Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс).
(глобально-ортентированный урок)
Цели:
Обучающие:
обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев;
Развивающие:
способствовать развитию умений работы с дополнительной литературой, мышления учащихся;
Воспитывающие:
развитие интереса к прошлому нашей страны, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Подготовка к уроку:
Класс разбит на 4 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.
Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, презентация, фрагмент художественного фильма «Князь Серебряный».
Ход урока
В самом начале урока предлагаю ребятам посмотреть фрагмент художественного фильма «Князь Серебряный» (в фильме показана жестокость опричников) (4 мин.)
Вопросы на восприятие: (2 мин)
Что вы увидели в этом фрагменте?
Как называют людей в чёрной одежде, которые убивают разоряют сёла?
Кто такие опричники?
О каком историческом времени идёт речь в фильме?
Выступление заранее подготовленного ученика. (3 мин.)
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричъ», что означает «особый», «кроме».
Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров). 5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве. С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.
Слово учителя.
- Как вы думаете, зачем я показала вам этот отрывок? Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с эпохой Ивана Грозного, изучая произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1 мин.)
Работа в группах: (20 мин.)
1 .Образ Степана Парамоновича Калашникова. (Приложение № 1)
2.Образ опричника Кирибеевича. (Приложение №2)
3.Образ царя Ивана Васильевича. (Приложение №3)
4.Эксперты. (Оценивают выступления всех групп по разработанным критериям).
Каждая группа, раскрывающая образ героя, получает исторический материал и примерный план ответа.
Дополнительное задание каждой группе: нарисовать ассоциацию, которую вызывает герой.
Выступление групп. (12 мин.)
Рефлексия. (3 мин)
Сегодня я узнал...
На уроке я понял...
Мне захотелось...
Меня мучает мысль о том...
Домашнее задание.
Написать письмо потомкам от имени Степана Парамоновича Калашникова.
Выступление заранее подготовленного ученика.
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричъ», что означает «особый», «кроме».
Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца).
Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).
5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве. С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.
Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.
Приложение №1
Образ Степана Парамоновича Калашникова.
По каким правилам течёт жизнь в семье Калашникова?
Качества Калашникова.
Поведение во время кулачного боя.
В чём грех Калашникова?
Речь героя.
Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).
Ваше отношение к герою.
Приложение №2
Образ Кирибеевича.
Каким показан Кирибеевич в начале песни? (Во время пира)
Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
Поведение во время кулачного боя.
Речь героя.
Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).
С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича?
Ваше отношение к герою.
Приложение №3
Образ царя Ивана Васильевича.
Характеристика царя в исторических документах.
В чём отличаются, а в чём совпадают историческая характеристика и описания Лермонтова?
Справедливо ли поступил царь?
Речь героя.
Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).
Ваше отношение к герою.
|