Скачать 45.13 Kb.
|
Мастер-класс «Использование медиаресурсов на уроках географии и экологии» учителя лицея №3 им. П.А.Столыпина Бесстрашновой Н.А. Недавно ушедший из жизни гениальный польский мыслитель Станислав Лем подарил миру яркую метафору: информационный взрыв. Человечество переживает невиданный доселе взрывоподобный рост количества информации, и процесс этот идет с нарастанием. В частности, он проявляется в быстром увеличении количества новых средств массовой информации. Россия по этому показателю – одна из наиболее динамичных стран в мире. Медиасфера в нашей стране за последние двадцать лет демонстрирует чрезвычайно высокую динамику развития, не перестающую вызывать удивление. Ни экономический спад 1990-х, ни социально-политические трансформации не смогли создать препятствие этому процессу. Быстро развивается Интернет, медиарынок России, увеличивается возможность телевизионного вещания. Все это может сослужить очень хорошим подспорьем учителю на уроках, если выбрано в «то время и в том месте». Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия. Multimedia - (англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др. В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации: · Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. · Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий медиаресурсов. По методическому назначению это может быть:
Широкое использование средств мультимедиа породило название уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
Пример: на уроке формирования знаний о территории Росси в 8-м классе можно предложить обучающимся просмотреть кадры х/ф «Борис Годунов», где идет рассуждение о территории России. Одновременно с просмотром предложите обучающимся определить территорию нашего государства в ту историческую эпоху. Данный прием не только позволит вспомнить драматическую повесть Пушкина, но и с художественной точки зрения посмотреть на карту того времени, людей того времени, услышать картографические названия частей России, произнесенных литературным языком. («Б.Годунов» - А.С.Пушкин – фильм Ф.Бондарчука 1 часть(49.00-50.30 ) http://narkom.su/5232-boris-godunov-hdrip-720-1986-god-smotret-onlayn-lentu-kino-besplatno.html)
Пример: моделирование положения Земли относительно Солнца и т.п. явлений в режиме функциональности. Модель "Вращение Земли вокруг Солнца"
Пример: страничка сайта школы со ссылками на ресурсы Инета http://moysosh3.ucoz.ru/index/uchenikam/0-67
Пример: на уроке географии 11-классникам предлагается проанализировать информации программы ТВЦ «В центре событий с Анной Прохоровой» (http://www.tvc.ru/vv.aspx?vid=be1f495a-c6c2-45de-b15f-841b5355165c&faid=66c9e010-40f6-4ef2-93b4-250d6f11b880&fn=0 в центре событий 11.11) Вопросы анализа:
Пример: презентационный фонд, в т.ч. презентация «Южные материки»
Пример: просмотрев отрывок фильма С.Хокинга «Инопланетяне» http://video.mail.ru/inbox/mihalych.53/3837/3843.html (7.05-9.50),
Таким образом, мы видим насколько широки возможности медиаресурсов на уроках. Я счастлива, что имею возможность использовать их и повышать познавательную активность обучающихся. Закончить мастер-класс я хочу словами Р. Рождественского Я жалею о том, что не видел лица всей Земли, Всех её океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вёл по свету мои корабли, Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен, Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен, И в начале весны голубеют фиалки в Париже. Медиаресурсы не дадут нам нам скучать, а позволят все это увидеть!!! |