Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах





Скачать 212.63 Kb.
НазваниеВо все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах
Дата публикации30.06.2014
Размер212.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах или существовать в плену времени, пристраиваясь и подстраиваясь под внешнее и преходящее. Другими словами, быть современником или заложником времени.

Позиция современника – не данность. Это задание человеку. Сегодня, может быть как никогда ранее, это задание быть ответственным, надежным, умным, продуктивным, смелым в отношении неизвестного и неизведанного. При этом чрезвычайно важно непритворно идентифицировать себя со своим народом, страной, чувствовать сопричастность их прошлому, настоящему и будущему.

Позиция современника не приобретается раз и навсегда. Ее нужно всякий раз воссоздавать в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Средой, где это возможно и для взрослых, и для юных граждан страны, безусловно, является образование. Смысл подлинного образования – учить быть современником.

Современное отечественное образование, как общее, так и то, которое пока столь неудачно называют «дополнительным» и которое отражает прямой образовательный выбор тысяч российских семей, может и должно взять на себя задачу воспитания у детей позиции современника – как человека активного, ответственного, нравственного, умного, конкурентоспособного, умеющего адаптироваться к неизвестному, воплощать в жизнь свою гражданственность и патриотизм.  Для этого образовательной отрасли необходимы:

- корпус образовательных технологий и практик, формирующих в человеке ответственность, надежность, способность адаптации к неизвестному, способность к самоопределению и выстраиванию собственной нравственной и гражданской позиции;

- специалисты, способные эффективно воплотить в жизнь эти технологии и практики;

- менеджмент (управление) и институты (в том числе, система повышения квалификации), которые обеспечат педагогам возможность максимально продуктивно и результативно реализовывать указанный корпус технологий и практик. 

На решение именно этих задач были направлены проекты «Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» и   «Организация и обеспечение модульного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих модели и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы, учреждений НПО/СПО», выполненные АНО «Центр социальных исследований и инноваций» в рамках исполнения государственных контрактов ФЦПРО.

Первый Межрегиональный образовательный форум «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» собрал ученых, региональных и муниципальных лидеров образования, руководителей образовательных организаций, директоров школ, руководителей и специалистов институтов повышения квалификации, методистов и педагогов.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы развития гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе и организациях среднего профессионального образования» – это итоговое мероприятие по проекту, выполненному АНО «Центр социальных исследований и инноваций в рамках ФЦПРО на 2011-2015 гг.

Название проекта – «Организация и обеспечение модульного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих модели и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы, учреждений НПО/СПО».

Срок реализации проекта – 2011-2013 гг.

В 2011 году в рамках проекта были решены следующие основные задачи:

- разработка вариативной модели (для школы и для учреждений НПО/СПО) и инновационных технологий гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;

- разработка модульной программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих модели и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы, учреждений НПО/СПО;

- разработка методических материалов по внедрению модели и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся для системы повышения квалификации, а также методики информационного сопровождения использования модели и технологий.

Вариативная модель (для школы и для учреждений НПО/СПО) и инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания разрабатывались как решение важнейших проблем гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи:

- девальвация, снижение ценности в педагогическом сознании воспитательной функции образования, задачи формирования мировоззрения юных граждан;

- мифологичность целеполагания, постановка нереалистичных целей и, как следствие, негарантируемых результатов гражданско-патриотического воспитания;

- деградация культурных форм гражданско-патриотического воспитания (например, получили массовое распространение коллективные творческие дела без коллективного целеполагания и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения);

- доминирование мероприятийного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию, фактическое отделение воспитания от содержания деятельности юного человека в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе;

- формализация и «заурочивание» гражданско-патриотического воспитания («уроки мужества», «уроки толерантности», «уроки нравственности» и т.п. вместо создания практических ситуаций для мужественных, нравственных поступков юных людей).

Вошедшие в модель гражданско-патриотического воспитания технологии проблемно-ценностной дискуссии, социально-образовательного проекта, социально-моделирующей игры, молодежной переговорной площадки, мировоззренческих кинодебатов, детско-взрослого образовательного производства носят инновационный характер, так как:

- эти технологии не только дают подросткам и молодежи опыт понимания и ценностного отношения к окружающей социальной реальности, но и опыт самостоятельного общественного действия;

- эти технологии основаны на проблематизации сознания и поведенческих установок подростков и молодежи, мотивируют их гражданскую активность в тех территориальных сообществах, где они проживают;

- эти технологии производят устойчивые образовательные эффекты (формируют российскую идентичность, гражданско-патриотическую рефлексию, социальную компетентность и коммуникативность, проектную культуру молодого поколения);

- эти технологии производят устойчивые социальные эффекты (консолидируют детско-молодежные территориальные сообщества, формируют практичную молодежную политику, налаживают социальное партнерство различных профессиональных и возрастных групп);

- эти технологии ресурсоемки, оптимальны по педагогическим, материально-техническим, финансовым затратам.

Вариативная модель гражданско-патриотического воспитания, включая в себя инновационные технологии, в то же время опирается на лучшие традиционные практики: музейную и клубную работу военно-патриотической направленности, детско-юношеские объединения гражданско-патриотической направленности, детско-взрослое самоуправление, поисковые отряды, туристско-краеведческие экспедиции, социальное проектирование. Это существенно повышает практичность и возможности внедрения модели в образовательную практику и молодежную политику.

Модульная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов (взрослых лидеров молодежных сообществ), реализующих модель и технологии гражданско-патриотического воспитания, обеспечивает:

- понимание педагогами (взрослыми лидерами) социокультурных вызовов, которые им бросает общественная жизнь;

- мировоззренческое и гражданское самоопределение педагогов (взрослых лидеров), актуализирует их российскую идентичность;

- формирование у педагогов (взрослых лидеров) способности к личностно-профессиональной рефлексии воспитательной деятельности по формированию гражданственности и патриотизма;

- владение педагогами (взрослыми лидерами) культурными формами (технологиями, методиками, техниками, приемами) и актуальным содержанием гражданско-патриотического воспитания;

- освоение педагогами (взрослыми лидерами) ресурсной модели развития гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и молодежном сообществе.

Содержательную основу вариативной модели гражданско-патриотического воспитания и модульной программы повышения квалификации составляют три идеи:

1) формирование российской идентичности взрослых и детей (подростков, молодежи). Российская идентичность человека – это его свободное отождествление с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город»;

2) переход от воспитания «патриотизма гордости» к «патриотизму великодушия». Гордость избирательна, она сосредоточена только на «светлом» в стране, ее прошлом и настоящем, и умалчивает, скрывает «темное». В сложных, критических ситуациях «темное» прорывается и разрушает общественное согласие. Утверждая воспитание «патриотизма великодушия», мы формируем у молодого поколения не только радость от «светлого и приятного», но и честное переживание «темного и неприятного» в истории и культуре страны, трезвое и творческое отношение к настоящему и будущему;

3) утверждение гражданственности деятельного типа. На самом лучшем уроке обществознания, истории или литературы, занятии по правам человека нельзя стать гражданином. Можно узнать о том, как быть гражданином, познакомиться с образцами гражданского поведения. Но действительно стать гражданином можно только в практической социальной деятельности: в самоуправлении, в социальном проекте, экологическом проекте, благотворительной акции и т.д.

 

В 2012 году в рамках проекта решались задачи:

- апробации модели и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе пилотных учебных заведений (3 учебных заведения общей численностью более 1000 учащихся);

- экспертизы результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности;

- модернизации модели по результатам апробации и экспертного обсуждения.

