С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук





Скачать 80.58 Kb.
НазваниеС. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук
Дата публикации02.07.2013
Размер80.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


С. Ф. Мартынович

Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук

  1. Мартынович С. Ф. Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук (Пленарный доклад) // Коммуникативные аспекты языка и культуры: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Часть 1 / Гл. ред. С. А. Песоцкая. - Томск: Изд-во ООО «Графика», 2008. С. 14-19.
    ISBN 978-5-911-54-018-0


Коммуникация как определенный способ бытия человека-в-мире в ходе формирования наук становится предметом научного исследования, предметом теоретического и эмпирического исследования коммуникации. Коммуникация может быть понята: (1) как смысловое содержание межличностного общения, социального взаимодействия; (2) как движение информации в когнитивных процессах, которые свойственны человеческим отношениям, взаимодействию компьютерных систем. Человеческая коммуникация состоит в социальном движении информации, направленном на установление понимания в процессе функционирования социальных отношений. В процессе коммуникации Я и Другой вступают в межличностные отношения, реализуя в них свои желания и цели, потребности и интересы.

Коммуникация обладает деятельностной природой. Действие становится коммуникативным, если оно направлено на трансляцию смысла, информации, смысловой информации в контексте межличностных и социальных взаимодействий. Определенное действие, являясь сингулярным феноменом, включается в различные цепи коммуникативных отношений.

Поскольку движение информации осуществляется в знаковой форме, постольку оно регулируется правилами отношения знаков к знакам (синтактика), знаков к предметам (семантика), знаков к субъектам коммуникации (прагматика). Семиотика как общая теория знаков исследует синтаксические, семантические и прагматические отношения, которые включены в содержания коммуникативных действий и процессов1.

Язык есть реальное многообразие возможностей семиотических отношений, реализуемое в конкретных коммуникативных действиях. Язык предоставляет субъектам коммуникации общие средства коммуникации, среди которых имеются знаки, а также синтаксические, семантические и прагматические правила оперирования ими.

Многообразные возможности коммуникации реализуются в ее конкретных видах: телесные (невербальные) и вербальные коммуникации, изустная и письменная коммуникации, непосредственные и опосредованные виды коммуникации, межличностная и массовая коммуникации.

Обычные разговоры людей друг с другом являются повседневной практикой коммуникации. Разговор диалогичен. Диалог составляет один из видов речевых актов. Исследование истории коммуникации показывает, что в античности сформировался определенный идеал диалогового общения, известный как сократический диалог. Как и диалог вообще, он телеономичен, характеризуется определенной целенаправленностью. Ему свойственна некоторая форма и специфическое содержание. Формой сократического диалога является ироническая диалектика как определенный метод вопрошания. Содержанием же конкретных диалогов, представленных Платоном, являются беседы, проясняющие категориальные смыслы античной культуры. В качестве таких смыслов выступают общие понятия: знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе и другие.

Знаковая форма коммуникации реализуется в многообразных видах. Историческими примерами объективации субъективности в явлениях коммуникации могут быть наскальная живопись древнего человека, глиняные таблички с клинописью, ставшие предметами археологических открытий, печатная продукция, телефонная, кино-, радио- и телекоммуникация, электронная почта, Интернет-форумы и многое другое. В основе этого «многого другого» находятся телесные (невербальные) коммуникации матери и ребенка, которые, как правило, оказываются продуктивными. В противном случае люди не познакомились бы с такими явлениями, как, скажем, «Евгений Онегин» или электронная почта.

Некоторое многообразие коммуникативных действий образует коммуникативный процесс определенной онтологии. Коммуникативные процессы различного онтологического статуса формируют социальное общение, социальные общности автономных сингулярностей, в качестве которых выступают личности.

Как эмпирический феномен коммуникация исследуется различными науками – семиотикой, логикой и лингвистикой, филологией, информатикой и кибернетикой, психологией и социологией, историей и культурологией - комплексами гуманитарных, социальных и технических наук. В принципе, все науки могут внести свой вклад в познание и конструирование коммуникации как многообразия коммуникативных процессов.

Тема коммуникации является конституирующей, например, в психотерапии. Это прямо относится к такой ее ветви, как психоаналитическая психотерапия, которая является коммуникационной. В этой области знания строятся психоаналитические модели психотерапии, например суппортивная модель. Для неё характерна интеграция психоаналитических приемов в структуру поддерживающей психосоциальной реабилитации. К цели суппортивной психотерапии отнесена социальная адаптация больных, которая предположительно достигается посредством коммуникативного и проблемно-решающего поведения2.

На основании опыта научного познания коммуникации строятся ее общие теории. Предлагается идея метатеории социальной коммуникации, в контексте которой ставятся задачи осмысления социальной коммуникации как общенаучной категории, выявление видов и форм коммуникационной деятельности, исследование эволюции социальных коммуникаций, смены коммуникационных культур3.

Особое место в исследовании коммуникаций принадлежит философии. Философия как определенная культура мышления и исследования рассматривает коммуникативные процессы в контекстах метафизического и неметафизического подходов, в контекстах теоретической философии и философской методологии.

В стратегии метафизики коммуникации проясняется личностная определенность социальных общностей, различаются Я-Ты-общности и Мы-общности, дуальные (дружеская пара, например) и плюроперсональные общности (например, род, государство)4. Ставится вопрос о необходимости исследования оснований существенного отличия двуперсональных общностей от общностей плюроперсональных. Оно может быть связано со спецификой функционирования ценностей в бытии конкретных общностей.

Определенным аспектом становления и конкретизации философии коммуникации является философское осмысление природы гуманитарных наук, исследующих универсум (предметный мир) коммуникативных процессов. Гуманитарные науки осмысливаются как науки о мире свободы, как науки о духе, культуре, творчестве, личности, смысле, тексте. В истории традиции накоплен определенный опыт философских концептуализаций предметного мира и методологии гуманитарных наук.

Конкретизация коммуникативной природы гуманитарного бытия и познания свойственна философско-методологическим исследованиям М. М. Бахтина5. Он все определеннее характеризуется как крупнейший философ ХХ века6. В концепции полифонии М. М. Бахтин рассматривает язык как динамическое и диалогическое явление7. В работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках»8 он показывает, что гуманитарные науки есть науки о человеке в его специфике. Человек всегда выражает себя, то есть создает текст. Бытие текста может обладать модусом потенциальности. Изучение человека вне текста и независимо от него понимается как выход за пределы гуманитарных наук. Выразительное и говорящее бытие есть коммуникативный предмет гуманитарных наук.

Особая двупланность и двусубъектность характеризует гуманитарное мышление. Текстология формируется как теория и практика научного воспроизведения литературных текстов. Текст как всякий связный знаковый комплекс (письменный и устный) есть первичная данность всех гуманитарных наук. Мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах есть предметный универсум гуманитарных наук. Коммуникативная природа бытия и познания проявляется в рождении гуманитарной мысли как мысли о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоит иное, данное исследователю только в виде текста.

Характер текста определяется динамическими взаимоотношениями замысла текста и его осуществления. Текст как высказывание включен в речевое общение. Текст понимается как своеобразная монада, отражающая в себе все тексты определенной смысловой сферы.

Диалогические экстралингвистические отношения существуют как между текстами, так и внутри текста. Текст есть индивидуальная, единственная и неповторимая реализация семиотического потенциала определенного языка. Человеческая субъективность (Я и Другой) дана гуманитарным наукам в знаковых выражениях языка. Событие текста возникает «на рубеже двух сознаний». Гуманитарное мышление понимается как диалогическое взаимоотношение текста (предмет изучения) и создаваемого обрамляющего контекста, в котором реализуется познающая и оценивающая мысль. Гуманитарное мышление есть коммуникация двух текстов — готового и создаваемого, двух субъектов, двух авторов, двух сознаний.

Философия культуры Бахтина формируется в архетипе философии интерсубъективности. Культура осмыслена коммуникативно, как форма общения-диалога: культура есть там, где есть как минимум две культуры; самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой9. Я приобретает свою онтологическую определенность в диалогическом общении с Другим. Диалог есть основа взаимопонимания, форма речевого общения. Сознание Другого даны сознанию Я посредством диалогического общения. Суть диалога состоит в том, что он есть диалог культур. В диалоговом понимании культуры все универсалии культуры онтологически диалогичны. Я и Ты, Я и Другой, вступая в диалог, обладают различными культурами, различным пониманием смыслов универсалий культуры. Поэтому диалог Я и Другого есть диалог их культур. Текст как сингулярный способ объективации человеческой субъективности является формой диалогического общения культур. Текст, справедливо отмечает Л. Г. Викторова, всегда направлен на Другого. В этом заключается его коммуникативный характер10. Текст как авторское произведение включен в диалог, если и только если он понятен Другому. Текст-произведение как диалог Я и Другого существует в бесконечном универсуме контекстуальности, который включает в себя контексты предмета описания, автора и интерпретатора. Это определяет диалогичность природы понимания. Оно выступает в виде контекстуального диалога Я и Другого.

Источник:

  1. Мартынович С. Ф. Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук (Пленарный доклад) // Коммуникативные аспекты языка и культуры: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Часть 1 / Гл. ред. С. А. Песоцкая. - Томск: Изд-во ООО «Графика», 2008. С. 14-19.
    ISBN 978-5-911-54-018-0




1 См.: Семиотика /Общ. ред. Ю. С. Степанова. – М.: Радуга, 1983. – 636 с.

2 См.: Вид В. Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. СПб., 1993. Гл. 8. Психоаналитические модели психотерапии.

3 См.: Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. М., 2002. – 461 с. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. — СПб., 1999. — 211с.

4 См.: Гильдебранд, фон Д. Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2003.

5 См.: Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. М.: Азбука, 2000. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361-373, 409-412. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984-1985. М., 1986.

6 См.: Махлин В. Л. Бахтин и Запад (Опыт обзорной ориентации) // Вопросы философии, № 1-2. С. 95.

7 См.: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. М., 1975. С. 234-407.

8 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

9 См.: Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. С. 85.

10 См.: Викторова Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина – В. С. Библера // Парадигма: Журнал межкультурной коммуникации. № 1 (1998) // http://res.krasu.ru/paradigma/1/6.htm


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconДекада гуманитарных наук. С 3 по 14 февраля в школе проводилась декада...
«Арифметические действия над числами» -урок математики в 4 классе –учитель Яцко В. Д
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconИ воспитание гражданина россии
Под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Н. И. Элиасберг
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук icon1. Место психологии религии в системе наук
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconСоциальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного...
...
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconОбеспечение дисциплины основная литература: № п/п
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Учеб для асп и соиск ученой степени канд...
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconНауки о земле
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconС 13 по 20 мая 2013 года
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconРасписание летней экзамнационной сессии
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconКонкурсы российских и международных фондов и программ
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconЗадачах математики. Обзор точек зрения. 6
Проявления рефлексии в математическом познании или – утратила ли математика определенность? 92
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconЮ. Н. Тазьмин меценатство и благотворительность в россии: к вопросу о мотивациях
...
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconРасписание занятий для аспирантов 1 курса по «Истории и философии науки»
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconРасписание бхф на II полугодие 2012/2013 учебного года 3 курс, 6 семестр
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
С. Ф. Мартынович Текстуальная определенность интерсубъективности как предметный универсум гуманитарных наук iconСпособы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную...
Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск