Скачать 58.65 Kb.
|
Тема: СИНЯЯ СКАЗКА ГЖЕЛИ. Цели: 1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностью росписи. 2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре. 3. Развивать творческую активность, навыки работы с компьютерной графикой в среде графического редактора Paint. Задача: Помочь учащимся выполнить эскиз декоративной тарелки средствами графического редактора для последующей её росписи. Оборудование и материалы: 1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики. 2. Схема – таблица с изображением гжельских узоров. 3. Игра «Определи народный промысел», выполненная средствами среды программирования ЛогоМиры. 4. Презентация «Синяя сказка Гжели», для демонстрации с помощью мультимедиапроектора. 5. Карточки лото для рефлексии по количеству учащихся. Тип урока: изучение нового материала. План урока:
Ход урока: 1.Оргмомент. -Урок рисования. Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. 2.Повторение предыдущей темы. Прежде, чем мы начнём знакомство с новым чудом, давайте проверим, что вы усвоили с прошлых уроков. А поможет нам в этом наш друг компьютер и маленькая игра, которая называется «Определи народный промысел». На экранах мониторов вы видите изображения 12 народных игрушек, ниже названия промыслов, в которых они выполнены. Ваша задача распределить каждую игрушку на своё место. Распределяем, перетаскивая картинку левой кнопкой мыши на тот цвет, который соответствует виду игрушки. Затем нужно нажать кнопку ПРОВЕРКА. Если вы всё сделали правильно, все игрушки останутся на тех местах, куда вы их поставили, если – нет – вернутся на прежнее место. Начали, на работу 5 минут, потом я проверю, что у вас получилось. -Что вам помогло распределить игрушки? (роспись). -Молодцы! 3. Новый материал. (слайды 1-3) А теперь послушайте легенду. Давным–давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили племена первобытных людей, в одном из племён жил молодой человек. Был он не таким как все. Нет, на охоту он, конечно, ходил, да только всё время на что-нибудь отвлекался – то камушек разглядывает, то на земле или камне что-нибудь рисует. И вот однажды нашёл он странную землю. Была та земля мягкой и податливой. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Правда был тот горшок ещё не очень хорошим, пропускал воду, трескался. Но ведь начало – половина дела. Благодаря этому человеку в племени появилась первая посуда. Прошло ещё много времени, может быть целые столетия, и другие люди додумались для прочности обжигать горшки на огне. Тогда к горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… маленькие, а подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. И форма была то совсем простая, а то замысловатая. (слайд 4) Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина. Керамика бывает разная. Один из видов её – майолика, т.е. посуда, сделанная из цветной глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров (слайд 5). (слайд 6) ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». (слайды 7 -10 ) это белоснежные чайники, подсвечники, часы, фигурки людей, животных, шахматы. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись! (слайд 11 ) самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки. (слайд 12 - 16) Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках. Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. 4. Физминутка. Давайте немного отдохнём и потом будем работать дальше. Чудо – птицы прилетели (взмах руками вверх), Прилетели к нам из Гжели (опустить руки). На ветвях они присели (присесть), Вдруг вспорхнули, улетели (встать). Физминутка для глаз. Тихонько сядьте за парты, крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи. 5.Постановка художественной задачи. Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо – мастерами и создать свой эскиз сказочной тарелки. Работать вы будете с помощью компьютера. У каждого из вас на рабочем листе в графическом редакторе Paint заготовка-меню из основных элементов гжельской росписи. Кроме того элементы росписи у нас и на доске (технологическая карта). Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор. Для вдохновения перед вами образцы гжельской керамики (изображения). Давайте вспомним, какие способы работы в графическом редакторе нам понадобятся? (сборка рисунка из фрагментов, отражение и поворот фрагмента). -Как выполняется сборка рисунка из фрагментов? (выделяем нужный фрагмент с помощью инструмента выделение и с помощью левой кнопки мыши перетягиваем в нужное место). -Хорошо. Где находится команда отразить / повернуть? (в меню рисунок). -Не забывайте, что для своего рисунка вы берёте не сам элемент меню, а его копию. -Ну что ж всем удачи! Приступаем к работе. 6. Выполнение практического задания. 7. Подведение итогов. -Все работы мне понравились, вы молодцы (выставление оценок за практическую работу). Эти эскизы нам пригодятся на следующем уроке, по ним вы выполните роспись декоративной тарелки по мотивам гжельской росписи. Ну и чтобы подвести итог, давайте проверим, что же каждый из вас запомнил с сегодняшнего урока. Перед вами на партах лежат карточки лото, такие же ,как на экране. Рядом в конверте фишки, которые вы должны разложить в нужное место на карточке. После выполнения, мы сравним ваш результат с правильным. Удачи! -Проверьте, пожалуйста, если у вас после выполнения задания получилось вот, такое изображение значит всё правильно. Молодцы. (оценивание работ и комментирование). Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания. ое место на карточке. егодняшнего урока. гиваем в нужное место). лых ножках. Литература:
|