 

В результате вариативная модель и инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания были доработаны по следующим позициям:

- описаны особенности проблематизирующей позиции внешнего эксперта в проблемно-ценностной дискуссии, что позволяет ему более адекватно и глубоко реализовывать стимулирование гражданско-патриотического самоопределения учащихся;

- описаны образовательные и социальные эффекты применения технологии социально-моделирующей игры, что способствует ее большей востребованности в рамках реализации модели гражданско-патриотического воспитания;

- определен примерный перечень художественных и документальных фильмов, которые могут быть задействованы в рамках технологии мировоззренческих кинодебатов, что повышает практичность указанной технологии;

- определен комплекс технологий, которыми должны владеть взрослые организаторы и координаторы детско-взрослых образовательных производств, что позволяет поддерживать устойчивые партнерские отношения взрослых и детей в процессе совместной продуктивной деятельности;

- выявлены риски реализации практик гражданско-патриотического воспитания, вошедших в вариативную модель гражданско-патриотического воспитания, что предупреждает срывы и негативные последствия их реализации.

 

В 2013 году в рамках проекта решались задачи:

- внедрение модели и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО/СПО, в том числе разработка системы критериев, программы, графика и регламента внедренческих мероприятий;

- организация и обеспечение модульного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов по внедрению модели и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО/СПО;

- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по реализации модели и технологии гражданско-патриотического воспитания;

- проведение интернет-конференций по актуальным вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО/СПО;

- организация консультационной и информационной поддержки внедрения модели и технологий в гражданско-патриотическом воспитании и популяризация результатов проекта;

- проведение межрегиональной конференции по результатам проекта.

 

В результате модель и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся были успешно внедрены в пилотных образовательных учреждениях 10 регионов РФ (республика Башкортостан, Иркутская область, Костромская область, Новосибирская область, Самарская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область, Челябинская область, город Москва).

Персональные эффекты внедрения модели и технологий гражданско-патриотического воспитания для детей – это обогащение социального знания учащихся об обществе и государстве, истории и культуре страны; упрочение гражданско-патриотической позиции учащихся; рост готовности и способности к самостоятельному социальному действию; позитивная динамика формирования российской (гражданской) идентичности.

Персональные эффекты внедрения модели и технологий гражданско-патриотического воспитания для взрослых – это рост личностно-профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания; развитие готовности и способности к организации пространства самостоятельных социальных действий учащихся; упрочение российской (гражданской) идентичности педагогов.

Социальные эффекты внедрения модели и технологий гражданско-патриотического воспитания для образовательного учреждения – это сближение позиций педагогов и родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания; консолидация детско-взрослого сообщества образовательного учреждения; рост авторитета образовательного учреждения как воспитательного института в местном сообществе.

Социальные эффекты внедрения модели и технологий гражданско-патриотического воспитания для местного сообщества – это повышение внимания местных элит и населения к задачам гражданско-патриотического воспитания; наращивание технологического и методического потенциала детско-молодежной политики муниципалитета; появление в территории качественно новых событий гражданско-патриотической направленности.

Также в указанных выше регионах 3500 педагогических работников прошли повышение квалификации по модульной программе дополнительного профессионального образования «Модель и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений начального и среднего профессионального образования» в объеме 24 часов.

В течение 2013 года были проведены 10 интернет-конференций по актуальным вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся, в которых приняло участие более 2500 человек, в том числе педагоги, учащиеся, их родители, представители общественности, эксперты, представители СМИ. На сайте http://mtgpvu.ru были организованы сетевое взаимодействие образовательных учреждений, консультационная и информационная поддержка внедрения модели и технологий в гражданско-патриотическом воспитании, популяризация результатов проекта.

 

С 20 по 22 ноября 2013 года на базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах в рамках Форума состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы развития гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе и организациях среднего профессионального образования».

В рамках конференции обсуждены следующие вопросы: разработки и реализации инновационных моделей и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся, содержания и культурных форм формирования российской гражданской идентичности молодежи, устройства и поддержки эффективных практик гражданско-патриотического воспитания, управления институциализированными практиками гражданского образования и воспитания патриотизма и т.д.

В конференции приняли участие ведущие российские исследователи, эксперты, проектировщики, менеджеры, педагогические специалисты в области гражданско-патриотического воспитания.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные технологии повышения квалификации учителей на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» – это итоговое мероприятие по проекту, выполненному АНО «Центр социальных исследований и инноваций в рамках ФЦПРО на 2011-2015 гг.

Название проекта – «Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.

Срок реализации проекта – 2011-2013 гг.

Стратегическая цель Проекта – внедрение технологии повышения квалификации учителей истории через образовательные экскурсии непосредственно на местах исторических событий, что позволит создать условия для освоения педагогами современных технологий воспитания и социализации учащихся на основе исторического наследия России. Очевидно, что для достижения этой цели должны были быть решены задачи методического, организационного и информационного характера, обеспечивающие возможность внедрения этой технологии.

Для успешного решения этих задач должны быть сформулированы основные требования к организации экскурсионных маршрутов в рамках повышения квалификации учителей истории.

Значимость применения образовательных экскурсий в образовательном процессе заключается в том, что они позволяют обучать не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщая обучающихся к историческому и культурному наследию страны и «малой родины».

 

В 2011 году специалистами АНО «ЦСИ» было проведено социологическое исследование среди более чем 1400 специалистов и руководителей образовательных учреждений г.Москвы; проанализирован российский и международный опыта подготовки учителей истории на основе образовательных экскурсий; разработаны и апробированы в 5 субъектах РФ методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно - исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории».

Проведенное социологическое исследование показало, что педагоги понимают специфику задач проекта и именно с этих позиций подходят к формированию экскурсионных маршрутов. В ходе исследования опрашиваемым было предложено оценить значимость принципиальных требований, которые должны быть применимы к формированию образовательных программ и организации исторических образовательных экскурсий. Ответы опрашиваемых показывают, что наиболее значимыми принципами разработки и формирования программ образовательных экскурсий на первых этапах их запуска должны стать следующие требования: «Знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого – культурным, социальным, духовным и др.» (82,0% от всех ответивших назвали это требование как обязательное), «Внедрять уважение к различным национальностям и народностям» (74,7% соответственно) и «Соответствовать обязательному минимуму содержания программы по истории для разных возрастных категорий учащихся» (72,0%).

Проведенный анализ российского и зарубежного опыта подготовки учителей истории с использованием экскурсионных маршрутов по историческим местам позволил выделить систему требований к организации образовательных экскурсий, которая сложилась за годы функционирования и развития образовательного туризма.

1. Образовательные экскурсии для учащихся и учителей рассматривались как государственное дело. Нормативные документы издавались на уровне государства и поддерживались частной инициативой.

2. В целях доступности образовательных экскурсий для большего количества педагогов устанавливались на государственном уровне льготы и преференции: дотации и компенсации на оплату экскурсий, снижение тарифов на проезд на различные виды транспорта, предоставление скидок (вплоть до бесплатного) на питание, проживание, оснащение. Посильную организационную и финансовую помощь оказывали общественные организации и меценаты.

3. Образовательные экскурсии включались в образовательную программу основного курса и в дополнительные внеурочные занятия, вплоть до отмены каникул и замены каникулярного времени на образовательные экскурсии. Посещение исторических мест должно было быть связано с программой обучения различных категорий учащихся.

4. Образовательные маршруты и исторические места для образовательных экскурсий разрабатывались видными учеными и утверждались как на уровне Попечительских советов различных обществ или на уровне государственных органов управления.

5. Образовательные экскурсии всегда идеологически способствовали развитию человека, расширению его взглядов, прививали любовь к Отечеству, его истории и подвигам человека.

6. При организации образовательных экскурсий для учителей по историческим местам строго прописывались исторические места для посещения, тексты экскурсий, материалы для изучения, маршрут.

7. Предпочтительной формой обучения является проведение экскурсий на исторических маршрутах учителями истории.

8. При организации образовательных экскурсий для учителей по историческим местам строго прописывались правила поведения, достаточная инфраструктура и рамки комфортности путешествующих.

9. Основным требованием к участникам образовательных экскурсий выдвигалось требование «повышение квалификации и заинтересованность в получении знаний», одновременно жестко пресекалось отклонение от маршрута, претензии по поводу мест проживания или способа транспортной доставки. В случае поступления жалоб от экскурсантов или требования повышенной комфортности, с экскурсанта снимались все выданные дотации, вплоть до снятия его с маршрута и выдачи денег только на билет до места проживания.

10. Образовательные маршруты должны иметь строгие правила и регламенты проведения.

11. Для создания единой комплексной системы развития образовательных экскурсии желательно взаимодействие органов управления образованием и других смежных отраслей.

12. В настоящее время в России незаслуженно потеряна практика повышения квалификации учителей истории через образовательные экскурсии по историческим местам.

13. Во многих странах мира образовательные экскурсии входят в обязательную программу обучения в школах и на курсах повышения квалификации (или их аналогах в соответствии с построением системы образования). Это могут быть как экскурсии по своей стране, так и экскурсии в другие страны для изучения мировой истории.

14. Образовательные экскурсии за рубежом являются для учителей платными и могут быть оплачены или самими учителями или через систему грантов (или общественными организациями) для наиболее заслуженных специалистов.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» включают следующии методологии:

- требования к историческим местам и критерии их отбора для включения исторических мест в комплексный проект с учетом программ по курсу истории для разных возрастных категорий учащихся;

- требования к инфраструктуре исторического места для участия в проекте и критерии оценки ее готовности;

- требования к условиям проезда, условиям проживания и обучения групп учителей истории в исторических местах, предлагаемых к участию в проекте, и критерии оценки их готовности;

- показатели отбора культурно-исторических мест для включения их в комплексный проект с учетом программ по курсу истории для разных возрастных категорий учащихся.

 

В 2012 году, на втором этапе реализации проекта, Исполнителем были разработаны и апробированы:

1.Методические материалы, содержащие логистические схемы формирования экскурсионных маршрутов с учетом исторических и культурных особенностей региона и программ по курсу истории для разных возрастных категорий обучающихся,

2. Проведен отбор исторических маршрутов в соответствии с разработанной методикой, созданы макеты путеводителей (буклетов) по шести экскурсионным маршрутам.

 

Методические материалы содержат:

-описание логистических схем формирования экскурсионных маршрутов,

- перечень основных нормативных правовых актов, используемых при организации экскурсионной деятельности,

- подробное описание процедуры каждого этапа разработки экскурсионного исторического маршрута: определение цели и задач экскурсии; выбор темы экскурсии; определение источников экскурсионного материала; отбор и изучение экскурсионных объектов; составление паспорта экскурсионного объекта; составление маршрута экскурсии; составление контрольного текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»;определение техники ведения экскурсии; составление методической разработки; составление индивидуального текста экскурсии; прием (сдача) экскурсии; утверждение экскурсии.

 

2013 год – завершающий год реализации проекта.

В этот год были разработаны:

1) модульные программы повышения квалификации учителей истории, курсы лекций к программам, контрольно-измерительные материалы;

2) дистанционный курс обучения на основе системы образовательных экскурсий и туристических маршрутов в системе ИПК;

3) мультимедийное пособие, состоящее из 10 видеофильмов, в котором подробно представлены все вопросы по организации и проведению образовательных экскурсий: от выбора исторических объектов до составления «технологической карты» образовательного маршрута, управление проектами и примеры организации экскурсий.

Разработанный материал дает возможность работникам ИПК и преподавателям истории правильно выбрать исторические объекты, составить маршрут образовательной экскурсии, обеспечить безопасность на маршруте, оформить необходимые документы для организации экскурсии, оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые затраты для успешной организации и проведению образовательной экскурсии.

На третьем этапе было разработано 2 модуля:

Модуль 1. «Образовательные экскурсии как современная технология и активная форма преподавания при повышении квалификации учителей истории», в состав которого вошли следующие разделы:

1.1. Цели и задачи проведения образовательных исторических экскурсий.

1.2. Общее содержание и структура образовательной исторической экскурсии

1.3. Принципы подготовки и проведения исторических экскурсий.

1.4. Основные содержательные направления и формы проведения образовательных исторических экскурсий.

Модуль 2. «Управление деятельностью по организации и проведению образовательных экскурсий», состоящий из разделов:

2.1. Управление образовательной деятельностью по повышению квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий.

2.2. Основные этапы организации и проведения образовательных исторических экскурсий как современной технологии обучения учителей истории.

4) Разработаны модульные программы и комплексно методическое обеспечение к ним для студентов педагогических специальностей по формированию компетенций, направленных на освоение культурных ценностей страны, региона, города, села. Разработанный материал смогут применять преподаватели вузов в вариативной части программ обучения будущих учителей истории.

5) Проведены 5 апробационных семинаров по обсуждению в экспертном сообществе разработанных современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и логистических схем формирования экскурсионных маршрутов. На семинарах присутствовало 150 человек. Участники семинаров высоко оценили представленные на апробацию материалы и высказали мнение о возможности его практического применения не только в системе повышения квалификации, но и в общеобразовательном процессе по организации экскурсий для обучающихся.

6) Исполнителем были организованы и комплексно методически оснащены стажировочные площадки в 3-х федеральных округах РФ (Центральный федеральный округ - г. Брянск, г. Нальчик – Северо-Кавказский федеральный округ, Сибирский федеральный округ - г. Красноярск) по внедрению современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий. Все участники стажировочных площадок положительно оценили возможность применения и практикоорентированную направленность разработанных материалов.

Для реализации проекта были сформированы три управленческие команды в трех федеральных округах РФ (150 чел.) для участия в семинаре-тренинге. Разработаны программы проведения тренингов для управленческих команд. Проведен трехдневный семинар-тренинг по обучению управленческих команд. Для оценки хода проведения и результатов семинара-тренинга, была создана группа экспертов из 10 человек, представляющие представителей профессионального сообщества, которые проводят независимую и профессиональную экспертизу проведенного семинара-тренинга.

 

С 20 по 22 ноября 2013 года на базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах в рамках Форума состоялась межрегиональная конференция «Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные технологии повышения квалификации учителей на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России»

В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ, представители других заинтересованных министерств и ведомств, ведущие российские исследователи, эксперты, педагоги, студенты различных вузов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. п сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconГендерный вопрос Мужчина. Женщина. Мужчина и Женщина. Что значит...
Ого уральского поселка Уинский Пермской области родились два мальчика, два первенца, татарин и русский. По драматическому стечению...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconУрок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема...
«Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма духовно нравственного воспитания школьников паспорт
Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconКонспект урока по физической культуре для учащихся 5-х классов
Упражнения выполняются со сменой положения рук, следить за осанкой. Плечи развернуть, голову держать прямо
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconВведение 2 заключение 6 литература 8
Осознание того, что такое российская психотерапия, каковы ее корни и перспективы на будущее это вопрос, который на сегодняшний день...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах icon52. биоэтика “Если люди подрались, и один поранил другого Он (поранивший)...
Если люди подрались, и один поранил другого Он (поранивший) должен сделать все, чтобы тот (раненный) совершенно вылечился. (Исход...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconТемы Вашего учебного проекта
Война на время разрушает этот закон,но она же и доказывает: когда страна в самых трагических обстоятельствах, на пределе возможностей...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они употребляются только с существительными, на русский не переводятся. Артикль стоит перед существительным, если существительное...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconЗаконодательство
К. Мартин, руководитель группы "Гражданский контроль" Б. Пустынцев, адвокаты А. Рахмилович (РФ) и Д. Шенефилд (сша) и др. На круглом...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – один из таких примеров. И мы хотим знать ваш ответ на проблемный вопрос «Нужно ли жить для того, чтобы пить?»
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconКовалева Виктория Александровна
В настоящее время актуальным вопросом в обществе стоит вопрос инклюзивного образования. Но все ли знают, что это такое?
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconПрограмма по духовно-нравственному воспитанию «Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»
Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе...
Во все времена перед человеком стоит один и тот же вопрос: жить, отвечая на вызовы своей эпохи, держать спину прямо, а взгляд открытым в любых обстоятельствах iconЗапиши, для чего и от чего свободен настоящий человек?
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск