Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности»





Скачать 473.3 Kb.
НазваниеЛитература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности»
страница1/4
Дата публикации13.08.2014
Размер473.3 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
  1   2   3   4


Управление образования Гродненского облисполкома

Управление образования Сморгонского райисполкома

Учебно-методическое учреждение «Сморгонский РУМК»

Государственное учреждение образования «СШ №2 г. Сморгони»

Изучение истории на основе

использования многомерной

дидактической технологии
Из опыта работы

Белячиц Ольги Анатольевны,

учителя истории высшей категории

ГУО «Средняя школа № 2 г.Сморгони»


Сморгонь

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МДТ

1.1 История разработки многомерной дидактической технологии

1.2 Исходные идеи МДТ

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МДТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1 Эффективный урок: какой он?

2.2 Конструирование ЛСМ и их использование на уроках истории

2.3 Карты памяти на уроках истории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендации по составлению ЛСМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЛСМ «Формирование белорусской народности»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЛСМ «Промышленная революция в Беларуси»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ЛСМ «Реформация в Беларуси»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ЛСМ «БССР во второй половине 1950х-первой половине 1960-х»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Урок обобщения. Итоги восстановительного периода

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Урок обобщения. Беларусь в межвоенный период

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Урок «Западная Европа в конце XIX- в начале XX века».

ВВЕДЕНИЕ

Общественные социально-экономические изменения обусловили новые требования к выпускникам общей и профессиональной школы: гибко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям; обладать самостоятельностью, критически мыслить и генерировать идеи, оперировать растущими объёмами научной информации. Возрастание роли информационных технологий и интеллектуальной собственности в жизни общества приводит к увеличению объёма получаемой информации и совершенствованию её переработки. При этом эффективность социальных и других систем определяется оперативным накоплением и использованием информации, от качества отображения которой зависят все виды мышления и познания.

Совокупный общественный интеллект признаётся главной движущей силой прогресса, диктующей развитие производительных сил, а интеллектуальное развитие, развитие мышления всё более осознаётся как основа успешного обучения.

В данных условиях первоочередной задачей становится качественное совершенствование образовательного процесса, позволяющее развивать способность к абстрактному мышлению и формировать продуктивные подходы, стимулирующие создание новых знаний.

Более успешен тот, кто умеет перерабатывать и использовать огромные массивы информации, кто владеет специальными приёмами работы, тем более что учёные предсказывают удвоение информации каждые 5 лет.

Анализ педагогической литературы и практики показывает, что трудности многих школьников в изучении истории связаны с их неумением работать с учебной информацией, анализировать её, структурировать, обобщать, сравнивать, запоминать, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, работать с понятиями и находить оптимальные пути решения многих учебных задач. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна проблема формирования информационной культуры учащихся. А педагоги по-прежнему гораздо больше внимания уделяют трансляции знаний, чем обучению способом умственной деятельности и развитию мыслительных процессов.

Оптимальное использование прогрессивных технологий в образовании – основа профессионализма учителя и эффективного обучения учащихся. Это прежде всего технологии, основанные на учении о мозге, его функциях и путях их интенсификации, о типах интеллекта, на теории познавательной деятельности и её активизации, поэтапном формировании умственных действий.

Процесс обучения и учения должен соответствовать логике и особенностям нашего мышления. А оно многомерно. Поэтому технология многомерных дидактических инструментов, или многомерная дидактическая технология (МДТ), представленная педагогической общественности доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом (Россия), сегодня в Беларуси так активно и настойчиво осваивается учителями всех предметов. Заслуживает особого внимания работа по внедрению этой технологии Анны Добринёвской, методиста высшей категории Академии последипломного образования, автора инновационного проекта по внедрению МДТ, заслуженного работника образования Республики Беларусь; Людмилы Мещеряковой, учителя высшей квалификационной категории гимназии № 3 г. Минска.

