило: художественной литературы – всего 171 экз. , в т.ч. на татарском языке -141 экз, на удмуртском- 8 экз., на русском -22 экземпляра методической литературы – 9 экз. словари, справочники, энциклопедии -29 экз. В связи с недостатком выделяемых средств на подписку периодических изданий, библиотека выписывает в этом году 3 наименования газет и 2 журнала. Школьная библиотека работает по плану, утвержденному директором школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
Школьная библиотека прививает в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного периода. Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных. Своевременно ведется работа по приему и технической обработке поступившей литературы, осуществлению сбора заказов на учебники и учебные пособия, сдаче сводного заказа в районный отдел образования, выдаче и приему учебников и учебных пособий по классам через классных руководителей, заполнению ЭФУЛ. Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотечный фонд включает научно-популярную, справочную, художественную литературу для учащихся, педагогическую и методическую литературу для педагогических работников, периодические издания, а также учебники и учебные пособия. Расстановка художественной литературы осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек. Фонд учебников для начальных классов расположен на отдельных стеллажах в библиотеке, а для средних и старших классов – в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями на абонементе, а классными руководителями - на классных часах, активом библиотеки проведены рейды по проверке состояния учебников В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.. Девятиклассники и одиннадцатиклассники берут не только программные произведения, но и литературу для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых и пятых классов традиционно происходило в сентябре. Первый библиотечный урок проведен на тему «Правила поведения в библиотеке». Учащиеся ознакомились с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “книжный фонд”, “читальный зал”. Этот урок проходил интересно и познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя. Проводятся рекомендательные беседы при выборе книг, обсуждение уже прочитанных. Ведется учет выданной в индивидуальное пользование читателям литературы (в читательские формуляры). Большая работа проводилась среди учащихся в пропаганде чтения. В течение этого учебного года было проведено немало библиотечных выставок-бесед и уроков для читателей всех возрастных групп. В библиотеке оформлялись выставки-беседы к юбилейным и знаменательным датам:
Подбирая материал к этим выставкам, старалась рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. Сохранение традиций чтения– залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины, праздники. Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. Проведены:
Конкурс чтецов
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Начальные классы регулярно в течение года коллективно посещали эту библиотеку, участвовали в мероприятиях: викторинах, тематических часах. Библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Производился подбор литературы к выставкам в рамках предметных недель, сценариев, стихов, оформлялись книжные выставки. Велась совместная работа с руководителями методических объединений и зам.директора по учебной работе по заполнению бланков заказа на учебники и учебно-методическую литературу. Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Проводилось информационное обслуживание родителей: оформление выставок к родительским собраниям на актуальные темы; отчет перед родителями на родительском собрании об обеспеченности учебниками и художественной литературой; индивидуальные беседы с родителями о чтении детей. Принимала участие в семинарах, совещаниях, на открытых мероприятиях, проводимых информационно- методическим центром. Старалась изучать и использовать в своей работе опыт работы лучших школьных библиотекарей, освоить информации из профессиональных изданий. Общие выводы и предложения: Школьная библиотека выполняет работу по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы. Активизировать читательскую активность в среднем и старшем звене. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей. |