Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»





Скачать 74.89 Kb.
НазваниеУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Дата публикации17.07.2014
Размер74.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок русского языка

3 класс

Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова».

УМК «Перспектива»

Учитель: Румянцева

Марина Петровна

ГБОУ СОШ № 643

Санкт – Петербург

2012 – 2013 учебный год

Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова».

Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова.

Задачи урока:

  1. Актуализовать знания учащихся о корне слова.

  2. Формировать умение находить корень в слове.

  3. Познакомить учеников историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова.

  4. Закрепить представление детей о единообразном написании корня слова.

  5. Наблюдать за сложными словами.

  6. Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  7. Воспитывать умения общаться.


Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Мотивация к учебной деятельности. 1 мин. Кадр 2,3.

В лес примчался

Первый снег.

Попросился на ночлег…

С севера ветер принес тот снежок,

А потом явился к детям на урок.

Появляется ученик в костюме Ветра…

(В дальнейшем он ведет урок от лица учителя).

Цель: Создание условия для возникновения у учеников мотивации включиться в учебный процесс.

УУД:

- личностные ( действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

- коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками).




II.Словарная работа. 5 мин. Кадр 4,5,6,7,8




- Какая орфограмма есть в слове ветер? Север?

- Запишите слова из словаря, обозначте орфограммы.

-Подберите родственные слова.

- Найдите в толковом словаре значение этих слов.

Ветер, безветрие, ветреный

Север, северный, северяне
Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Север – одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу.

Цель: Изучение новых слов из словаря.

УУД:

- познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

- коммуникативные (работа в парах)

III. Актуализация знаний. 5 мин. Кадр 9.

- Прочитайте скороговорки сначала медленно, а потом быстро. Найди слова в которых есть общая часть.

- Рассмотрите картинки. Что на них изображено? (Корни деревьев)

- Корень является важной частью для растения? Почему? Можно эту часть растения назвать главной?

1) 1. Зимой поле белое, промерзло – заледенелое.

2. Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

3. Розовые розы замерзают в морозы.

4. Береги нос в большой мороз.

5. В зимний холод всякий молод.

2) – Промерзло, замерзают

- Зимой, зимним, в зимний

3) – Корень дерева.

Дети рассуждают о важности корня для растений.

Цель: Актуализирование знаний детей по теме «Корень слова»

УУД:

- регулятивные (целепологание, саморегуляция, прогнозирование)

- позновательные (общеучебные) (поиски выделение необходимой информации)

- логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)

- коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); работа в группах

IV. Решение проблемы. Объяснение нового материала. 10 мин. Кадр 10,11.

- Выпишите родственные слова. Выделите в них корень.

- Что вы заметили?

Промерзло, замерзают.

Зимой, зимний, в зимний.

- Корень в родственных словах пишется одинаково.

Цель: 1) Выявление причины затруднения.

2) Организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового материала.

3) Уточнение и согласование темы урока.

4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

-Кто может назвать тему урока?

-Какая цель возникает перед вами?

-Давайте попробуем сформулировать правило.

- Проверим, правы ли вы.

-Подберите свои примеры.

- Корень слова.

- Научиться правильно определять корень в родственных словах.

(На экране появляется тема урока).

- После рассуждений детей предлагается прочитать правило на с. 95

Корень – это главная, общая часть родственных слов, в корой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.


УУД:

- познавательные ( постановка и формулирование проблемы), общеучебные ( смысловое чтение)

- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

- регулятивные (целеполагание, планирование)

- логические (анализ, обобщение)

V. Физкультминутка 2 мин. Кадр 12

Первый снег…

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег летит ковром

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил!







VI. Первичное закрепление с проговариванием. Решение проблемы. 10 мин. Кадр 13,14,15,16,17,18

В. Ребята, недавно со мной произошла удивительная история.

- Прочитайте текст упр. 160

Однажды где – то в заснеженных краях Ветер сильно продрог. Он сел на большого снеговика во дворе дома и решил, что зима ему уже надоела. Ветер полетел на юг и пригнал тучу, чтобы теплый ливень смыл с земли снежное покрывало. Но Мороз – морозило дохнул на тучу холодом. Капельки воды в туче замерзли и превратились в снежинки. Очень удивился Ветер, когда из тучи вместо дождя повалил густой снег.

- Перескажите текст по плану из вопросов.

1. Почему Ветру надоела зима?

2.Для чего Ветер пригнал с юга тучу?

3. Почему дождинки в туче превратились в снежинки?

- Выпишите из текста однокоренные к слову снег, выделите в них корень.

- Что обозначает слово снегопад?

- Как оно образовано?

В. Ребята, Аня и Ваня выполнили это задание вместе с нами. Но возник спор.

Кто же прав?

Аня: - Нет, общим для всех трех слов является корень сне.

Однажды где – то в заснеженных северных краях. Ветер сильно продрог.

Ветер полетел на юг и пригнал тучу, чтобы теплый ливень смысл с земли снежное покрывало.

Мороз – морозило дохнул на тучу холодом. Капельки воды в туче замерзли и превратились снежинки.

Снег – в заснеженных, снеговика, снежное, в снежинки.

(Дети выполняют в тетрадях с дальнейшей проверкой)

Снегопад – снег падает

2 корня – снег ; пад

(сложное слово)

Чтение правила с. 96

- Согласные в корне слов могут чередоваться г и ж (снег – снежок),

х и ш (ухо – уши) ц и ч (лицо – личико)

и другие согласные.

Цель: Развитие умения применять новые знания

УУД:

- регулятивные (саморегуляция; целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль).

- познавательные ( общеучебные ( извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)

- коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. 7 мин. Кадр 19, 20.

Упр. 161. Спишите. Выделите корень в каждой из четырех групп однокоренных слов, чередующиеся согласные подчеркните.

- Подберите слова к данным картинкам. Запишите, выделите корень. Что вы заметили?

На экране лук и лучник; скворец и скворечник.

Друг, дружок, дружить (г-ж)

Тихий, тихо, тишина (х-ш)

Медведь, медвежий, медвежонок (д-ж)

Дышать, дыхание, дышит (ш -х)

Лук – лучник (к -ч)

Скворец – скворечник (ц -ч)

- В этих словах чередование согласных в корне (к-ч);(ц-ч).

Цель: Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

УУД:

- познавательные (общеучебные)

моделирование, контроль, прогнозирование

- логические (анализ, выдвижение гипотез и их обоснование)

- личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

- коммуникативные

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 4 мин. Кадр 21, 22, 23.

В. Ребята, вместе со мной в класс прилетели снежинки, но не простые, а с заданием.

- Раскрасьте те пирамидки и домики, на которых все слова однокоренные.

- Объясни свой выбор.

- Находят домики и пирамидки где есть лишние слова, остальные раскрашивают.

(Работа в группах).

- Слова не являются однокоренными т.к. у них другой корень и совсем другое значение.





Цель: Выполнение заданий, где возможно применение нового знания.

УУД:

- познавательные (моделирование, рефлексия)

Логические (анализ, обобщение)

- регулятивные (самоконтроль, оценка)

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками).

IX. Итог урока. 1 мин. Кадр 24.

В. – Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Если вы поняли тему урока раскрасьте снежинку в голубой цвет.

-А если не поняли – в темно синий. Прикрепите свои снежинки на доску.

Д/з упр. 159, правило с.95





Цель: Обобщение, вывод, самооценка.

УУД:

-регулятивные (оценка)

- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее смыслом).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка класс: 3 Тема урока : Чередование согласных в корне слова закрепление
Так что работаем дружно и очень активно. Но сначала постарайтесь узнать тему нашего урока
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУдвоенные буквы согласных в корне слова
Цель: усвоение универсальных учебных действий: (познавательные ууд) овладение базовыми предметными понятиями: развитие умений наблюдать...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка в 1 «В» классе. Тема: обозначение мягкости согласных...
Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих предложениях? (е, и, ю, я, ь.)
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconТема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме
Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconЗвуки речи. Гласные и согласные звуки
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков....
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconТематическое планирование по Русскому языку для 3-го класс
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких –глухих согласных в корне и на конце слова;...
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» iconУрок русского языка Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск