С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации»





Скачать 57.31 Kb.
НазваниеС. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации»
Дата публикации08.08.2013
Размер57.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
С.С. Кабанова, Н.С. Буслова

г. Тобольск, ТГСПА им. Д.И. Менделеева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ»

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

На данный момент не прекращаются попытки найти стимулы, которые привлекут школьников к учебе. Ухищрения учителей поражают воображение - это: оценки (заниженные, завышенные, поощряющие), создание ситуаций успеха, использование мультимедиа и компьютерных технологий, применение электронных энциклопедий, допуск к самостоятельному использованию технических средств «продвинутых» учеников, нетрадиционные уроки, соревнования и многое другое.

Особое значение в решении проблемы вовлечения учащихся в учебную деятельность приобретает дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов обучения.

Одним из способов вовлечения обучаемых в учебную деятельность является включение в учебный процесс занимательности. Данный термин достаточно сложно определить однозначно, еще труднее правильно включить его в учебный процесс. При грамотном применении занимательности эффективность обучения резко увеличивается, возрастает мотивация учения, ученики с радостью приходят на урок.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Наиболее часто такие формы используются в начальной школе – это уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины и т. Д. В VII–IX классах в связи со сменой акцентов в деятельности учеников рассматриваемые формы организации уроков применяются редко и обычно учителя ограничиваются уроками-путешествиями и уроками-играми. Основная деятельность, построенная на занимательности, переносится на внеклассные мероприятия – вечера информатики и КВН. В старших классах для инновационных, с точки зрения применения занимательности, уроков места не находится, но и здесь можно их внедрить.

Педагогических средств, через которые реализуется занимательность, достаточно. Это игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины и занимательные задачи (задачи–рисунки, логические мини–задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием).

В настоящее время существует огромное количество видов занимательных задач. Так, Теплова Л.И. выделяет такие типы занимательных задач, как аналогия, исключение лишнего, «в худшем случае», классификация, логические задачи, перебор, задачи с геометрическим содержанием, задачи «на переливание», задачи-шутки, ребусы и кросснамберы, занимательные задания [2].

Юматова О.Е. – задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов, задачи-шутки, задачи с неполным условием [3].

Макарова Н.В. – загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, исключение лишнего, одним росчерком пера, логические задачи.

Рассматривая вышеизложенные классификации можно выделить следующие типы занимательных задач, которые наиболее подходят для использования на уроках информатики, а именно при изучении темы «Основы алгоритмизации»:

  • задачи-рисунки;

  • логические мини-задачи;

  • логические задачи;

  • задачи-шутки;

  • лингвистические задачи;

  • задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов;

  • задачи с неполным условием;

  • загадки;

  • ребусы;

  • кроссворды.

Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время. Их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной-двух. Для более качественного обучения с использованием занимательных задач существует ряд рекомендаций:

  • Не рекомендуется применять в учебном процессе задачи с «мрачным» сюжетом. Если подобная задача встретилась в литературе, то лучше преобразовать ее условие так, чтобы она по-прежнему носила обучающий эффект, но не вызывала негативных эмоций.

  • Количество занимательных задач на уроке не должно превышать двух (кроме уроков контроля).

  • Занимательные задачи не должны выступать прямым стимулом в обучении информатике.

  • В некоторых случаях имеет смысл использовать занимательные задачи для эмоциональной разгрузки, но нельзя акцентировать на этом внимание обучаемых.

  • Не рекомендуется предварять решение таких задач словами: «А теперь давайте отдохнем и решим занимательную задачу».

  • Не рекомендуется также выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом (хотя такие ответы обучаемых могут и должны влиять на общую оценку при проверке большого блока материала).

  • Занимательные задачи полезно использовать на обобщающем уроке и в качестве конкурсных заданий на внеклассных мероприятиях.

  • Количество и сложность задач подбираются на усмотрение учителя [1].

Далее представлены примеры занимательных задач по теме «Основы алгоритмизации», разработанные самостоятельно, а также взятые из различных источников.

Задачи-рисунки. Угадай пословицу (Ответ: 7 раз отмерь – один отрежь).


Логическая задача

У причала стояла лодка, которая могла перевозить не больше двух человек. К реке подошли четверо, которым было необходимо переправиться на противоположный берег. Все они переправились через реку без посторонней помощи и продолжили свой путь, причем лодку поставили на тот же причал, откуда ее и взяли. Возможно ли такое? [5, с. 6] (Да, так как люди подошли к реке с двух сторон).

Лингвистические задачи

ИОЛИЛПТСНЕЬ (исполнитель)

ИЕЛЕВВЕТН (ветвление)

АИГРМЛОТ (алгорим)

Ребусы



(Последовательность)



(Алгоритм)


Загадки

  1. Я просто волшебник.

Вот Вам превращение:

Я букву меняю в названии моем

И получается движение (Маг - Шаг)

  1. Что общего между деревом и алгоритмом? (Ветвление)

  2. Слово, которым можно назвать человека или устройство, действующих по определенному алгоритму. (Исполнитель).

Библиографический список:


  1. Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие [Текст] / И.Д. Агеева. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.

  2. Зубрилин А.А., Чаткина И.А. Занимательные задачи в базовом курсе информатики (методологический анализ) // совершенствование учебного процесса на основе новых информационных технологий: Межвуз. сб. науч.-метод. трудов. Вып. 6. Саранск: Мордов. гос. пед. Ин-т, 2006. – 157 с.

  3. Макова Т.Н. Элементы занимательности в курсе информатики : [опыт учителей сред. шк. № 27 г. Ярославля] [Текст] / Т.Н. Макова, Г.Д. Редченкова // Информатика и образование. - 2000. - № 5. - С. 30-37.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconА. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconА. И. Фазылов. Тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Формирование...
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconА. Р. Иманова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Науч рук доцент,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconО. Юрьева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образы нимф и сатиров...
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconЭ. А. Аминова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск моу «сош№7», г. Нефтеюганск, хмао
Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы,...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconГ. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева Разработка тестов в среде Adobe
Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconРабочая программа учебной дисциплины «програмирование и основы алгоритмизации»
Целью дисциплины является изучение способов программирования и алгоритмизации математических и теплоэнергитических задач с использованием...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заканчивает раздел «Основы алгоритмизации и программирования» темы «Численные методы решения задач на компьютере» и «Информационное...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconПравописание причастий и использование их в речи
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов при изучении...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить и закрепить знания приобретенные при изучении данной темы. Уметь применять полученные знания при решении задач и в...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconТемы контрольных работ по предмету «Основы философии»
Философию нельзя рассматривать как строго установленные догмы, она динамична. Знания предлагаемого вам предмета «Основы философии»...
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconИванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии
Использование частично-поискового метода обучения при изучении темы «классификация неорганических веществ» 8 класс
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconКурсовая работа Использование цор при изучении темы «Предел последовательности» в шкм
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева использование занимательных задач при изучении темы «основы алгоритмизации» iconУрок математики в 8 классе 8вида
Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск