Скачать 89.35 Kb.
|
МОУ Луценковская СОШ Классный час 5 класс Луценково, 2010 год Классный час «Серебряный звон России» (познавательная программа о колокольном звоне) Цель: Воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности, любви к Родине, интереса к историческому прошлому и настоящему России. Оборудование: На входную дверь можно повесить колокольчик, который будет оповещать о приходе зрителей. На доске плакат, на котором нарисован большой красивый колокол, на дверях в кабинет и на доске висят гирлянды из колокольчиков, которые при колебании воздуха слегка позванивают. Развернута небольшая выставка колокольчиков и литературы о колоколах и колокольном звоне. Аудиозаписи колокольного звона, песни «Вечерний звон». Предварительная работа: Подготовить оформление зала или классной комнаты, фонограммы колокольного звона. Пригласить гостей. Классный час ведут двое ведущих, заранее ознакомившиеся с текстом. Ход классного часа На фоне фонограммы колокольного звона. 1-й ведущий: Как нежный звук любовных слов На языке полупонятном, Твердит о счастье необъятном Далекий звон колоколов. 2-й ведущий: Гуди своим могучим языком, Зови дрожаньем грозного металла Разноязычных — эллина и галла, Буди простор и говори, как гром. 1-й ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами славим колокольный звон и его величество колокол! А классный час наш так и называется: «Серебряный звон России». Классный руководитель: Ребята, вы догадались, что мы сегодня поговорим с вами о колокольном звоне? Невозможно представить историю российского государства без колокольного звона. Издревле колокола и колокольные звоны прочно занимали достойное место в богослужении Православной Церкви. Прислушайтесь к рассказам наших ведущих, и вы узнаете много нового об истории колоколов не только в России, но и за рубежом. 2-й ведущий: Да, как прекрасен перезвон колоколов! В России они появились в X столетии — со времени крещения Руси. Как первые храмы на Руси строились греческими мастерами, так и первые колокола вывозились из пределов Византийской империи. Даже сейчас, один из сохранившихся на колокольне Ивана Beликого в Московском Кремле колоколов носит название «Корсунский» как перелитый из колокола, привезенного князем Владимиром из Херсонеса Таврического. Монгольское нашествие надолго прерывает естественное развитие этого вида церковного делания. Вспомните знаменитый кинофильм А. Тарковского «Андрей Рублев»... Как ярко представлено в нем отношение русского народа к церковным колоколам. При штурмах русских крепостей гибли колокола, призывавшие воинов и горожан на защиту отечества. В сказаниях русских летописей часто упоминаются случаи гибели колоколов во время захватов городов, так как колокольная бронза может расплавиться при температуре, возникающей при сильном городском пожаре. 1-й ведущий: С первой трети XIV века начинается второй этап в колокольной жизни России. Он характеризуется ориентацией Руси на запад, где колокола и звоны имели тогда большее распространение, чем на православном востоке. В те времена Русь еще не располагала собственным сырьем для получения колокольной бронзы. Материалы — медь и олово — привозили из-за границы. Вместе с тем, наряду с притоком мастеров и колоколов из Западной Европы, на Руси создаются свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью пользуется Псков. Заказчиками псковских колокололитейщиков выступают видные политические деятели московского государства, такие, как князь Андрей Курбский и царь Иван Васильевич, слывший знатоком колокольного звона. Постепенно происходит увеличение веса колоколов и их количества, что обуславливает постройку звонниц — архитектурного сооружения, исполненного из дерева или камня и служащего для размещения колоколов. Если число колоколов было невелико и они были небольшие по весу, то звонница могла располагаться непосредственно на храме. Для размещения большого количества тяжелых колоколов строились звонницы на собственном основании. 2-й ведущий: Дальнейшее развитие колокольного дела определялось появлением гигантских по размеру и весу больших колоколов (от 4-х до 12-ти тысяч пудов весом). Наличие подобных гигантов требовало строительства соответствующих звонниц и колоколен. Подобный рост веса и числа колоколов наблюдался по всей России. Колокола весом в тысячу пудов и более не были редкостью не только для городов, но встречались даже в сельских храмах. Ни одно из описаний иностранцами Москвы XVI-XVII веков не обходилось без упоминаний о колоколах. С конца XVI по XVIII вв. в крупных городах России, в больших монастырях и кафедральных соборах наблюдается рост колокольных собраний. В начале XIX в. происходят коренные изменения в истории российских колоколов. Происшедшая в петровские времена переориентация России в западном направлении привела к снижению государственного интереса к церковным колоколам. Новое возрождение российских колоколов приходится на XVIII и особенно середину XIX века. Около двадцати заводов в начале XX века производили колокола в России. В XIX веке заботами государей и благотворителей были сооружены такие колокольные чудеса, как звон Исаакиевского Собора в Петербурге, звон московского Храма Христа Спасителя, колокольный подбор звонницы-колокольни Георгиевского монастыря в Новгороде Великом. К началу XX века Российская держава становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и «колокольному звону» почти все страны старого света. 1-й ведущий: С 1917 года и почти до середины 90-х годов XX века история российских колоколов «загнана в подполье». Этому периоду характерно «скрытое звучание «вечернего звона»». В настоящее время весомый вклад в колокольное дело вносит наука. В результате акустических исследований, произведенных с применением современных звуковых и вибро-анализаторов, были получены новые данные, послужившие отлитию нового поколения российских колоколов. Немыслима история православной России без перезвона церковных колоколов, без колокольного набата или переливистого праздничного православного перезвона. Звучит запись мелодии «Малиновый звон»). 2-й ведущий: Колокола имели значение и в светской жизни. Пока не появились механические часы, долгое время в городах их заменяли колокола. Звучит песня «Вечерний звон». 1-й ведущий: В средневековом городе колокола вообще направляли жизнь. Во Франции в колокол ударяли, чтобы объявлять о начале торговли рыбой, ударом колокола напоминали о том, что пора тушить огни, в Бельгии один колокол оповещал о начале и конце рабочего дня, другой сообщал, когда открывались и закрывались городские ворота и даже питейные заведения. Был и колокол кол, звон которого знали все бедняки: в него звонили во время раздачи торфа. Специальный колокол оповещал об открытии и закрытии биржи. Существовали сторожевые морские колокола, их прикрепляли в опасных местах к плавающему бую или к скале. 2-й ведущий: В древности причины болезней люди представляли в виде нечистой силы, злых демонов. Тогда и зародилось поверье: звон колоколов отгоняет демонов, излечивает болезни. По народным приметам колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Неудивительно, что до Октябрьской революции, когда звонили колокола «сорока сороков» церквей, в Москве редки были эпидемии холеры, тифа, чумы. Они участились, когда разорили храмы, разбили колокола и над столицей перестал разноситься целительный малиновый звон. 1-й ведущий: Колокольный звон — одна из самых ярких черт русской жизни. Слуху русского человека было знакомо множество видов и рисунков звона, а также названий самих колоколов. Колокола и звоны бывали: «Красными»,«Постными»,«Метельными», «Вещунами», «Сполошными», «Вечевыми», «Отходными», «Проводными», «Разгонными» и др.А какие колокольные звоны знаете вы? (Ответы учеников) А сейчас мы вас познакомим с некоторыми из них. Ведущий говорит название звона, звучит фонограмма. 2-й ведущий: Почти все значения, приписываемые колоколам, вошли со временем в традиционную народную культуру и фольклор. Сбор рекрутов по звуку церковного колокола дал повод для поговорки: «У царя колокол по всей России». Объединительный смысл колокольного звона стал мотивом русских заговоров. А может быть, вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки и заговоры, связанные с колоколом или колокольным звоном? Учащиеся называют: «Сходить в Москву калачей откушать, красного звону послушать», «Не пойдешь в звонари — не попадешь в пономари», «Колокол без сердца ничего не значит», «Чужой человек что свободный колокол». 1-й ведущий: Существует масса примет, связанных с колокольным звоном. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, в Пасху на колокольню торопились женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокол в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запоздает и зазвонит не тот час после обеда — жди неурожая. Пасечники старались держать у себя на пасеке осколок церковного колокола, добытый ими при первом пасхальном звоне. Считалось, что от этого пчелы будут лучше плодиться. Во время службы в Страстной четверг оставшиеся дома женщины при каждом из двенадцати ударов церковного колокола бросали в печь по одному полену и потом на Пасху затапливали ее этими поленьями. Делалось это из убеждения, что местная ведьма непременно придет и попросит огня и тем самым обнаружит себя перед всеми. 2-й ведущий: Охотники во время колокольного звона на Пасху забирались поглубже в Лес и стреляли в сторону церкви. Это должно понравиться лешему, и ружье отныне будет бить без промаха. А какие еще приметы, связанные с колокольным звоном, вы знаете? Возможные ответы учеников. 1-й ведущий: А есть еще самый тяжелый звон у колокола — это заупокойный звон. Обращение к колокольному звону часто диктовалось желанием вернуть близкого человека. Колокольный звон в каком-то смысле всепрощающий и с его помощью можно достучаться до умершего. Вот почему в русских похоронных причитаниях именно к нему в надежде на чудо обращается человек. Звучит фонограмма заупокойного колокольного звона, одна из участниц причитает: Возбушуйте, ветры буйные, Со всех ли четырех сторон, Понеситесь вы к Божьей церкви, Вы ударьте в большой колокол, Разбудите мою матушку! Продолжает звучать фонограмма заупокойного колокольного звона или звучит песня «Бухенвальдский набат». 2-й ведущий: Дорогие друзья, а какие колокола вы знаете? Учащиеся называют, и обязательно кто-нибудь назовет Царь-колокол. 1-й ведущий: Пожалуй, Царь-колокол известен всем. Почти двести тонн весом, шесть с гаком метров в диаметре, столько же в высоту. В 1733—35 годах его отлили отец и сын Моторины для московского Кремля. Но через два года, в 1737 году во время пожара этот чудо-колокол треснул, от него отвалился «кусочек» весом 11,5 тонн. До сих пор это чудо-изделие радует и удивляет всех посетителей Кремля. Между прочим, Россия по колоколам-великанам стоит на первом месте в мире. Наверное, и по их количеству. Судите сами: на Спасской башне Московского Кремля 36 колоколов. 2-й ведущий: В годы советской власти множество колоколов умолкло. Утихли благовесты, не радовал душу «глагол времен, металла звон». Но ныне вновь все звучнее раздается колокольный звон. Появляются новые колокола, да еще какие! Уже разлетелась молва о колоколах храма Христа Спасителя, возрожденного из небытия. А благовесты, вновь звучащие по всей Руси в наше нелегкое время, возвещают, что Россия жива и будет жить! Звучит фонограмма праздничного колокольного звона. 1-й ведущий: Всевышний подал знак при возрождении Алтарь вздрогнул, и задрожал амвон. И с неба снизошло знамение: Священный звон, заветный звон. Слово классного руководителя. Классный руководитель благодарит всех участников и еще раз напоминает, что одной из характерных черт Росси всегда был колокольный звон. |
Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | Классный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение... Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена | ||
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | ||
Классный час: «Я и моя семья» 7 «В» класс Классный Путырская Марина Бруселевна Цель: знакомство класса с семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки | Классный час «Юморина» Кл И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,... | ||
Классный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель... Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час | ||
Классный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,... | Классный час «Мир зож» Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической... | Классный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины.... «Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр | ||
Сценарий классного часа «Международный день охраны озонового слоя» Используя творческие домашние задания, мы составили классный час. Сюда вошли: конкурс рисунков по теме, кроссворд, собирание двух... | Классный час Классный руководитель 6 в класса Дроженко Л. Н Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения | ||
Классный час в 8 б класс Тема : Турнир эрудитов Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения | Классный час-диагностика «Кем быть?» Разрывина Наталия Анатольевна – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», учитель истории... |