Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка





Скачать 133.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка
Дата публикации05.07.2014
Размер133.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Сиромахо И.С.,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №69» г. Барнаула

Рабочая программа по истории для 5 класса

Пояснительная записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5-9 классы/(авт.-сост. Л.Н. Алексашкина). – М.: Мнемозина, 2009.

  5. Программа ориентирована на УМК: Головина В.А., Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.А. Головина, Г.А. Кошеленко, А.А. Немировский, В.И. Уколова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2012. – 272 с.: ил.



В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В 5 КЛАССЕ

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В связи с тем, что программа Алексашкиной Л.Н. рассчитана на 63 часа, а базисный план ОУ составляет 70 часов (из расчета 2 часа в неделю), Рабочая программа скорректирована до 70 часов: на повторительно-обобщающие уроки, работу с контурными картами, проектную деятельность по разделам: «Первобытность», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» добавлены 7часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Содержание предмета полностью соответствует рабочей программе (Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5-9 классы/(авт.-сост. Л.Н. Алексашкина). – М.: Мнемозина, 2009.)

Структура программы (70 ч)







Раздел, название урока в поурочном планировании

Кол-во часов по программе Л.Н. Алексашкиной

Кол-во часов по рабочей программе

1

Введение. Наука история.

2 часа

2 часа




Раздел 1. Первобытность

4 часа

5 часов

2

Жизнь древнейших собирателей и охотников

3 часа

3 часа

3

Жизнь земледельцев и скотоводов

2 часа

2 часа




Раздел II. Древний Восток

18 часов

21 час

4

Древний Египет

7 часов

7 часов

5

Западная Азия в древности

7 часов

7 часов

6

Южная и Восточная Азия в древности

4 часа

4 часа

7

Древний Восток. Урок повторения

-

1 час




Раздел III. Древняя Греция

18 часов

20 часов

8

Древнейшая Греция

7 часов

7 часов

9

Греция в классический период

7 часов

7 часов

10

Эллинистический период

3 часа

3 часа

11

Древняя Греция. Урок повторения

1 час

1 час




Раздел IV. Древний Рим

20 часов

21 час

12

Начало римской истории

2 часа

2 часа

13

Ранняя республика

3 часа

3 часа

14

Поздняя республика

5 часов

5 часов

17

Рождение и расцвет Римской империи

5 часов

5 часов

18

Упадок Римской империи

3 часа

3 часа

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1 час

1 час

20

Итоговый обобщающий урок по курсу истории древнего мира

1 час

1час




ИТОГО

63 часа

70 часов



Всего уроков – 70

Контрольных уроков – 3

Занятий для проектной деятельности – 7
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Обязательные учебные пособия для обучающихся

  1. Головина В.А., Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.А. Головина, Г.А. Кошеленко, А.А. Немировский, В.И. Уколова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2012. – 272 с.: ил.

  2. Атлас истории Древнего мира (с комплектом контурных карт)/ \\федеральная служба геодезии и картографии России

Технические средства обучения

1. Интерактивное обеспечение

2. Фото-видео камера

Список литературы для учителя

  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005- 304 с.

  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  4. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.

  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  7. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  8. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.

  9. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.

  10. С.В Колпаков. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  11. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.

  12. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  2. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.

  3. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

  4. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для...
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории...
История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 9 класс пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (7 класс)
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка по истории Удмуртии 8 класс
Рабочая программа по истории Удмуртии для 8-го класса разработана на основе примерной программы основного общего образования
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по курсу истории России составлено на основе программы Минобрнауки России. Рабочая программа...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по истории для 5 класса пояснительная записка
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории...
Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (8 класс)
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по истории для учащихся 8...
России и авторской программы «История России, 6-9 классы, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Просвещение, 2006»
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по истории Отечества для 11 класса на 2010-2011...
Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа...
Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России....
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconРабочая программа "История России и мира" 11 класс Пояснительная...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений
Рабочая программа по истории для 5 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Рабочая программа адаптирована к учебнику Юдовской А. Я. и др. «Новая история 1500-1800 гг.». 7 кл, М., «Просвещение», 2011 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск