Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию





Скачать 207.42 Kb.
НазваниеРезультативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию
Дата публикации08.08.2014
Размер207.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
АНО СПО «БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»


ИСКАНДАРОВ А.Р.



Описание опыта работы


Системные преобразования и глобальные перемены, происходящие в мире, оказывают огромное влияние на процесс обучения истории в учреждениях образования Республики Башкортостан и требуют приведения его в соответствие с современной образовательной средой. Формирование интеллектуальных качеств личности, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности, является важнейшей задачей учебных дисциплин «Философия», «История». В этих условиях одним из важнейших принципов организации образовательного процесса становится дидактический принцип активности и самостоятельности обучающихся.

Ведущей идеей своего педагогического опыта считаю развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся, что рассматривается в качестве одной из основных задач современной образовательного учреждения. Эффективность опыта подтверждается положительной динамикой степени обученности и качества знаний учащихся, результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию, в конкурсах научно-исследовательских работ учащихся .




Динамика средних значений качества знаний, степени обученности, уровня учебных достижений учащихся


Динамика результативности участия в республиканской олимпиаде по истории и философии


Учебный год


Количество дипломов

Итого



История

Философия

I степени

II степени

III степени

I степени

II степени

III степени

2010/2011

1

1







1




3

2011/2012

1




1




1

1

4

2012/2013

1

1

1







1

4


Динамика результативности участия студентов в конкурсах научно-исследовательских работ учащихся

Учебный год

Количество дипломов

Итого

I степени

II степени

III степени

2010/2011

1







1

2011/2012




1




1


Трансляция педагогического опыта осуществляется как во время непосредственного общения с коллегами (выступления, открытые уроки, мастер-классы) на городских, областных, республиканских семинарах, курсах повышения квалификации, так и в сети Интернета

Проблематизация мною осуществляется в двух направлениях: проблематизация учебного содержания и проблематизация учебного процесса.

Трансляция педагогического опыта


Год

Направление

Форма распространения

2011

Мастер-класс в целях целевого повышения квалификации преподавателей

Проблемы нравственно-этического воспитания на занятиях «Основы этики» в средних учебных заведениях

2012

Выступление на заседание предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Профилактика асоциального поведения подростков

2011-2013

Сайт




Проблематизация содержания достигается разработкой системы учебных проблем: 1) изменение формулировки заданий к тексту и добавление проблемной части в виде вопросов: Почему? Чем объяснить? Можно ли предположить? и т.д.; 2) нарушение логики построения текста путём перемены мест отдельных частей текста; 3) деление текста на смысловые части с предшествующим вопросом на вероятностное прогнозирование.

Проблематизация учебного процесса достигается построением обучения по диалогическому типу, где и учитель, и учащиеся проявляют активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. Работая над проблематизацией обучения, исхожу из принципа возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Для того чтобы большинство учащихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, включённых в ткань содержания образования и процесс обучения. Сначала необходимо обучить учащихся видеть проблемы и решать их. Поэтому использую метод проблемного изложения: создав проблемную ситуацию, раскрываю логику решения проблемы. Аргументируя каждый шаг, учащиеся по ходу изложения задают вопросы, участвуют в обсуждении поставленной проблемы. Тем самым готовлю основу для перехода ко второму уровню проблемности, когда формулирую сама проблему, но учащиеся самостоятельно её решают, прибегая к помощи преподавателя. На этом этапе использую метод поисковой беседы. При использовании данного метода выстраиваю систему вопросов учителя и ответов учащихся. Мои объяснения сочетаются с поисковой деятельностью студентов на всех или на отдельных этапах урока. При организации поисковой беседы важно учитывать 3 условия: уровень развития учащихся, структуру учебного материала, наличие достаточного запаса знаний у учащихся. При систематическом проблемном обучении учащиеся уже могут сами видеть проблему и решать её под руководством преподавателя. Затем использую исследовательский метод. При его применении учащиеся учатся исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом. (Приложение 1)

Процесс создания проблемной ситуации является важнейшим элементом организации проблемного обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Использую следующие способы создания проблемной ситуации:

  • Ситуация предположения. При изучении темы «Централизованное государство» после актуализации знаний предлагаю учащимся предположить, кому было выгодно усиление власти короля и полная централизация. Затем происходит деление учащихся на группы (крупные феодалы, мелкие феодалы, горожане и крестьяне), проводится ролевая игра, в ходе которой возникает целый ряд частных проблем, решение которых приводит к усвоению новых знаний.

  • Ситуация несоответствия. Изучение темы «Повседневная жизнь европейцев в Позднем средневековье» начинается с беседы об эпидемии чумы. Учащиеся говорят о том, какие страшные последствия имеет любая эпидемия - это установленный факт. Но туг я привожу им фразу из учебника: после эпидемии «чёрной смерти» простые люди стали жить лучше. Возникает проблемная ситуация: может ли такое быть?

