Скачать 223.39 Kb.
|
Муниципальная общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20 СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ №20 ______________ О.А.Мокеева ______________И.В.Кузьмин Приказ № 96-ОД « 29 » августа 2013 года от « 29» августа 2013 года ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2013 года Рабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Для _______9_____ класса На _2013- 2014 _учебный год Рабочую программу составил учитель: Савонина И.Б. (Ф.И.О. учителя-составителя) Шуя, 2013 Пояснительная записка Статус рабочей программы. Государственный стандарт образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса. Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К.Е., Барвенко В.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории Отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса. Государственный стандарт общего образования включает 3 компонента:
В настоящем документе представлен региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования в Ивановской области. Образовательный стандарт по курсу «Историческое краеведение» включает следующее: - цели изучения учебного предмета, - обязательный минимум содержания, - требования к уровню подготовки учащихся. Цели и общие задачи исторического краеведения. Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: - ознакомление с историей, культурным наследием и современной жизнью края в контексте российского социокультурного пространства; - изучение проблем развития своей малой родины; - накопление навыков самостоятельной продуктивной деятельности, позволяющей решать на личностном уровне задачи, связанные с судьбой родного края. Развивающие задачи: - развитие стремления знать больше о родном крае, стимулирование познавательной деятельности; - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; - ориентация в решении вопросов выбора дальнейшего вида образования и профессии. Воспитательные задачи: - формирование личностно-ценностного отношения к прошлому и настоящему своего Отечества; - пробуждение деятельностной любви ко всему, что связано с понятием «Россия»; - воспитание ответственного отношения к культурному и историческому наследию. Реализация краеведческого образования предполагает следование следующим принципам: - приоритетность воспитательных задач; - развертывание краеведческой подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей; - приемственность в организации учебного процесса; - демонстрация единства процесса развития России и региона; - самостоятельность краеведческого курса, то есть сохранение собственного объекта изучения, позволяющего сохранить относительную автономность в отношении других учебных предметов; - актуализация субрегионального материала, изучение истории и современной жизни не только края в целом, но своего родного города, улицы, дома, семьи; - вовлеченность учащихся в практическую деятельность по изучению края через привлечение разных источников информации, проведение специальных ученических исследований, экскурсий, экспедиций и т.п. Изучение исторического краеведения на завершающей ступени основного общего образования (в 9 классе) направлено на решение специальных задач: - освоение, расширение и обобщение знаний учащихся о родном крае, важнейших событиях и процессах местной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; - овладение и отработка элементарных методов исторического познания, исследования, умений работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностной ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися местными культурными, религиозными, этно-национальными традициями и стремления сохранить, преумножить культурное достояние своего края и своей страны; - применение знаний об исторически сложившейся системе социальных норм и ценностей в поликультурном обществе для продуктивного участия в межкультурном взаимодействии, формирования толерантного отношения к представителям других народов, живущих в нашем крае. Важнейшие пути решения этих задач заключаются в следующем: - расширение знаний учащихся о родном крае за счет расширения базы источников – изучение документов, монографий, археологических, этнографических и других материалов; - накопление опыта оценочной деятельности в отношении исторических событий и явлений; - формирование у обучающихся способности к выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; - вовлечение школьников в атмосферу научного поиска, в учебно-исследовательскую деятельность. При определении вариантов проведения занятий по краеведению учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания, а именно: - школьные лекции, - семинарское занятие-исследование с использованием документов учебника и дополнительных материалов, - урок-практикум, - лабораторное занятие, - работа с иллюстративным материалом, - самостоятельная работа учащихся с источниками исторической информации краеведческого характера, - написание сочинений-эссе, - заслушивание сообщений учащихся с последующим их обсуждением, - урок-конференция, - проектная деятельность учащихся, - урок-экскурсия. Особое место в краеведении относится внеклассной работе по истории. Очень важно так же сочетать индивидуальную, групповую, массовую формы работы – творческие задания, выпуск газет, устных журналов, организация походов, деятельность поисковых отрядов и т.п. С целью контроля динамики интереса учащихся к изучению курса возможно проведение анкетирования (на первом и заключительном занятиях). Итоговой формой контроля могут быть защита проектов учащимися, учебная конференция, выставка творческих работ и т.д. Программа по краеведению для 9 классов составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, нового базисного учебного плана, который предусматривает преподавание предмета «Историческое краеведение» в выпускных классах основной школы (при учебной нагрузке 1 час в неделю) и в связи с введением краеведения в региональный компонент. Обязательный минимум содержания программы по историческому краеведению. Природный, этнический и конфессиональный факторы в древнейшей истории края. Первые поселения на территории края. Природная среда и образ жизни древнего населения. Основные археологические культуры. Финно-угорские племена. Появление славян. Особенности славянской колонизации. Язычество и христианство. Формирование и развитие системы государственного управления на территории Ивановского края. Ивановский край в период существования Киевской Руси. Образование Ростово-Суздальского княжества. Русские князья удельного периода. Основание городов и их роль в развитии края. Монгольское нашествие и его последствия. Восстановление разрушенных и строительство новых сел и городов. Влияние опричнины на развитие ивановского края. Кризис системы управления в период Смуты. Участие ивановцев в борьбе против интервентов. Князь Д.М.Пожарский и его историческая роль. Изменения в административно-территориальном устройстве ивановского края в период утверждения абсолютизма. Уезды и губернии на территории края. Село Иваново и город Иваново-Вознесенск. Земское самоуправление. Общество, социальная идеология, общественные движения. Структура регионального социума в период средневековья. Крепостные, государственные и монастырские крестьяне, ремесленники, торговцы. Боярско-княжеская аристократия и поместные дворяне. Проявления социального протеста. Роль православной церкви в консолидации социальных групп, в формировании общественных настроений, проявления церковного раскола на территории края. «Непашенные крестьяне». Крепостные предприниматели. Ивановские фабриканты. Формирование текстильного пролетариата. Условия труда и быта. Профсоюзы и кооперативы. Рабочее движение и влияние на него радикальных организаций. Народники и социал-демократы. Проблемы экономического развития. Хозяйственная жизнь и экономические отношения в эпоху средневековья. Сельское хозяйство, торговля. Промысловая специализация. Рождение и развитие текстильного производства. Ярмарки. Место ивановского края в складывавшемся всероссийском внутреннем рынке. Мануфактурное производство. Роль технических и технологических усовершенствований. Промышленный переворот и его влияние на хозяйства ивановского края. Формирование иваново-вознесенского промышленного района. Специфика фабричного производства в крае. Оптовая торговля. Роль транспортных средств. Монополизация производства. Культурное развитие края. Церковь, храмовое искусство и духовное творчество в период средневековья. Монастыри ивановской земли – центры духовной жизни. Дворянская культура и быт. Развитие светской системы образования. Библиотеки, театры. Меценаты и благотворители. Выдающиеся русские ученые, писатели и поэты, художники и музыканты ивановского края. Ивановский край в 20 веке. Участие ивановцев в революционных событиях 1905-1907гг. Образование Совета рабочих депутатов. Политические партии и их представители в крае. Создание новой власти в 1917 г., ее деятельность в период гражданской войны и НЭПа. Промышленное развитие края в годы форсированной индустриализации. Сельское хозяйство в период коллективизации. Влияние советской урбанизации. Достижения и противоречия социально-экономического развития ивановского края в период реализации советской экономической модели. Развитие культуры в ивановском крае в советский период: просвещение, профессиональное образование, политическая пропаганда, идеологический диктат в искусстве. Гонения на Русскую Православную церковь. Массовые репрессии. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны. Перевод промышленности на военное производство. Самоотверженность рабочих, тружеников сельского хозяйства и интеллигенции. Массовый героизм ивановцев на фронте. Ивановские дивизии. Земляки-полководцы: А.В.Василевский, П.А.Белов, А.В.Горбатов, Н.М.Хлебников и др. Экономическое развитие Ивановской области во второй половине 20 века: достижения и проблемы, последствия реформ. «Текстильный цех страны». Противоречивость политической и нравственной атмосферы на рубеже 70-80-х гг. Ивановская область в условиях новой, постсоветской России. Кризис 90-х гг. и его преодоление. Стабилизация, перспективы экономического роста, решение социальных проблем и духовно-культурный подъем. Используемый учебно-методический комплект:
Учебно-тематический план по историческому краеведению, 9 класс.
|
![]() | Рабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано» Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть... | ![]() | Рабочая программа по физике (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования |
![]() | Рабочая программа по русскому языку (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Умк под редакцией С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко. М. Просвещение | ![]() | Рабочая программа по биологии в 11 классе (наименование учебного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «атамановская средняя общеобразовательная школа» |
![]() | Рабочая программа по технологии (наименование учебного курса, предмета,... Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7 | ![]() | Рабочая программа по русскому языку (наименование учебного курса,... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами |
![]() | Рабочая программа по Математика алгебре (наименование учебного предмета,... Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013... | ![]() | Рабочая программа по Английскому языку (наименование учебного предмета,... «Английский язык» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательной школы |
![]() | Рабочая программа по английскому языку (наименование учебного предмета,... «Английский язык» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы | ![]() | Рабочая программа по Биологии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами |
![]() | Рабочая программа по Математика алгебре (наименование учебного предмета,... Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13... | ![]() | Рабочая программа по Немецкому языку (наименование учебного предмета,... И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2003) и с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных... |
![]() | Рабочая учебная программа по геометрии (наименование учебного предмета,... Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов | ![]() | Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... |
![]() | Рабочая программа по Биологии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко,В. М. Константинов, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, Н. М. Чернова. Составитель:... | ![]() | Рабочая программа По обществознанию (наименование учебного курса,... Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию |