Скачать 134.82 Kb.
|
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики Кафедра прикладной политологии Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в середине - второй половине 20 века (на примере истории Холокоста в Европе)».Для направления 030200.62 «Политология» Курс II Автор: доцент кафедры прикладной политологии Полковникова Татьяна Александровна Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры Зав. кафедрой ______________ _________________ «__» _________________ 2010 г. «__» _____________ 2010 г. Утверждено УМС _________________ Председатель __________________ «__» ____________2010 г. Санкт-Петербург 2010
Учебная программа курса предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология». Данный курс является интегрированным, включающим знания по таким дисциплинам, как политология, правоведение, история отечества и зарубежных стран, культурология, этика. Актуальность программы определяется, прежде всего, реалиями современного мира, для которого характерны различные проявления интолерантности, ксенофобии, экстремизма, антисемитизма, возрождение нацисткой идеологии, распространение ее среди молодежи. Город Санкт-Петербург сегодня является не только культурным центром нашей страны, но, наряду с Москвой может считаться самым многонациональным городом. Мощные миграционные процессы и связанные с ними социальные, политические и культурные изменения оказывают огромное влияние на этническое и конфессиональное многообразие Петербурга. По данным Всероссийской переписи 2002 г. в городе проживают люди 140 национальностей. В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и в нашей стране и мире в целом, происходит нарастание экстремистских настроений, особенно среди некоторой части молодежи. Кроме крайних форм национализма и ксенофобии существует и бытовой национализм, внешне не слишком заметный, но охватывающий широкие слои населения, и потому тоже достаточно опасный. Преподавание истории Холокоста, попытка осмысления его уроков – важная составная часть образования и воспитания молодежи в духе толерантности и уважения прав человека. Тема Холокоста сегодня изучается во многих странах. В последнее время и в России эта тема прочно вошла в различные учебные программы. В 2009 году на Международной конференции по Холокосту в Праге Россия заявила о своем намерении вступить в международную авторитетную организацию по изучению и преподаванию темы Холокоста Таск Форс. Тема Холокоста несет в себе большой нравственный потенциал, который может способствовать формированию готовности противостоять любым формам нетолерантного поведения. Важнейший довод в пользу изучения истории Холокоста, извлечения уроков из него – необходимость избежать в будущем подобных нарушений прав человека на религиозной, национальной, этнической основе. Чтобы противостоять ксенофобии, национализму, интолерантности нужно знать и понимать, их истоки и признаки. Из актуальности данного курса вытекают его цели и задачи. Основные цели курса:
Задачи курса:
Программа ориентирует студентов на самостоятельную работу, без которой невозможно полноценное освоение содержания курса, формирование необходимых компетентностей. Содержание программы базируется на материалах современных исследований по теории и практике прав человека, истории Холокоста в Европе, и, в частности, на территории СССР. Курс имеет интерактивный характер. Основными формами работы являются не только лекционные занятия, но и семинары, в процессе которых используются такие формы и способы работы: - приемы развития критического мышления; - дискуссии и дебаты; - групповая работа; - экскурсионная работа; - просмотр документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением; - кейсы, дилеммы; - работа с историческими документами; - работа с материалами СМИ. Методология курса. Излагая такую непростую для восприятия тему, как тотальное нарушение прав человека в период Холокоста, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на следующие моменты. Прежде чем изучать Холокост как таковой, студенты должны иметь возможность познакомиться с нормальной жизнью еврейских общин до Катастрофы, с традицией и культурой еврейского народа (хотя бы фрагментарно). С этой целью в содержание курса включена экскурсия «Евреи Петербурга в 19 – начале 20 века». Также необходимо донести до студентов мысль о том, что в результате Холокоста погибли не миллионы безымянных жертв, а конкретные люди, с их личной историей, внутренним миром, целые семьи с их культурой и традициями. В связи с этим хотелось бы добиться сопереживания и сочувствия людям того времени. Показать эмоциональную глубину различных аспектов Катастрофы позволит просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, изучение художественной литературы по теме курса. Формы работы студентов. Данный курс предполагает проведение лекционных, семинарских, экскурсионных занятий, написание эссе, просмотр художественных и документальных фильмов с последующим обсуждением. Виды контроля. Текущий контроль: семинарские занятия, проверка заданий для самостоятельной работы, проверка портфолио. Промежуточный контроль: эссе. Итоговый контроль: зачет в форме презентации портфолио по курсу. 2. Содержание программы. Интолерантность и ее проявления (2 часа лекции, 2 часа семинары). Введение в курс. Понятие интолерантности. Этноцентризм. Стереотипы и предрассудки, их роль в жизни человека и общества. Этнонациональные стереотипы. Значение изучения истории Холокоста на современном этапе общественного развития. Права меньшинств и права человека (2 часа лекции, 2 часа семинары). Понятие прав человека. Эволюция понятия. Классификация прав человека. «Поколения» прав человека. Права меньшинств. Холокост и проблема нарушения прав человека. Проблемы защиты прав человека. Роль государства и общества в защите прав человека. Характер и особенности антисемитизма (2 часа лекции). Понятие антисемитизма. Антисемитизм от древности до наших дней (исторический обзор). Антисемитизм и этнонациональные стереотипы. Религиозный антисемитизм. Экономический антисемитизм. Политический антисемитизм. Расовый антисемитизм. Антисемитизм в России. Современный антисемитизм. Мир между двумя мировыми войнами: историческая и политическая ситуация. Идеология нацизма и методы ее распространения (2 часа лекции, 2 часа семинары). Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Последствия и итоги войны для Германии. Мировой экономический кризис и международные отношения. Идеология расизма: основные идеи и положения. Расовая теория и расизм. Расовая иерархия. «Чистота» крови. «Жизненное» пространство. Еврейский образ в нацистской идеологии. Методы распространения идеологии нацизма. Немецкая политика в области прав человека в 1933 – 1939 гг. Антиеврейская политика. Нюрнбергские законы (2 часа лекции, 2 часа семинары). Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Нюрнбергские законы (1935 г.): беспрецедентное расистское законодательство. «Хрустальная ночь» (1938 г.). Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция. Политика нацистов на оккупированных территориях Европы (2 часа лекции, 2 часа семинары). Европа на пороге войны. Захват и раздел Польши. Антиеврейская политика в оккупированной Польше. Создание гетто. Нацистское гетто как уникальное явление. Гетто: боль и надежда. Деятельность юденратов. Мир семьи в гетто. Противостояние распаду жизненных ценностей. Дилеммы гетто. Мир детства и права ребенка в оккупированных странах (2 часа лекции, 2 часа семинары). Дети в период Холокоста. Распад семей и изменение положения ребенка в семье. Анна Франк и ее дневник. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. «Три куклы». Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР (2 часа лекции, 2 часа семинары) Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г.: основные цифры и тенденции. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники. Начало реализации политики «окончательного решения». Холокост у стен Ленинграда. Те, кто были рядом (2 часа лекции, 2 часа семинары). Коллаборационизм и коллаборационисты. Кто они - «стоящие в стороне». Виновны ли стоящие в стороне? Личная ответственность за равнодушие. Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Борьба и противостояние (2 часа лекции, 2 часа семинары). Формы сопротивления нацистам: духовное и физическое сопротивление, индивидуальное и коллективное. Восстания в гетто. Восстание в Варшавском гетто. Партизанская борьба, семейные лагеря (Тувия Бельский). Восстания в лагерях смерти. Борьба в условиях тотального террора. Мир фашистских концлагерей (2 часа лекции). Система лагерей от прихода нацистов к власти до начала Второй мировой войны. Политический террор. Лагеря во время войны. «Индустрия» смерти. Лагерный мир: жизнь заключенного в лагере. Борьба за выживание и сопротивление. «Марши смерти». Преступления и наказание. Уроки фашизма и новое внимание к проблеме нарушения прав человека (2 часа лекции, 2 часа семинары). Реакция мира на Катастрофу европейского еврейства. Нюрнбергский процесс и его решения. Суды над нацистскими преступниками. Процесс Эйхмана. Проблема извлечения уроков из истории Холокоста. Катастрофа и память. Память о Холокосте в СССР и России. Отрицание Холокоста. Можно ли извлечь уроки из истории Холокоста? 3. Темы эссе.
4. Тематический план.
5. Учебно - методическое обеспечение программы. Базовые учебники.
Основная литература.
Дополнительная литература.
|
Программа дисциплины «Актуальные проблемы истории религий» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины Второй иностранный (немецкий) для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация в статье предпринята попытка философского осмысления событий Холокоста, анализа преподавания темы Холокоста в России и... | ||
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Политический менеджмент» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины «Оценка эффективности политической деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины Иностранный язык (французский язык) для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030200. 62 Политология, протокол от 02. 07. 2010 г. №15 | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Современная политическая философия для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Основы избирательных технологий» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... |