Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
Рассмотрено
на заседании ШПО учителей
_____естественно-математических дисциплин_____
________/_______________/ «Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 91»
____________/Д.С. Кириллов/
«____» августа 20___г. «Согласовано»
зам.директора по УВР
________/Н.Н.Ручковская/
«____» августа 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ___ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ____
для __10__класса
Учитель_______Амплеева Алла Александровна
первой квалификационной категории
г. Котлас, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа «Информатика и ИКТ (10 класс)» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне с учетом авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне».
Цели и задачи курса
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Учебно-методический комплект
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – Москва: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2010. – 387 с.: ил.
Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.: ил.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классах 25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Виды уроков, реализуемых при организации образовательного процесса
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Темы (разделы)
| Количество часов
| К. р.
| Пр. р.
| 1.
| Архитектура компьютера и защита информации
| 8
| 1
| 4
| 2.
| Информация. Системы счисления
| 6
| 1
| -
| 3.
| Основы логики и логические основы компьютера
| 5
| 1
| 2
| 4.
| Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
| 13
| 1
| 8
|
| Повторение
| 2
|
|
| Итого
| 34
| 4
| 14
|
Календарно-тематическое планирование уроков
№ урока в теме
| Тема раздела Тема
урока
| Вид контроля, измерители
|
Дата проведения
| Архитектура компьютера и защита информации (8 часов)
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера
Процессор. ОЗУ. ПЗУ
|
|
| 2.
| Внешняя память. Практическая работа №1 «Тестирование ПК с помощью программы Sisoft Sandra»
|
|
| 3.
| Файл и файловая система. Практическая работа № 2 «Определения объёма файла», «Создание архивов»
| Опрос
|
| 4.
| Иерархическая файловая система. Практическая работа № 3 «Проверка системы диска», «Дефрагментация диска»
| Опрос
|
| 5.
| Операционная система: назначение, состав, загрузка. Практическая работа №4 «Ознакомление с системным реестром Windows»
|
|
| 6.
| Тест «Архитектура ПК»
| См.р.
|
| Семинар «Защита информации от вредоносных программ»
| 7.
| Семинар «Защита информации от вредоносных программ»
|
|
| 8.
| Контрольная работа № 1 «Архитектура компьютера и защита информации»
| К.р (тест)
|
| Информация. Системы счисления (6 часов)
| 9
| Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. Содержательный подход.
|
|
| 10
| Алфавитный подход
|
|
| 11
| Хранение текстовой, графической и звуковой информации
|
|
| 12
| Тест «Измерение информации»
| Тест
|
| Системы счисления. Перевод чисел. Арифметические операции.
| 13
| Системы счисления. Перевод чисел. Арифметические операции.
|
|
| 14
| Контрольная работа № 2 «Информация. Системы счисления»
| К.р.
|
| Основы логики и логические основы компьютера (4 часа)
| 15
| Алгебра логики. Логические операции. Таблицы истинности
|
|
| 16
| Практическая работа № 5 «Таблицы истинности в ЭТ»
| Пр. р.
|
| 17
| Логические законы
|
|
| 18
| Логические законы. Практическая работа №6 «Проверка истинности законов в ЭТ»
| Пр. р.
|
| 19
| Контрольная работа № 3 «Основы логики»
| К. р.
|
| Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования (13 часов)
| 20
| Объекты управления и их свойства. События. Методы. Проект приложения
|
|
| 21
| Лабораторный практикум № 1
| Пр. р.
|
| 22
| Лабораторный практикум № 2
| Пр. р.
|
| 23
| Лабораторный практикум № 3
| Пр. р.
|
| 24
| Лабораторный практикум № 4
| Пр. р.
|
| 25
| Выражения и функции
|
|
| 26
| Лабораторный практикум № 1
|
|
| 27
| Лабораторный практикум № 2
| Пр. р.
|
| 28
| Операторы условия и циклы
| Пр. р.
|
| 29
| Лабораторный практикум № 1
| Пр. р.
|
| 30
| Лабораторный практикум № 2
| Пр. р.
|
| 31
| Лабораторный практикум № 3
|
|
| 32
| Контрольная работа № 4 «Алгоритмизация и программирование»
| К. р.
|
| 33
| Повторение. Обзор КИМов ЕГЭ
|
|
| 34
| Повторение. Обзор КИМов ЕГЭ
|
|
|
11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Информатика и ИКТ (11 класс)» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне с учетом авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне».
Цели и задачи курса
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Учебно-методический комплект
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 классов. – Москва: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2010. – 308 с.: ил.
Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.: ил.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 11 классах 25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Виды уроков, реализуемых при организации образовательного процесса
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Темы (разделы)
| Количество часов
| К. р.
| Пр. р.
| 1.
| Построение и исследование информационных моделей
| 8
| 1
| 6
| 2.
| Технология создания и обработки текстовой информации
| 6
| 1
| 5
| 3.
| Базы данных и СУБД
| 7
| 1
| 5
| 4.
| Технология создания и обработки графики
| 6
| 1
| 2
| 5.
| Коммуникационные технологии
| 4
| 1
| 1
|
| Повторение
| 3
|
|
| Итого
| 34
| 4
| 11
|
№ урока в теме
| Тема раздела Тема
урока
| Вид контроля, измерители
|
Дата проведения
| Построение и исследование информационных моделей (8 часов)
| 1
| Типы моделей. Этапы моделирования.
|
|
| 2.
| Практическая работа № 1 «Компьютерная модель движения тела на языке Visual Basic»
| П. р.
|
| 3.
| Практическая работа № 2 «Бросание мячика в стенку в ЭТ»
| П. р.
|
| 4.
| Практическая работа № 3 «Приближённое решение уравнений в ЭТ»
| П. р.
|
| 5.
| Оптимизационное моделирование в экономике
Практическая работа № 4 «Построение и исследование оптимизационной модели на языке Visual Basic »
| П. р.
|
| 6.
| Оптимизационное моделирование в экономике
Практическая работа № 5 «Построение и исследование оптимизационной модели в ЭТ »
| П. р.
|
| 7.
| Модели распознавания химических волокон. Практическая работа № 6 «Распознавание волокон на языке Visual Basic »
| П. р.
|
| 8.
| Контрольная работа № 1«Построение и исследование информационных моделей»
|
|
| Технология создания и обработки текстовой информации (6 часов)
| 9
| Основные типы приложений для создания документов
Практическая работа № 7 «Установка конвертора в формат PDF»
| П. р.
|
| 10
| Параметры документа. Блоки текста и изображений.
Практическая работа № 8 «Создание плаката «Краткая история Вселенной»
| П. р.
|
| 11
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB и CMYK
Практическая работа № 9 «Цветоделение плаката»
| П. р.
|
| 12
| Системы оптического распознавания текста. Практическая работа № 10 «Оптическое распознавание документов в формате изображений»
| П. р.
|
| 13
| Практическая работа № 11 «Создание плаката «Краткая история Вселенной в системе Scribus (Линукс)»
| П. р.
|
| 14
| Контрольная практическая работа № 2 «Технология создания и обработки текстовой информации»
|
|
| Базы данных и СУБД (7 часов)
| 15
| Реляционные БД. СУБД
|
|
| 16
| Практическая работа № 12 «Создание реляционной БД»
| П.р.
|
| 17
| Практическая работа № 13 «Создание генеалогического древа семьи»
| П.р.
|
| 18
| Использование формы для просмотра и редактирования записей
Практическая работа № 14 «Создание формы»
| П.р.
|
| 19
| Отбор и сортировка данных. Фильтр, запрос. Отчёты
Практическая работа № 15 «Отбор данных с помощью фильтров, запросов. Отчёты»
| П.р.
|
| 20
| Многотабличные БД. Связывание таблиц.
Практическая работа 16 «Многотабличные БД»
| П.р.
|
| 21
| Практическая контрольная работа № 3 «Базы данных и СУБД ».
|
|
| Технология создания и обработки графики (6 часов)
| 22
| Цветовой охват. Палитры RGB и CMYK.
|
|
| 23
| Растровая и векторная графика.
|
|
| 24
| Практическая работа № 17 «редактирование изображений Gimp2»
| П.р.
|
| 25
| Практическая работа № 18 «редактирование изображений Gimp2»
| П.р.
|
| 26
| Решение задач ЕГЭ на тему «Обработка графической информации»
|
|
| 27
| Контрольная работа № 4 «Технология создания и обработки графики»
|
|
| Коммуникационные технологии (4 часа)
| 28
| Адресация в Интернете. Практическая работа № 18 «IP-адрес в различных форматах»
|
|
| 29
| Основы HTML Практическая работа № 19 «Создание WEB-страницы: текст, графика, фон, бег. строка»
| П.р.
|
| 30
| Решение задач ЕГЭ по теме «Коммуникационные технологии»
|
|
| 31
| Контрольная работа № 5 «Коммуникационные технологии»
|
|
| 32
| Обзор КИМов ЕГЭ.
|
|
| 33
| Обзор КИМов ЕГЭ.
|
|
| 34
| Обзор КИМов ЕГЭ.
|
|
| |