Также приёмами создания проблемных ситуаций могут быть:

  • Противоречивые высказывания. Сравните два высказывания о Карле Великом, в чём вы видите противоречие: 1) «Карл Великий не был ни крупным военачальником, ни оригинальным законодателем. За свою жизнь он не выиграл ни одного крупного сражения... Его роль не шла дальше завершения дел, начатых ещё до него». 2) «Государство при нём достигло вершины могущества. Ещё при жизни его стали называть величайшим из королей. И это было не лестью. Он приобрел славу непобедимого полководца»;

  • проблемный вопрос в формулировке темы урока: «Развал или распад СССР?», «Иван Грозный - тиран или реформатор?»;

  • проблемный эпиграф. При изучении темы «Оттепель» эпиграфом урока служат строки А.Блока «Что же? В России опять черно и будет чернее прежнего?». После прочтения эпиграфа студентам предлагается рассмотреть фото памятника Н.С. Хрущёву, состоящего из двух частей - чёрной и белой. После актуализации знаний об эпохе Хрущёва студенты формулируют проблему урока;

  • проблемный вопрос. При изучении Столыпинской реформы студентам предлагается ответить на вопрос: почему Столыпинскую реформу считают «чисткой земель для капитализма»?

Другим важным моментом в проблемном обучении является систематическое использование проблемно-развивающих заданий на разных этапах урока для достижения различных дидактических целей. Мною создан банк проблемно-развивающих заданий по второй мировой войне, советском государстве (Приложение 2), работаю над созданием банка заданий по истории России после распада СССР. Использую клише для составления исторических проблемных заданий: 1) выберите признаки, характерные для...; 2) есть ли ошибки в следующих высказываниях...; 3) сравните и сделайте выводы...; 4) установите взаимосвязь между...; 5) выявите противоречие в данных фактах; 6) сформулируйте гипотезу для объяснения...; 7) проанализируйте следующее высказывание, приведите доказательства, подтверждающие или опровергающие его.

При составлении заданий важно соблюдать следующие требования: они должны быть доступными для учащихся, но не слишком лёгкими, иначе не вызовут интереса; достаточными для самостоятельного анализа проблемы, вызывающими познавательную деятельность и активность, требующими открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Также необходимо предусмотреть возможность контроля и самоконтроля.

Как же осуществляется проблематизация учебного процесса? Я практикую проведение таких уроков, как проблемная лекция и проблемный семинар, когда необходимо за урок изучить большой по объёму и сложный материал. Во время подготовки к лекции тщательно продумываю её содержание. Оно должно быть проблемным, не повторять, а дополнять содержание учебника. Готовлю рабочий лист для каждого студента, который заполняется в ходе лекции, содержит план и задания для самостоятельной работы. Первый этап лекции - актуализация знаний. Использую прием «Знаю - хочу узнать». Затем создаю проблемную ситуацию. В результате на доске появляются вопросы, на которые в ходе лекции учащиеся хотят получить ответ. Во время лекции делаю паузы, когда студенты анализируют вопросы, на которые получили ответ, и выполняют задания (заполнить «белые места» в схеме, таблице, сделать вывод и т.д.) в рабочем листе. Если остались вопросы, на которые в лекции не были даны ответы, студенты могут выбрать их в качестве домашнего задания. Примеры проведения такой лекции «Влияние Коминтерна и СССР на развитие национально-освободительного движения», урок обществоведения «Политическая система общества».

Актуальными и наиболее часто используемыми становятся методы активного диалога (дискуссии). Необходимо учитывать и психологические факторы возрастные особенности детей, которые испытывают потребность высказывать окружающим свою точку зрения. Содержание тем, проблем по истории XX века допускает существование нескольких точек зрения. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Дискуссия призвана выявить всё многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей: ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углублённое усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний; обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности; освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, оппонировать, перерабатывать информацию для изложения). Правильно организованная дискуссия имеет следующие этапы: ориентация, оценка, консолидация и рефлексия. На первом этапе студенты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы (актуализация), на этом этапе обязательно использование приемов активизации мыслительной деятельности и создания благоприятного климата («продолжи фразу», «ассоциации», «алфавит» и т.д.), выработка правил поведения. Для выработки правил поведения использую прием «Желательно. Нельзя. Обязательно». Второй этап - стадия оценки - обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей. Третий этап - консолидация - предусматривает выработку определенных единых или компромиссных решений. В конце обязательно проведение рефлексии. На уроках использую различные формы (пресс-турнир, пресс-конференция) и методы проведения дискуссий («торнадо», «пустой стул», «вертушка», «зигзаг») (Приложение 3).

