Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально





Скачать 59.61 Kb.
НазваниеТема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально
Дата публикации15.07.2014
Размер59.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс).

(глобально-ортентированный урок)

Цели:

Обучающие:

  • обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев;

Развивающие:

  • способствовать развитию умений работы с дополнительной литературой, мышления учащихся;

Воспитывающие:

  • развитие интереса к прошлому нашей страны, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Подготовка к уроку:

Класс разбит на 4 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, презентация, фрагмент художественного фильма «Князь Серебряный».

Ход урока

В самом начале урока предлагаю ребятам посмотреть фрагмент художественного фильма «Князь Серебряный» (в фильме показана жестокость опричников) (4 мин.)

Вопросы на восприятие: (2 мин)

    1. Что вы увидели в этом фрагменте?

    2. Как называют людей в чёрной одежде, которые убивают разоряют сёла?

    3. Кто такие опричники?

    4. О каком историческом времени идёт речь в фильме?

Выступление заранее подготовленного ученика. (3 мин.)

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричъ», что означает «особый», «кроме».

Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).
5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве. С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.

Слово учителя.

- Как вы думаете, зачем я показала вам этот отрывок? Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с эпохой Ивана Грозного, изучая произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1 мин.)

Работа в группах: (20 мин.)

1 .Образ Степана Парамоновича Калашникова. (Приложение № 1)

2.Образ опричника Кирибеевича. (Приложение №2)

3.Образ царя Ивана Васильевича. (Приложение №3)

4.Эксперты. (Оценивают выступления всех групп по разработанным критериям).

Каждая группа, раскрывающая образ героя, получает исторический материал и примерный план ответа.

Дополнительное задание каждой группе: нарисовать ассоциацию, которую вызывает герой.

Выступление групп. (12 мин.)

Рефлексия. (3 мин)

Сегодня я узнал...

На уроке я понял...

Мне захотелось...

Меня мучает мысль о том...

Домашнее задание.

Написать письмо потомкам от имени Степана Парамоновича Калашникова.

Выступление заранее подготовленного ученика.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричъ», что означает «особый», «кроме».

Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца).

Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).

5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве. С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.

Приложение №1

Образ Степана Парамоновича Калашникова.

  1. По каким правилам течёт жизнь в семье Калашникова?

  2. Качества Калашникова.

  3. Поведение во время кулачного боя.

  4. В чём грех Калашникова?

  5. Речь героя.

  6. Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).

  7. Ваше отношение к герою.

Приложение №2

Образ Кирибеевича.

  1. Каким показан Кирибеевич в начале песни? (Во время пира)

  2. Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?

  3. Поведение во время кулачного боя.

  4. Речь героя.

  5. Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).

  6. С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича?

  7. Ваше отношение к герою.


Приложение №3

Образ царя Ивана Васильевича.

  1. Характеристика царя в исторических документах.

  2. В чём отличаются, а в чём совпадают историческая характеристика и описания Лермонтова?

  3. Справедливо ли поступил царь?

  4. Речь героя.

  5. Художественные средства, используемые автором для создания образа. (Эпитеты, метафоры, сравнения).

  6. Ваше отношение к герою.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconКонспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя...
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconТема: «Поэмы Лермонтова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально icon7 класс. Список книг для чтения летом
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconТема: Теория литературы
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПлан-конспект урока
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconРеферат Романтические герои в произведениях М. Ю. Лермонтова
Романтический герой в «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconУрок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Лермонтов "Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"*
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconЧитайте не торопясь… Знакомство с учебником-хрестоматией
Предания. Образы Ивана Грозного и Петра «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconТема: Опричнина последние годы Грозного царя
С. В. Веселовский, А. А. Зимин); Борьба удельного и централизованного порядка (В. Б. Кобрин); Следствие душевной болезни Ивана IV...
Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс). (глобально iconТема урока: Иван 3
Сравнить Москву времён Ивана 3 со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск