Частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омская юридическая академия» Кафедра математики и информационных технологий
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры математики и информационных технологий,
протокол от 18 января 2013 г. № 5 Зав. кафедрой математики и информационных технологий
___________________ А. А. Романова
18 января 2013 г.
| УТВЕРЖДЕНО
на заседании Методического совета,
протокол от 24 января 2013 г. № 4
Председатель Методического совета, первый проректор
_______________ М. Э. Романовский
31 января 2013 г.
| ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
| для поступающих, имеющих среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, на обучение по программам бакалавриата
Отвественный секретарь приемной комиссии Омской юридической академии ____________________Н. В. Захарова
31 января 2013 г.
| Составитель:
доцент кафедры математики и информационных технологий,
к.ф.-м.н.
______________ А. А. Романова
18 января 2013 г.
|
Омск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая примерная программа проведения вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
Результаты освоения базового курса информатики должны отражать:
– сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
– владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
– владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
– владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
– сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
– владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
– сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ
Информация. Кодирование информации
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Информация как мера упорядоченности в неживой природе, информация и энтропия. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении, системы с обратной связью. Информация и знания, количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний, единицы измерения количества информации.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодирование генетической информации, генетический алфавит, расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий. Двоичное кодирование информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. Системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, двоичная система счисления, двоичная арифметика, системы счисления, используемые в компьютере.
Основы логики и логические основы компьютера
Алгебра высказываний; базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений; построение таблиц истинности логических выражений. Логические схемы основных устройств компьютера (сумматор, регистр).
Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов, формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы. Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы).
Процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объекты – свойства и методы, событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания; модели материальные и модели информационные. Системный подход к окружающему миру; объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов); объектно– ориентированное моделирование. Построение формальных моделей с использованием формальных языков (алгебры, алгебры логики, языков программирования). Построение и исследование с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.
Компьютер и программное обеспечение
Функциональное устройство компьютера; обмен информацией между устройствами компьютера; производительность компьютера. Устройства ввода информации (клавиатура, мышь, сканер, цифровые камеры, микрофон и звуковая карта), устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, акустические системы). Устройства хранения информации (магнитные и оптические носители информации). Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту, техника безопасности в компьютерном классе. Файловая система и ее представление с помощью графического интерфейса.
Установка программ; защита информации. Программное управление работой компьютера, операционная система. Основные объекты графического интерфейса (окна, панели, флажки и др.). Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Стандартные, служебные и мультимедиа программы. Установка аппаратного и программного обеспечения. Системы программирования (интерпретаторы и компиляторы). Прикладное программное обеспечение; архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов; основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними; шаблоны документов и стили форматирования; печать документов. Основные форматы текстовых файлов и их преобразование; кодировки кириллицы. Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.). Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам. Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста. Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей, автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Технология обработки графической информации
Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов, печать изображений. Компьютерное черчение, создания чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР). Создание мультимедийных компьютерных презентаций: рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации), демонстрация презентаций. Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.
Технология обработки числовой информации
Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов и электронных таблиц.·Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах. Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм. Домашняя бухгалтерия. Исследование в информационных моделей из курсов математики, физики, химии, истории и других с помощью электронных таблиц.
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Создание баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД). Виды и способы организации запросов для поиска информации; сортировка записей; печать отчетов. Органайзеры (записные книжки), словари, энциклопедии. Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.
Коммуникационные технологии
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет, система адресации (IP-адреса и доменные имена), протокол передачи данных TCP/IP, универсальный указатель ресурсов (URL – Universal Resource Locator), основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность, передача информации по коммутируемым телефонным каналам, модем. Локальные компьютерные сети, топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги), настройка почтовых программ, почта с Web-интерфейсом. WWW-технология, Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц). Загрузка файлов с серверов файловых архивов, менеджеры загрузки файлов. Интерактивное общение (chat), потоковые аудио– и видео, электронная коммерция, географические карты; поиск информации (документов, файлов, людей).
Основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language), форматирование текста, вставка графики и звука. Гиперссылки, интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах, система навигации по сайту, инструментальные средства разработки, публикация сайта. Защита информации от несанкционированного доступа. Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).
Социальная информатика
Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития, проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных, лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности, этические нормы поведения в компьютерных сетях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ АБИТУРИЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. – 8-е изд. – М.: БИНОМ, 2012. – 246 с.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10 класс. – Базовый уровень. – М.: БИНОМ, 2009. – 212 с.
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 11 класс. – Базовый уровень. – М.: БИНОМ, 2008. – 188 с.
4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10 класс. – Профильный уровень. – М.: БИНОМ, 2008. – 387 с.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 11 класс. – Профильный уровень. – М.: БИНОМ, 2009. – 308 с.
6. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 10 класс. – М.: БИНОМ, 2005.
7. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 11 класс. – М.: БИНОМ, 2005.
8. Гейн А.Г. и др. Информатика. 10-11 классы. – М. Просвещение, 2005.
9. Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. – M.: БИНОМ, 2012. – 199 с.
10. Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. – M.: БИНОМ, 2012. – 215 с.
11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 7 класс. – М.: БИНОМ, 2010. – 173 с.
12. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс. – М.: БИНОМ, 2011. – 178 с.
13. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 класс. – М.: БИНОМ, 2012. – 295 с.
14. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. 8-9 классы. – М.: .БИНОМ, 2005.
15. Гейн А.Г. Сенокосов А.И. Информатика. 7-9 классы. – М. Дрофа, 2005.
16. Макарова Н.В. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – СПб.: Питер, 2007.
17. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум. Ч. 1, 2. (7-11 классы). -3-е изд. – М.: БИНОМ, 2011.
18. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям для учащихся профильных классов (естественно– математический профиль) 10-11 классы. – М. Лаборатория базовых знаний, 2005.
19. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ, 2005.
20. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: БИНОМ. 2005.
21. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. – М.: БИНОМ, 2004.
22. Шауцкова Л.З. Информатика. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2003. – 416 с.: ил.
23. Окулов С.М. Информатика. Развитие интеллекта школьников. – М.: БИНОМ, 2005.
24. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ, 2005.
25. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ, 2004.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) проводится в письменной форме (компьютерное тестирование). В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории. С собой необходимо иметь: паспорт и ручку (синюю или черную). После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответов. Продолжительность вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) составляет 1 академический час (45 минут).
Экзаменационная работа по информатике и информационным технологиям состоит из 4 разделов:
1. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы.
2. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
4. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Основы социальной информатики
Предложенные варианты содержат тестовые задания закрытого типа. Решение заданий этого типа предполагает выбор одного (или нескольких) правильного ответа из предложенных вариантов. К каждому заданию дано 4-5 ответов, один или несколько из которых являются правильными. Необходимо внимательно прочитать каждое задание и проанализировать варианты ответа. При выполнении работы необходимо для каждого задания выбрать тот ответ (или те ответы), которые, по мнению абитуриента, являются правильными. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов (за одно задание абитуриент может получить не более 5 баллов, если верных вариантов ответов несколько), 0 баллов ставится за неправильный ответ.
Использование черновых записей на экзамене допускается. Не разрешается пользоваться пособиями, справочниками и словарями.
По окончании отведенного времени выставляется общая балльная оценка, которая сообщается абитуриенту в приемной комиссии. Максимальное количество баллов, которое может набрать абитуриент, – 100 баллов. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), соответствует уровню, устанавливаемому Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, подтверждающему освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствующем календарном году.
Абитуриенты, освобождённые от сдачи ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) по состоянию здоровья, проходят собеседование по тестовым заданиям в устной форме. Собеседование проводят два экзаменатора, в работе которых может участвовать в порядке контроля председатель предметной экзаменационной комиссии.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1) Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:
полной;
полезной;
актуальной;
достоверной;
понятной.
2) К формальным языкам можно отнести:
английский язык;
язык программирования;
язык жестов;
русский язык;
китайский язык.
3) Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу
1110
1710
25610
100110
1000110
5) Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
размера экрана монитора;
тактовый частоты процессора;
напряжения питания;
быстроты нажатия на клавиши;
объема обрабатываемой информации.
6) При отключении компьютера информация стирается:
из оперативной памяти;
из ПЗУ;
на магнитном диске;
на компакт-диске.
7) Операционная система это –
совокупность основных устройств компьютера;
система программирования на языке низкого уровня;
программная среда, определяющая интерфейс пользователя;
совокупность программ, используемых для операций с документами;
программ для уничтожения компьютерных вирусов.
8) Загрузочные вирусы характеризуются тем, что:
поражают загрузочные сектора дисков;
поражают программы в начале их работы;
запускаются при запуске компьютера;
изменяют весь код заражаемого файла;
всегда меняют начало и длину файла.
9) Свойством алгоритма является:
результативность;
цикличность;
возможность изменения последовательности выполнения команд;
возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;
простота записи на языках программирования.
10) Выберите верное представление арифметического выражения на алгоритмическом языке:
x + 3y / 5xy
x + 3*y / 5*x*y
(x + 3y) / 5xy
(x + 3*y) / (5*x*y)
x + 3*y / (5*x*y)
11) К числу основных функций текстового редактора относятся:
копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
строгое соблюдение правописания;
автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
12). Редактирование текста представляет собой:
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
13) Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
точка экрана (пиксель);
прямоугольник;
круг;
палитра цветов;
символ.
14) Сетка которую на экране образуют пиксели, называют:
видеопамять;
видеоадаптер;
растр;
дисплейный процессор.
15) Электронная таблица представляет собой:
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
совокупность пронумерованных строк и столбцов;
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
16) Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:
5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;
5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;
5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;
5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .
17) Наиболее распространенными в практике являются:
распределенные базы данных;
иерархические базы данных;
сетевые базы данных;
реляционные базы данных.
18) В каком диалоговом окне создают связи между полями таблиц базы данных:
таблица связей;
схема связей;
схема данных;
таблица данных?
19) Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:
магистралей;
хост-компьютеров;
электронной почты;
шлюзов;
файл-серверов.
20) Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:
доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю;
интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;
сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети;
управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.
разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.
|