Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГОУ НПО СО «Профессиональное училище №64»
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище № 64»
программа курса ТЕХНОЛОГИИ
«Дизайн и обновление текстильных изделий»
Рекомендуется для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Разработчики:
Мастера производственного обучения
М. А. Ковалева
Н.Л.Жилина
ГОУ НПО СО ПУ 64
г. Каменск-Уральский
пояснительная записка Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище № 64» предлагает для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ курс технологии «Дизайн и обновление текстильных изделий».
Программа курса рассчитана на 34 часа и предусматривает обучение учащихся в учебных аудиториях и мастерской училища, где учащиеся последовательно ознакомятся с дизайном и обновлением текстильных изделий и освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства.
Курс технологии «Дизайн и обновление текстильных изделий» позволит школьникам осуществить профессиональные пробы и с ориентироваться по выбору профессии, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями; получить специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки текстильных материалов, художественное оформление швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области дизайна, декора, обновления текстильных изделий как в интерьере дома так и в одежде, через разработку эскизов и создания проектов текстильного декора кухни, столовой, зала, спальни, а также декорирование и обновление одежды различных ассортиментных групп мужской, женской и детской одежды.
В процессе реализации программы «технологии» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческие способности личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Цель данной программы: Профилирование учащихся общеобразовательных школ на профессии швейного профиля (швея, портной, закройщик) по средствам изучения основ прикладного искусства и моделирования.
Формирование и развитие интереса у учащихся к обновлению и декоративному оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде, развитие интереса у учащихся к моделированию одежды через разработку эскизов моделей одежды и изучение истории костюма, а текстильный дизайн интерера.
Задачи:
Способствовать формированию потребности самостоятельного выбора профессионального образования.
Ознакомить учащихся со спецификой профессий через самостоятельную практическую деятельность.
Формирование первичных знаний по предмету технология «Дизайн и обновление текстильных изделий».
Способствовать формированию потребности самостоятельного выбора профессионального образования.
Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области обновления и декора одежды и интерьера.
Активизация интереса учащихся общеобразовательных школ к профессиям швейного профиля.
Формирование первичных знаний по предметам «Декоративно-прикладное искусство в интерьере», «Моделирование текстильных изделий».
Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области текстильного дизайна интерьера и одежды.
В данной программе выделено четыре темы.
Тема 1 , на которую отведен 1 час, имеет характер введения в предмет.
В темах с 2 по 3 последовательно рассматриваются варианты текстильного оформления оконных и дверных проемов, а также текстильное оформление мебели. По окончанию каждой темы планируется выполнение практической работы по разработке эскизом текстильного оформления оконных и дверных проёмов, а также текстильное оформление мебели по предложенным темам с выполнением декоративных аксессуаров.
Тема № 4 является заключительной. В ней раскрывается направление моды текстильного интерьера, а также планируется проектирование и практическое выполнение творческой работы по созданию текстильного интерьера помещений, что и будет являться завершающей работой по курсу, которая продемонстрирует степень заинтересованности в данной профессии.
Показатели к выполнению практических работ:
Умение разработать эскиз текстильного интерьера помещения в одном стилевом решении.
Выбор необходимых материалов по колориту.
Степень самостоятельности выполнения работы.
Качество выполненной работы.
Самооценка.
тематический план
№ п/п
| Наименование темы
|
Количество часов по класам:
|
10 класс
|
11 класс
|
Всего:
| Из них на практическое обучение
|
Всего:
| Из них на практическое обучение
|
| Введение. Текстильное оформление окон и интерьера. История художественного декорирование, моделирования и оформления одежды
| 1
| -
| 1
| -
|
| Декорирование одежды: Вышивка класс
| 1
| -
| 1
| -
|
| Аппликация из различных тканей (х/б, плащевая, сукно, драп, шерсть и т.д.)
| 4
| 3
| 4
| 3
|
| Отделка аппликацией изделий тесьмой, кожей, мехом и шнуром.
| 2
| 1
| 2
| 1
|
| Искусственные цветы
| 3
| 2
| 3
| 2
|
| Помпоны и кисточки. Изготовление декоративных поясов.
| 3
| 3
| 3
| 3
|
| Проектирование и художественное оформление одежды: История художественного оформления и моделирования одежды.
| 2
| 1
| 2
| 1
|
| Художественное проектирование одежды различного ассортимента: обновление, реставрация и перекрой юбки, брюки.
| 6
| 5
| 6
| 5
|
| Текстильное оформление окон: Стилевое решение занавесок. Аксессуары для занавесок
| 1
| -
|
1
|
-
|
| Изготовление и отделка штор
| 3
| 2
| 3
| 2
|
| Текстильное оформление мебели
| 3
| 2
| 3
| 2
|
| Проектирование и художественное оформление интерьера
| 3
| 2
| 3
| 2
|
| Презентация проекта
| 2
| -
| 2
| -
|
| Итого:
| 34
| 21
| 34
| 21
|
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов по класам:
| Всего:
| Из них на практическое обучение
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Введение
| 2
|
|
| Декорирование одежды:
| 1
|
|
| Вышивка
| 2
|
|
| Аппликация
| 3
| 2
|
| Отделка изделий тесьмой, кожей и мехом
| 2
|
|
| Искусственные цветы
| 3
| 2
|
| Проектирование и художественное оформление одежды
| 3
| 3
|
| Презентация проекта
| 2
|
|
| Итого:
| 34
| 7
|
учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов:
| Всего:
| Из них на практическое обучение
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Введение
| 2
|
|
| Текстильное оформление окон:
| 1
|
|
| Стилевое решение занавесок
| 1
|
|
| Аксессуары для занавесок
| 1
|
|
| Изготовление и отделка штор
| 3
| 2
|
| Текстильное оформление мебели
| 3
| 2
|
| Проектирование и художественное оформление интерьера
| 5
| 4
|
| Защита творческого проекта
| 2
|
|
| Итого:
| 17
| 8
|
УЧЕБНО-тематический план
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов:
| Всего:
| Из них на практическое обучение
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Введение
| 1
|
|
| История художественного оформления и моделирования одежды
| 4
|
|
| Закономерности композиции костюма
| 3
|
|
| Зрительные иллюзии в одежде
| 1
|
|
| Художественное проектирование одежды различного ассортимента
| 2
| 2
|
| Проектирование одежды
| 4
| 4
| 7.
| Презентация проекта
| 2
|
|
| Итого:
| 17
| 6
|
Программа Введение Содержание элективных курсов. Техника безопасности при работе в кабинете и швейной мастерской.
Выбор тканей для текстильного оформления интерьера. Характеристика ткани по расцветке: ткани компаньоны, ткани контрастные по цвету. Текстильное оформление окон
Выбор занавесок. Занавески: виды и детали. Портьерные ткани. Изготовление занавесок. Подшивание занавесок отделочная тесьма.
Занавески без единого шва. Занавески в стиле «кафе». Занавески с завязками, с пуговицами. Легкие занавески на подкладе. Занавески для окна в нише. Занавески с ламбрекеном. Гардины и ламбрекены. Тюлевые гардины. Легкие занавески со вставками. Двусторонний бордюр. Основные виды стежков. Занавески с напуском. Итальянские занавески. Гирлянды и шлейфы.
Деревянные ламбрекены. Ламбрекены на жесткой основе. Виды карнизов. Отделка штанги. Плетевые завязи. Бархатные розы. Держатели занавесок.
Разновидности штор из ткани. Роликовые шторы. Шторы с фигурным краем. Шторы с завязками. Шторы отделанные рюшами. Подбор жалюзи. Окраска жалюзи.
Практическая работа: выполнение эскизов оформления оконных и дверных проемов на предложенную тему. Текстильное оформление мебели Накидки на мягкую мебель. Диванные подушки. Оформление кроватей. Оформление стола и стульев для гостиной комнаты.
Практическая работа: выполнение эскизов текстильного оформления мебели на предложенную тему. Проектирование и художественное оформление интерьера
Направления моды текущей и перспективной в интерьере. Модные стили, декор, модные ткани, другие материалы в интерьере.
Источники информации об изменениях современного интерьера. Методические и модельно-конструктивные разработки; проекты, журналы, каталоги и др. Понятие стиля и моды в интерьере. Основные принципы композиция интерьера. Формирование интерьера.
Практическая работа: выполнение проекта «Текстильный дизайн интерьера». перечень дидактических материалов
Эскизы текстильного оформления интерьера.
Схемы конструкций штор различного вида.
Технологические карты по сборке штор, покрывал и накидок на мебель.
Наглядное представление уроков в PowerPoint.
Тестовые задания.
Карточки задания.
Методические рекомендации по выполнению практических и проектных работ.
список литературы
Р. Нуриманшина «Как стать портным». Учебное пособие. Издательство ООО «Горизонт-авиа». 2003.
Бэкер В. Портьеры; дизайн и ткани / перевод с английского. – М.; Издательский дом «Ниола 21 век», 2006.
Сезар Люк. Шторы, портьеры, жалюзи. Полный курс декорирования окна. – М., ЗАО Издательская группа «Контент», 2005.
Занавески, покрывала, подушки. Советы профессионалов: перевод с английского. – М., Издательский дом «Неола 21 век», 2003
И. Форбс. Полная книга по занавескам. – М., Издательский дом «Неола 21 век», 2006.
Аранович – Панамарева Е.С. Интерьер и предметы дизайна жилых зданий. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
|