Также способствует проблематизации процесса обучения проведение ролевых и деловых игр. Во время ролевой игры ученики разрешают проблемы, вживаясь в роль реально существовавшего лица (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец и др.) или вымышленного персонажа, типичного представителя эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.). Примером деловой игры служит урок обществоведения «Заключение трудового договора» по теме «Трудовое право», на котором была поставлена проблема: как избежать конфликта сторон при заключении трудового договора. При подготовке к уроку учащиеся беседовали с юристами о правилах заключения трудового договора. На уроке им давался примерный текст контракта, и учащиеся в группах анализировали этот текст с позиций нанимателя, работника, профсоюзов и представителей государственных органов.

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным (сообщающим), так как: I) создает условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем; 2) способствует формированию личностной мотивации учащихся, интереса к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению; 3) способствует развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения; 4) обеспечивает высокую самостоятельность учащихся на уроке и дома. Всё это обеспечивает прочность знаний.

К трудностям использования проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление и поиск путей решения уходит больше времени, чем при традиционном обучении. При возникновении затруднений преподаватель может ввести дополнительную информацию и снизить уровень проблемности. Конечно, разработка уроков проблемного обучения требует от преподавателя значительных интеллектуальных и временных затрат. Кроме того, бессистемное применение проблемных задач малоэффективно. Однако продуманное и систематическое использование методов проблемного обучения обладает мощным обучающим эффектом, активизирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает прочность приобретаемых знаний, что приводит к повышению уровня обученности. Таким образом, проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.


Список использованных источников

  1. История России IX-XX вв.: Учебник \ под ред. Г.А. Амона, Н.П. Ионичева - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. История России. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учебник. - М.: “ПРОСПЕКТ”, 2007.

3. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2012.

4. Матюшкин, А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения / А.М. Матюшкин //Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М: Просвещение, 2008.

5. Оконь, В. Основы проблемного обучения /В. Оконь. — М.: Просвещение, 2008.

Приложение 1

Фрагмент урока

Тема: «Правление Николая II»

Метод: частично-поисковая беседа.

Проблемный вопрос урока: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1896 году.

«Кровавое воскресение», 1905 год.

Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

Многие считали его слабым правителем;

Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

Приложение 2

Проблемно-развивающие задания

Тема «Итоги второй мировой войны»

1. Специалисты утверждают, что в истории войн не много государств знало благодаря своей разведке столько о планах врага, сколько СССР о Германии в 1941г. Почему же Сталин, его окружение так мало сделали для готовности к отражению возможной агрессии?

2. Французский историк Н. Верт, рассматривая историю Великой Отечественной войны 1941—1945гг., пишет: «В ноябре 1941 г. промышленное производство... упало до 52% от уровня ноября 1940г. Однако по завершении второго этапа эвакуации промышленного потенциала (лето 1942 г.) обозначился явный рост экономических показателей... В конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесячно), но часто и в качественном отношении...» Как же, имея такую исходную точку отсчета, советская промышленность начиная с 1942 г. сумела выпускать военной продукции больше, чем Германия, промышленность которой не претерпела никаких эвакуации и бомбардировок и на которую работала почти вся Европа?

3. Решение о создании второго фронта было принято в результате встречи Г. Гопкинса (советник и помощник президента США Ф. Рузвельта) и Д. Маршалла (начальник штаба армии США) с У. Черчиллем в Лондоне в апреле 1942 г. Но в этом году второй фронт так и не был открыт. Зимой 1942/43 г. западные союзники заверяли Сталина, второй фронт будет открыт в агусте — сентябре 1943 г. «Мы так же энергично ведем приготовления до пределов наших ресурсов — в операции форсирования канала (Ла-Манша. — Авт.) в агусте, в которой будут участвовать британские части и части Соединенных Штатов" , — писал Черчилль Сталину 9 февраля 1943 г. - Если операция будет отложена, то она будет подготовлена с участием более крупных сил в сентябре». Однако ни в августе, ни в сентябре 1943 г. второй фронт открыт также не был. Он был открыт менее чем за год до окончания войны — 6 июля 1944 г. Почему обещанный Советскому Союзу противодействующий Гитлеру фронт союзников с западной стороны был открыт лишь через два года после установленных сроков?

4. Не утихают споры о ленд-лизе в СССР в годы второй мировой войны: долг - де надо оплатить. Почему, воюя против общего врага, страна, понесшая наибольшие потери, осталась должником перед теми, кто не торопился открыть второй фронт и понес минимальные потери? Разве не очевидно, что если не героическое сопротивление советского народа, ох как по-другому сложилась бы судьба тех же американцев и англичан, да и всего человечества?

5. По итогам второй миро войны и с согласия США и Англии Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. Как видим, все это сделано не в одностороннем порядке. Почему же сейчас Япония предъявляет претензии к России и требует возвращения в ее пользу основных Курильской гряды? Почему и Англия не выступают с осуждением территориальных притязаний японской стороны к России в современных условиях?

6. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И. В. Сталин опять начал опасаться усиления военных. Военные «слишком высоко задрали хвост», говорил он. Более всего, пожалуй, он опасался популярности и авторитета маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Л. П. Берия, всегда державший «нос по ветру», стал срочно фабриковать обвинение о «военном заговоре» во главе с Жуковым. Сталину представилась прекрасная возможность разделаться с полководцем чужими руками, повторив процесс М. Н. Тухачевского. Но он тем не менее в обиду Жукова не дал. Почему?

Учебный курс «Советское государство»

1. Объясните в чем суть НЭПа?

2. Как вы думаете, что означает «сталинизм»?

3. Определите в чем выражался решающий вклад СССР в разгром фашизма?

4. Охарактеризуйте ход восстановления народного хозяйства в послевоенном СССР

5. Определите каковы итоги первых советских пятилеток?

6. Охарактеризуйте ход восстановления народного хозяйства в послевоенном СССР

7. «Хрущевская оттепель». Что она означала?

8. Охарактеризуйте реформы А. Косыгина конца 60-х начала 70-х гг.

9. «Застой» и его суть. Почему он стал возможен?

10. Охарактеризуйте реформы Ю.Андропова.

11. Рассмотрите в парах этапы «перестройки» в СССР

12. Выскажите свое предположение, почему распался СССР?




Приложение 3

Примеры использования различных видов дискуссий

Метод «Пустой стул». Высказывания для организации дискуссии на уроке истории по теме «Атеизм в СССР»:

1) «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну» (Бэкон Фрэнсис)

2) «Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера» (Оскар Уайльд);

3) «Господь охотнее терпит тех, кто его вовсе отрицает, чем тех, кто его компрометирует» (Виктор Шербюлье);

4) «Он потерял веру. Потому что обрел уверенность» (Доминик Опольский);

5) «Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль» (Вернер фон Браун)

Метод «Торнадо». Темы дискуссий:

  1. Глобализация: конец человечества или новый этап в развитии общества?

  2. Кто виноват в развязывании «холодной войны»: СССР или США?

  3. «Массовизация» общества: благо или зло?

  4. НЭП: новая политика или тактический ход большевиков?

Метод «Вертушка». Тема: «Внешняя политика СССР в 30-е годы».

Проблемный вопрос: Отвечал ли пакт Молотова - Риббентропа обеспечению национальных и военных интересов СССР?

Первый этап дискуссии. Учащиеся рассаживаются двумя группами по внешнему и внутреннему кругу лицом друг другу. Участники внешнего круга получают задание отстаивать тезис, внутреннего – опровергать. Через каждые 1-2 минуты участники внешнего круга переходят по часовой стрелке на соседнее место. После прохождения участниками всего круга и окончания обсуждения начинается второй этап урока.

Второй этап дискуссии. Участники излагают наиболее понравившиеся аргументы своих оппонентов. После обсуждения тезисов учащиеся делают вывод.

Заключительный этап. Рефлексия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В среду проводятся олимпиады по обществознанию, праву, истории, математике для учащихся, не принявших участие в этих олимпиадах в...
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconПовышение результативности участия студентов в конференциях, конкурсах,...
Методическая тема года: «Инновационная деятельность огаоу «бск» по реализации дуального обучения в условиях модернизации современного...
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconРезультаты участия в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах...

Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon8 Результаты участия в олимпиадах и конкурсах 30
Реализации Регионального проекта комплексной модернизации образования в московской области
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ленинская средняя общеобразовательная школа
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon1 Результаты участия школьников в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах 34
Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за 2011-2012учебный год 3
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon2. позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся результаты...

Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconОтчет о состоянии и тенденциях развития муниципального общеобразовательного...
Результаты участия в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ результативности участия в окружных, городских, соревнованиях, смотрах, олимпиадах
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах. Информация о поступлении выпускников оу в учреждения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon5 Итого участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении выпускников оу в учреждения
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Средняя общеобразовательная школа №5» Т. И. Бражкина Результаты участия учащихся в конкурсах, олимпиадах
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconРезультаты егэ; Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация...
Покровская средняя общеобразовательная школа «Неклиновский образовательный комплекс»
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconПриложение 13 Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах,...
Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (учебная деятельность)
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию iconИтоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Результативностью участия студентов в олимпиадах по истории и обществознанию icon5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах. Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск