Скачать 84.93 Kb.
|
Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели" Провела Ковардакова Ирина Александровна, Тип урока: комбинированный Форма урока: урок, с использованием ИКТ Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян Задачи урока: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование:
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание. Ход урока 1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке». Презентация 1. 1. Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями. Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал. 2. Работа с историческими источниками. Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах. (Карточки №1,2 – Приложение 1.) Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса. Слайд 2, 3, 4 – вопросы викторины (по щелчку).
Подведение итогов викторины и выставление оценок. Слайд 5 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей. Слайд 6 – проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть). Слайд 7 – работа с историческими источниками – Приложение 1. Карточка №1. Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее) Данный вид работы формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять общие черты и различия, находить в тексте слова, подтверждающие его точку зрения. Слайд 8 – работа с историческими источниками – Приложение 1. Карточка №2. Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.) Вопрос классу - Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ? Важным является воспитательный аспект этого задания, особенно связанный с современным пониманием учащимися рыцарского поведения. В ходе обсуждения можно задать вопрос: «Как вы думаете, что значит быть рыцарем сегодня? А есть ли среди присутствующих мальчики, отличающиеся рыцарским поведением? В чем это проявляется?» Следующее задание предполагает проверку умения учащихся составлять связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины. В зависимости от времени на уроке, подготовленности класса можно предложить для ответа одно задание на выбор. Слайд 9 – Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял. Слайд 10 - Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели? Слайд 11 - Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил? Слайд 12 – Проверка домашнего задания, при выполнении которого учащиеся должны были обратиться к словарям, энциклопедиям или использовать ресурсы Интернета. Объясните, как возникли и что означают эти выражения.
2. Переход к изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели» Презентация 2. При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению. Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян. План урока: (Слайд 2)
1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3). Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98. Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4). - Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала). - Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк) - Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала) - Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину). Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5) - Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему? Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99. 2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6) Крестьянская община
3. Работа с историческим источником. (Слайд 7). Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент. Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию. 4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8) 3. Закрепление изученного материала на уроке. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл? 4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Домашнее задание.
|
Учебник для 3 класса «Обитатели Земли» часть 1, авт кол-в А. А. Вахрушев,... Оборудование: пк, мультимедийный проектор, презинтация, карта полушарий, тест тесты «Экосистема поля» | Урок литературы по теме "Деревня, где скучал Евгений " Воспитательная: содействовать формированию правильной шкалы общечеловеческих ценностей | ||
Урок для 5 класса Цели урока Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Урок №2 тема: лес и его обитатели задачи Ребята, сегодня продолжаем тему «Лес и его обитатели». Посмотрите видеофильм и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, которые... | ||
Урок окружающего мира по теме «экосистема озера» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Урок по теме: "Почвенные обитатели. Охрана почв" Характеристика почвы... Выполни задание! Выбери из предложенных характеристик только те, которые можно отнести к почве | ||
Урок по истории искусств для учащихся 8 класса по теме: «Особенности русского романтизма» Выявить специфику русского романтизма на примере росписи Ф. Бруни «Всемирный потоп» | Урок по теме и 58 в системе уроков Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Парочки» (по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы», Птицы», «Обитатели рек», «Морские обитатели», «Насекомые») | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок по теме: «Литература оттепели» Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля | ||
Кол-во уроков Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Урок леса (лесные обитатели) | ||
Урок по зоологии для 7 класса по теме Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Путешествие по стране букв и звуков Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса |