Скачать 230.96 Kb.
|
Западное управление министерства образования и науки Самарской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОСВОЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС тема: «РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ» Выполнила: Климина Наталья Владимировна, учитель информатики ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани г.Сызрань, 2012 г. Введение Актуальность проблемы. В современных условиях интеллектуальный потенциал населения любого общества является основанием его прогрессивного развития. Поэтому современная школа должна быть ориентирована на интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Следовательно, все способы и формы организации учебного процесса общеобразовательного учреждения должны быть подчинены цели всестороннего развития личности обучающегося. Мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является умственное развитие школьников, а именно: развитие абстрактно-логического, теоретического, практического, умозаключительного, творческого, критического, операционального и креативного мышления. Информатика – относительно молодая и быстроразвивающаяся наука. В наше время повсеместного распространения компьютерной техники человеческие знания о природе информации, способах ее получения, обработки, хранения и передачи на расстояние приобретают общекультурную ценность. Изучение информатики и ИКТ в школе должно преследовать общеобразовательную и прагматическую цели: освоение учащимися фундаментальных понятий современной информатики и освоение навыков обработки информации с помощью компьютерных средств. Так как уроки информатики носят, в основном, деятельностный характер и направлены на создание и преобразование информационных объектов, то важно обратить внимание на развитие операционального мышления на уроках информатики. Также, в силу возникновения нестандартных ситуаций в жизни каждого гражданина, необходимо научить выпускника находить выход из проблемной ситуации нестандартными (креативными) методами. А значит - развивать креативное мышление. Гипотеза: для решения одной из важнейших задач современной школы необходимо развивать различные виды мышления у школьников, обращая внимание на развитие операционального и креативного мышления на уроках информатики, и использовать современные педагогические технологии на каждом этапе урока информатики с учетом возраста учащихся и рациональности их применения. Цель педагогического эксперимента: применение теоретически обоснованной и практически проверенной системы методов и приемов использования современных педагогических технологий на каждом этапе урока информатики, обеспечивающих развитие операционального и креативного мышления. Задачи эксперимента:
Объект исследования: процесс развития мышления подростков в ходе обучения информатике. Предмет исследования: современные педагогические технологии, обеспечивающие развитие операционального и креативного мышления. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение опыта применения современных педагогических технологий, изучение результатов диагностики креативности мышления и состояния операционального мышления подростков. Теоретическая значимость заключается в проведении анализа научно-методической литературы, современных педагогических технологий и опыта их применения на уроках информатики для развития операционального и креативного мышления, в результате которого выделены основные образовательные технологии, оптимальные для применения на уроках информатики на основной и средней ступенях обучения. Практическая значимость состоит в применении результатов исследования в профессиональной деятельности. Новизна состоит в аргументированном применении современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие операционального и креативного мышления на конкретном этапе урока информатики. Терминология, описание операциональной структуры мышления и признаков креативности мышления. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. Операциональное мышление - общее название Ж.Пиаже для когнитивных принципов, участвующих в конкретных операциях и формальных операциях. Обратим внимание, что сторонники Пиаже ограничивают использование термина «операциональный» этими двумя когнитивными стадиями, на которых дети демонстрируют модели поведения, которые обнаруживают мышление, управляемое логической системой. (Психологическая энциклопедия) Когнитивное развитие в подростковом возрасте включает в себя:
Мышление выявляет и использует отношения действительности при помощи действий. Система этих действий составляет операциональные структуры мышления. Для педагогической психологии существенно, что эти структуры зависят от способа обучения, которым формируется мышление. Так, при первом способе мышление формируется через сообщение, заучивание и использование готовых общих правил. В этом случае основой мыслительных операций становится преимущественно связь общего правила и объектов, к которым оно применимо. Такого рода связи играют важную роль при решении типовых задач и вообще при применении к конкретным случаям тех или иных формул или правил. Второй способ формирования операциональной структуры мышления – усвоение отношений, на которые опирается мышление. При этом способе учащиеся сами обнаруживают свойства и отношения объектов в процессе деятельности с ними, а затем с их помощью решают определенные задачи. Здесь на первый план выдвигаются мыслительные операции, которые выявляют существенные свойства и отношения объектов. Такими операциями будут отождествление, различение, анализ, синтез. Формирование операциональных структур мышления сводится к усвоению умений правильно осуществлять мыслительные операции и действия над объектами, представлениями и понятиями в соответствии с решаемой задачей. Обучить мышлению с этой точки зрения – значит научить человека тому, как следует осуществлять указанные операции и процессы применительно к определенным классам объектов и задач. Обучение операциональному мышлению всегда осуществляется на определенном содержательном материале и состоит в том, чтобы обучить школьников конкретным приемам умственной деятельности, необходимым для выявления свойств данного материала и их использования при решении учебных или практических задач. Согласно Чарльзу Т. Тарту (профессор психологии Калифорнийского университета) «…операциональное мышление – одно из высочайших достижений человеческого ума. Оно состоит в возможности создавать образы или другие формы умственного представления о реальности. После создания таких представлений вы можете произвольно манипулировать или играть с ними для получения ответов на вопросы типа: "Что произойдет, если ...?" в пространстве вашего ума. Манипулирование этими образами может происходить в соответствии с определенной формальной логикой (каковых существует множество), быть нелогичным, или случайным, в одном из крайних случаев, или же быть антилогичным, или интуитивным, в другом крайнем случае. Это часто гораздо более безопасно, чем выяснять "Что будет, если...?" в реальной действительности. Операциональное мышление также дает нам возможность быть более эффективными и изобретать новые способы выполнения тех или иных дел…» Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. По Э.