Содержательный аспект многомерной дидактической технологии, механизмы ее внедрения были определены на основании изучения работ В.Э.Штейнберга, В.В. Белича, В.П. Беспалько, В.В. Гузеева.
Многомерная дидактическая технология может помочь и педагогу, и ученику в решении многих острых проблем. Сущность этой технологии определяет логику действий тех, кто учит, и тех, кто учится: от многомерности мышления к многомерности обучения.
Именно МДТ позволяет организовать познавательную деятельность учащихся с использованием всех возможностей мозга, представить знания в свёрнутой и развёрнутой формах, управлять деятельностью учащихся по их восприятию, переработке, усвоению, воспроизведению и творческому использованию.
Дидактические многомерные инструменты – это универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке в различных (внутреннем и внешнем) планах учебной деятельности. Конкретной реализацией ДМИ является логико-смысловая модель представления и анализа знания на естественном языке (ЛСМ).
Логико-смысловые модели обладают универсальностью, то есть могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин, в любых учебных заведениях, в работе с учащимися различных возрастных групп, а также во многих сферах человеческой деятельности ( в информационных технологиях, технике управления, патентоведении, в разработках по созданию искусственного интеллекта).
Изучив теоретические основы технологи ДМИ и опыт её применения в практической деятельности педагогов, было решено создать свои логико-смысловые модели и использовать их в обучении на уроках истории.

Цель опыта работы: повысить эффективность преподавания истории через использование в образовательном процессе технологии многомерных дидактических инструментов.

Исходя из проблемы и цели определены следующие задачи:

1. Изучить существующие подходы к применению МДТ в образовательном процессе.

2. Разработать дидактическую систему преподавания истории на основе использования МДТ.

3. Внедрить разработанную систему в собственную педагогическую практику.

4. Провести анализ результативности проделанной работы.

5. Обобщить опыт и дать практические рекомендации по его реализации.

Представленный опыт содержит разработки уроков истории с использованием многомерной дидактической технологии, методические рекомендации по составлению логико-смысловых моделей, логико-смысловые модели, применяемые на различных этапах урока.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МНОГОМЕРНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ


    1. История разработки дидактической многомерной технологии


В 2011 году исполнилось 20 лет со дня начала поисковых исследований в области инструментальной дидактики, в ходе которых научным коллективом (будущая Научная лаборатория дидактического дизайна) была разработана Дидактическая многомерная технология (ДМТ). Промежуточные результаты исследований (диссертационные исследования, монографии, статьи) периодически публиковались в течение длительного времени. За двадцать лет инструменты дидактической многомерной технологии – Логико-смысловые модели (ЛСМ) – вошли в обиход педагога и используются так же, как привычные дидактические средства наряду со структурно-логическими схемами, опорными сигналами, фреймами без указания на их создателей, как и в публикациях последних, где приводятся методические разработки «переоткрытых» авторами логико-смысловых моделей и дидактической многомерной технологии. И тем поколениям педагогам, которые заступили за это время на трудовую вахту, затруднительно по отдельным публикациям представить общую картину поискового процесса, что и явилось созданием ДМТ.

Центральная задача исследования сформировалась в Отраслевой школе научно-технического творчества (1985-1987 г.г.) при изучении в политехнической группе инженерами предприятий авиационной отрасли курса «Теория и практика поиска новых технических идей и решений», а также в Общественном университете патентоведения и технического творчества при Областном совете ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) [7, с. 23]. На занятиях необходимо было выполнять разбор поисковых задач в обобщённой форме, понятной различным специалистам (электроаппаратчики, прибористы, сварщики, гидравлики). После многочисленных попыток схематизации содержания занятий несколько неожиданно была изображена лучеобразная система координат с обобщенной информацией, которую специалисты в своих конспектах заменяли конкретной технической информацией. Такие опорно-узловые координаты и стали прототипом будущих Логико-смысловых моделей (ЛСМ).

В последующий период (1990-1992 г.г.) опытно-экспериментальные работы выполнялись в рамках Инновационного научного центра «Майевтика-11» совместно с педагогами учреждений профессионального образования. Накопленный опыт был систематизирован и в 1991 году предоставлен в НИИ проблем высшего образования (НИИВШ), где экспертная группа в составе известных специалистов (Н.Ф Талызина, Ю.Г. Татур, В.С Кагерманьян и другие) вынесла положительное решение и рекомендовала опубликовать рассмотренные материалы в Обзорной информации НИИВШ [8, с. 39] и представить к серебряной медали ВДНХ СССР.

С 1992 года исследования переместились в Башкирский институт повышения квалификации работников образования (БИПКРО) на созданную там кафедру технологии проектирования образовательных систем и процессов, где продолжались шесть лет. За эти годы был разработан пакет научных и методических материалов [9, с. 60] и развёрнута опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных школах.

Работа с 1999 года была продолжена уже в Научной лаборатории Башкирского педагогического института. Опыт проектирования занятий с использованием логико-смысловых моделей был обобщён и представлен в защите как « Конструторско-технологическая деятельность (КТД) преподавателя в современных условиях» [10, с. 30] (1998г.), а технология проектирования и применения логико-смысловых моделей получила название «Дидактическая многомерная технология (ДМТ)» [7, с. 214] (1999г.). Концепция технологии проста и заключается в представлении учебного материала в аудиоформе и, параллельно , в визуальной, специально преобразованной, концетрированной и логически удобной форме с примерно 27%, а информационная мощность визуального канала – примерно 85%.

В 2000 году были завершены исследования социокультурных и антропологических оснований логико-мыслительных моделей, определена их инструментальная роль в технологиях обучения как дидактических многомерных инструментов, рассмотрены системные характеристики. Результаты исследований, представленные как научное исследование к защите [8, с. 24] и в форме многофункциональной монографии [9, с. 304], включали:

-обоснование новой дидактической категории «многомерность» [10, с. 20-30], получившей широкое распространение в педагогике за десять лет;

-исследование культурологического характера «солярности» (лучеобразности) как важной графической особенности отображения многочисленных знаков и символов, геральдики и астрологических календарей, топологии малых поселений и многих других артефактов [10, с. 204 ];

-выявление взаимосвязи дидактического потенциала феномена когнетивно-динамической ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах и соответствующих графических отображений упомянутых пространств [10, с. 3-9];

-исследование взаимосвязи основных механизмов мышления человека – трёх сигнальных систем отражения, ответственных за процесс преобразования информации в процессе учения при выполнении предметно-ознакомительной (первая сигнальная система), вербально-логической (вторая сигнальная система) и моделирующей (третья сигнальная система, оперирующая схемами, формулами и моделями) [9, с. 3-11].

Новые результаты исследований позволили определить логико-смысловые модели как одну из форм реализации новых дидактических средств, названных «ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ДМИ)», в последующее время были разработаны «дидактические навигаторы», «дидактические трансформеры», «дидактические когнитивные карты» (2000 г.).

Неочевидные для традиционной педагогики дидактические свойства «семантических фракталов» были исследованы в процессе опытно-экспериментальной работы [8, с. 24]:

-солярная графика позволяет правому полушарию воспринимать их как целостный образ, содержащий ключевые слова (которые должны быть преимущественно не глаголами), то есть координатно-матричные каркасы являются визуально удобной формой представления информации;

-координатно-матричный каркас программирует универсальные учебные действия по переработке и усвоению знаний, которые необходимо выполнить при построении моделей (разделение информации на смысловые группы, попарное сравнение и упорядоченное расположение групп, выделение узловых элементов на координатах, установление смысловых связей между узловыми элементами, свёртывание обозначений координат, узловых элементов и связей до ключевых слов, аббревиатур, символов);

-семантически связная система ключевых слов в сочетании с « солярной» графикой направляет мышление как на достраивание недостающих или исключение избыточных фрагментов, облегчает запоминание разнородной информации в свёрнутой форме, восстановление и оперирование её элементами, инициирует эффект аутодиалога пользователя с многомерным мыслеобразом, вынесенным во внешний план познавательной деятельности (в основе семантических сетей лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности понятий некоторой предметной области и связей между ними).