П.Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Д.Л.Джонсону (1973 г.), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Креативность мышления связана с творческим мышлением. Психологи не пришли пока к единому мнению об отождествлении креативного и творческого мышления. Кто-то может заметить, что креативность обычно противопоставляют разуму и логике, и, тем более, критичному взгляду на мир. Креативность – полная противоположность шаблонности. Обучение творческому мышлению по целям и характеру не совпадает с обучением понятийному, логическому мышлению. Обучение творческому мышлению, наоборот, требует подвергать все усваиваемые понятия и методы критике и оценке. Оно должно учить человека видеть ограниченность усваиваемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по сравнению с подлинной действительностью. Творческое мышление должно учить человека видеть различие между реальными фактами и представлениями о них. Творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под готовые представления о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир, пригодный для понимания, а создавать понимание, пригодное для объяснения реального мира. Диагностика сформированности операционального и креативного мышления. Для диагностики сформированности операционального мышления я проводила тестирование школьников по методике исследования быстроты мышления (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000): Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Инструкция: перед Вами бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 мин. необходимо определить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, в единственном числе. Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ К-ША О-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь В-ЗА З-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГА В-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НО П-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А Обработка результатов Подсчитать количество правильно составленных слов. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов: - менее 20 слов из 40 – низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.; - 21-30 слов – средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.; - 31 и более слов – высокая быстрота мышления и подвижность Н.П. Для изучения уровня развития креативности школьников я использовала опросник креативности Д.Л.Джонсона, адаптированный Е.Е.Туник: Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Текст опросника Творческая личность способна:
Лист ответов Дата _____________ Школа___________Класс___________Возраст______________ Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________ (заполняющий анкету) В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно. В результате тестирования я получила следующую картину состояния уровня сформированности операционального мышления и креативного мышления: Уровень сформированности операционального мышления: Количество протестированных человек: 21 (учащиеся 9 класса) Количество человек, имеющих результат теста <20 баллов: 16 (76%) Количество человек, имеющих результат теста от 21 до 30 баллов: 5 (24%) Количество человек, имеющих результат теста выше 31 балла: 0 Уровень креативности мышления на основе самооценки креативности в 10 классе: Количество протестированных человек: 24 Очень высокий уровень креативности имеют: 0 Высокий уровень креативности имеют: 6 (25%) Нормальный, средний уровень креативности имеют: 10 (42%) Низкий уровень креативности имеют: 6 (25%) Очень низкий уровень креативности имеют: 2 (8%) Так как полученные результаты не могли удовлетворять меня, как учителя, то я приняла решение проанализировать и применить на практике систему методов и приемов современных педагогических технологий для развития операционального и креативного мышления на уроках информатики. Для этого организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой:
Кроме акцента на развитие операционального и креативного мышления я не должна забывать о сохранении здоровья учеников и создании психологически комфортных условий для развития других личностных качеств учащихся. Это также накладывает отпечаток на выбор современных педагогических технологий, применяемых на уроке. Среди множества известных современных педагогических технологий для достижения цели эксперимента я считаю целесообразным применять следующие:
Использование современных образовательных технологий на уроке информатики:
Результат применения и комбинирования современных педагогических технологий на уроках информатики:
Ожидаемые результаты:
Планируемые доработки:
Заключение: Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными. Мы не можем полностью отказаться от применения традиционных педагогических технологий, так как некоторые темы рационально вводить именно объяснительно-иллюстративным методом. Такими темами в информатике являются «Программирование на процедурном и объектно-ориентрованном языке программирования», «Основы логики», «Моделирование». 20> |
Тема школы: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс... Внедрять в образовательный процесс новые технологии через проведение фестивальных уроков, научно-практическую конференцию, работу... | Пояснительная записка Учебно тематический план Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий | ||
Пояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий | Пояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий | ||
Пояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий | План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики Методическая тема школы «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения... | ||
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению... Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио в образовательный процесс /Сост. Другова... | Положение о конкурсе цифрового урока "Умный урок smart" Стимулирование внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс | ||
Мбоу «прогимназия №27 «академия детства» проект Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам края Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | ||
Программа развития мбоу «верхнемактаминской оош» ... | Краткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных... Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов.... | ||
А. А. Крайнов преподаватель спецдисциплин машиностроения курса гбоу... Образовательный проект «лаборатория современных машиностроительных технологий». Опыт реализации | Однако перед педагогами встают вопросы: Эффективно ли эпизодическое... Формирование умений учащихся на уроках физики с использованием современных педагогических и информационных технологий | ||
Эксперимента Инновационный образовательный проект, основанный на принципах «погружения в этническую среду» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить работу по совершенствованию качества преподавания и качества знаний учащихся, по внедрению современных педагогических... |