Значительный вклад в разработку теории и технологии инструментальной дидактики [10, с. 3] внесли сотрудники Научной школы «Дидактический дизайн в общем и профессиональном образовании» (В.Э. Штейнберг – руководитель, доцент Н.Н. Манько, профессор Р.Г. Галиев, А.Ю. Шурупов, доцент С.А. Арсланбекова, доцент Ф.Ф. Ардуванова, Т.А. Посягина и другие специалисты).

Результаты исследований и разработки Дидактической многомерной технологии позволяют придти к выводу, что освоение дидактического потенциала визуализации в новых технологиях обучения представляет собой сложную проблему, для решения которой необходимы исходные новые знания об особенностях мышления человека, «инопредметные» знания могут быть полезны при решении прикладных дидактических задач. Более того, диалектический синтез гуманитарных и технологических знаний предопределяет исследование социокультурных и антропологических оснований новых технологий инструментального характера. Именно такие технологии пополняют эффективную нишу педагогики – доказательную дидактику и составляют базу дидактического дизайна, будучи верифицируемыми в педагогическом эксперименте, в разнообразной педагогической практике по всей «матрице образования».
1.2. Исходные идеи многомерной дидактической технологии
«Многомерность» означает соответствие дидактических инструментов такому представлению знаний, при котором одновременно обеспечивается визуальная, пространственная, системная, иерархическая организация разнородных его элементов. Подобно тому, как различные виды материальной деятельности человек совершает в пространственно-временном измерении, так и различные виды интеллектуальной деятельности осуществляются в наглядном многомерном пространстве, для ориентации в котором необходимы свои системы координат и навигационные инструменты.

Главная цель введения МДТ – снизить трудоёмкость и повысить эффективность деятельности учителя и ученика за счёт использования многомерных дидактических инструментов.

Основная идея МДТ – идея многомерности окружающего мира, человека, его мышления, образовательного процесса, познавательной деятельности.

Исходными идеями МДТ являются:

1. Развитие субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе.

2. Целостная включённость школьника в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой.

3. Опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания.

4. Педагог с комплексом используемых им дидактических средств выполняет роль дирижёра и помощника в работе ученика.

5.Безоценочный характер реакции педагога на высказывания школьников в ходе обучения.

6.Творческий, системный характер процесса познавательной деятельности.

7.Интерактивный характер общения и обучения.

В основе МДТ лежат принципы:

1) многомерности (многоаспектности), целостности и системности структурной организации окружающего мира;

2) расщепления – объединения элементов в систему, в том числе:

- расщепление образовательного пространства на внешний и внутренний планы учебной деятельности и их объединение;

- расщепление многомерного пространства знаний на смысловые группы и их объединение;

- расщепление информации на понятийные и образные компоненты и их объединение;

3) биканальности деятельности, на основе которого преодолевается одноканальность мышления благодаря тому, что канал подачи - восприятия информации разделяется на вербальный и визуальный; канал взаимодействия «учитель – ученик» - на информационный и коммуникативный; канал проектирования – на прямой канал конструирования учебных моделей и обратный канал их использования для воспроизведения, систематизации и обобщения знаний;

4) триадности представления (функциональной полноты) знаний:

- объекты мира: природа, общество, человек;

- сферы освоения мира: наука, искусство, мораль;

- базовые виды деятельности: познание, переживание, оценка;

- описание: строение, функционирование, развитие;

- описание: структура, функции, применение;

- описание: событие, причина, следствие;

5) универсальности, то есть пригодность многомерных дидактических инструментов к использованию в различных учебных заведениях, в общем и профессиональном образовании, на уроках разных типов, по разным предметам, в профессионально-творческой и управленческой деятельности;

6) программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при многомерном представлении и анализе знаний: формирование смысловых групп и выделение учебных элементов каждой их них, координация и ранжирование, смысловое связывание, переформулирование, сравнивание;

7) опорности мышления – опоры на модели эталонного или обобщённого характера по отношению к проектируемому объекту, опоры на модели при выполнении различных видов деятельности (подготовительная, обучающая, познавательная, поисковая);

8) квазифрактальности развёртывания многомерных моделей представления знаний, основанной на повторении ограниченного числа операций [2, с.10].
Освоение и использование МДТ учителем осуществляется в несколько этапов:

1.Изучение теоретических основ технологии, её преимуществ и возможностей.

2.Составление учителем учебных ЛСМ определённых тем для конкретных уроков, для достижения чётко сформулированных дидактических целей. Некоторые педагоги начинают с составления мотивационных или технологических логико-смысловых моделей методического или организационного характера.

3.Проектирование, проведение и анализ уроков разных типов с использованием ЛСМ.

4.Корректировка ЛСМ.

5.Включение учащихся в составление ЛСМ. Если такой навык у детей сформирован, оно даётся как домашнее или творческое задание.

6.Систематическое использование ЛСМ на уроках разных типов.

7.Составление и использование ЛСМ межпредметного характера, проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Методическая структура урока с использованием ЛСМ состоит из нескольких этапов: организационного, актуализации знаний и работы с понятиями (изучение новой темы), этапы рефлексии, информирования по домашнему заданию.

Формы деятельности тоже могут быть разными в зависимости от типа урока и характера задач, решаемых на нём. Наиболее часто употребляемые методы ведения урока при использовании ЛСМ:

- алгоритмизация (схемы, модели, опоры, графики, которые составляются и используются учащимися на уроке и дома);

- эвристическая беседа (диалог на определённую тему по выявлению и логике расположения ключевых слов на координатах и в опорных узлах);

- решение проблемных ситуаций;

- мозговой штурм;

- моделирование: составление ЛСМ исторических процессов и событий;

- система творческих заданий по разворачиванию информации с использованием ключевых слов и логики построенной модели [1, с. 21].

Работа с ЛСМ предполагает учёт следующих закономерностей:

- учебный материал большого объёма запоминается с трудом;

- учебный материал расположенный компактно в определённой системе, запоминается лучше;

- выделение в нём смысловых единиц и опорных (ключевых) слов способствует эффективному запоминанию.

Естественно, что, как и любая другая технология деятельности, МДТ требует некоторых начальных усилий по её освоению и повышает требования к качеству выполнения учебной деятельности. Такие же требования технология предъявляет и к педагогу, но при этом вручает ему в руки более совершенный инструмент деятельности – технологию проектирования занятий, активизирующих и использующих ресурсы интеллекта обучающегося.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПриложения. Приложение А. Экзаменационные билеты Приложение Б
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное...
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПриложение 2 Критерии оценки экспертом письменной работы педагога
Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель»
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconТематический план изучения дисциплины VII. Приложения приложение...
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconРегламент обновления ооп 18 приложения 19 Приложение Учебный план...
Фгос впо по направлению подготовки 100100. 62 Сервис утвержден приказом Минобрнауки от 18. 11. 2009 г. №627
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПоложение об основных требованиях к составлению расписания уроков...
Соблюдать гигиенические рекомендации к расписанию уроков (Приложение 3 к СанПин 4 2821-10)
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconРегламент по организации периодического обновления ооп впо в целом...
Понятие основной образовательной программы высшего профессионального образования
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение...
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: групповая, самостоятельная работа по карточкам с учебником, цор, заполнение лсм, защита групповых проектов
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconСтатья отнесена к разделу
Оборудование: технические средства для слайдовой презентации, карточки для работы у доски, шаблоны лсм., сигнальные карты 3 цветов...
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПлан урока.
Наглядность: лсм, картинки с изображением квартиры, картинки с изображением комнат
Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconПриложения, иллюстрирующие урок: Приложение 1 п риложение 2

Литература приложения приложение рекомендации по составлению лсм приложение лсм «Формирование белорусской народности» iconМетодические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской епархии. Приложения
Приложения Приложение №1 Методические основы проведения внебогослужебных собраний молодежи для изучения Священного Писания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск